Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА РЕЖИССЕРА ЯСУДЗИРО ОДЗУ В ЯПОНСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ 1947 - 1962 ГГ.

Работа №152563

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы67
Год сдачи2020
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
29
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
Введение 5
Глава 1 ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ СТИЛЬ В КИНЕМАТОГРАФЕ
Я. ОДЗУ 10
1.1 Характеристика трансцендентального стиля в кинематографе 10
1.1.1 Методология анализа трансцендентального текста 15
1.2 Характеристика творчества Я. Одзу 17
1.3 Значение трансцендентального стиля в развитии творчества Я. Одзу.... 35
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО
КИНО Я. ОДЗУ АУДИТОРИЕЙ ПОКОЛЕНИЯ Z (НА МАТЕРИАЛЕ
АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТОДОМ ФОКУС -
ГРУППЫ) 43
2.1 Общие принципы метода фокус-группы и история его развития 43
2.2 Методическое обеспечение и организация фокус - группы для
исследования восприятия трансцендентального кино Я. Одзу аудиторией поколения Z 45
2.3 Анализ результатов проведения фокус - группы 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ А 65

Актуальность темы исследования: Японский режиссер Ясудзиро Одзу (1906 - 1963) достиг всемирного признания только после своей смерти 12 декабря 1963 года. Оставаясь в неведении для западного сообщества, режиссер в отличие от своих современников был неизменен себе. Отношение современного поколения к творчеству Я. Одзу остается актуальной и интересной темой исследования. Нынешняя молодежь, признает лишь американский, современный блокбастер, как лучшее творение кинематографа, за редким исключением у молодых поклонников кино появляется желание ознакомиться с лучшими мастерами прошлых лет. Найти которых можно в любом топе лучших из лучших. Я. Одзу без сомнений является таковым, многие кинокритики считали его творчество сугубо традиционным еще в конце первой половины двадцатого века. Оно достоверно отображает японскую жизнь тех лет, однако его фильмы затрагивают сердца любого зрителя, независимо от национальности и времени, эту мысль выразил Пол Шредер в 1972 г. в своей книге «Трансцендентальный стиль в кино: Одзу, Брессон и Дрейер».1 Изучив его произведения и проанализировав особенности восприятия трансцендентального кино Я. Одзу аудиторией поколения Z, людьми которые живут совершенно в другом мире по сравнению со своими предшественниками, для которых цифровые сервисы и технологии - это неотъемлемая часть их жизни, а прошлое - это нечто далекое и незначительное, можно узнать, как это поколение понимает творчество режиссера, как это оно объясняет уникальность и ценность его картин. Суть данного исследования заключается в том, чтобы показать современной молодежи всю глубину и смысловую наполненность кинокартин такого японского режиссера как Я. Одзу. Режиссера уже не сугубо традиционного, как считалось в конце первой половины двадцатого века, а интернационального. Показать, что в прошлом веке были великие режиссеры даже в отдаленной Японии, чье творчество нисколько не уступает сегодняшним популярным кинопроизведениям, а зачастую и превосходит их в глубине смысла произведений.
Британский журнал Sight & Sound2 в 2012 году провел опрос на величайший фильм всех времен и народов. Среди опрошенных были великие режиссеры современности и эту номинацию выиграл фильм Ясудзиро Одзу «Токийская повесть». В Японии Одзу любят, почитают и интересуются еще сильнее не только его фильмами, но и его жизнью. В 2013 году открылась выставка, посвященная режиссеру в киноцентре при Токийском национальном музее современного искусства. Ведь Одзу был не только уникальным деятелем кино, но очень хорошо разбирался в живописи, дизайне, имел свою собственную технику письма. Таким образом, за многие годы, начиная после смерти Я. Одзу в 1963 году вплоть до сегодняшнего дня, японский режиссер и его творчество смогло завоевать зрительские сердца, став эталоном трансцендентального кино.
Степень изученности
К исследованию творчества Ясудзиро Одзу обращалось большое количество исследователей. Среди них были такие как Пол Шредер, Сато Тадао, Дональд Ричи, А. С. Романенко, Т. В. Степанова, М. А. Ростоцкая и И.Ю. Генс. Разбору и изучению мастерства Одзу посвящено большое множество киноведческих трудов, литературы, все они очень разнообразны, но лишь минимальное число исследователей занималось не просто разбором творчества и техники съемки, но и их особенностями. 3 Углубленным анализом творчества Одзу и его особенностей занимался американский сценарист, режиссер, теоретик кино - Пол Шредер. Он первый предложил термин трансцендентального стиля в кино, с помощью которого смог доказать гениальность японского режиссера. В его фильмах, переполненными одной лишь банальной повседневностью, внезапно у зрителя появляются грустные чувства имманирующие его к возвышенному, духовному.4 Так же пытаясь разобрать и пояснить западному обществу всю прелесть творчества Одзу, Дональд Ричи - американский журналист, киновед и кинорежиссер, который не раз бывал в Японии, работал там и лично общался с японским режиссером, выпустил книгу под названием «Одзу». В этой книге на основе личного общения с ним и его коллегами, а так же при помощи внимательного анализа фильмов, Дональд Ричи продолжает раскрывать всю гениальность Одзу. 5Так в отношении позднего творчества Одзу писали и многие отечественные авторы: А. С Романенко, который на примере фильма «Поздняя весна» 1949 года выявляет специфику репрезентации времени как онтолого - экзистенциальной категории в его кинематографе. 6 Т.В. Степанова исследует творчество Ясудзиро Одзу, опираясь на использование японской классической литературы, традиционной живописи и эстетики. С их помощью автор раскрывает не только тенденции в творчестве японского режиссера, но и принципы организации пространства в искусстве Дальнего Востока. 7 М.А.Ростоцкая в своей статье анализирует фильм немецкого режиссера Вима Вендерса «Токио-га» посвященного Одзу. И в результате диалога с духовным наследием японского режиссера, автор показывает нам смыслы и образы, открывшиеся Виму Вендерсу. 8 И. Ю. Генс одна из первых, кто проанализировала творчество Одзу и разъяснила его специфику на советском пространстве. Известный японский критик и историк кино Тадао Сато в своей 9книге дает обзор истории развития японского кинематографа...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках данной работы были изучены состояния и особенности трансцендентального стиля в кино, который показал, что у кино существует возможность имманировать человеческую душу к Абсолюту, от мира физического к метафизическому.
Так же были рассмотрены методы при помощи которых кинокритик может обнаружить и описать, манифестировать трансцендентное, выявить те языковые стратегии и механизмы, которые позволяют режиссеру осуществить прорыв от видимого к невидимому. Структурный метод приравнивает кинокритика к режиссеру, который творит свое произведения. Структурализм спускает критика с небес и ставит на один уровень с произведением. Это помогает ему обрести ранее неведомое ощущение новизны и текст открывается совсем иначе, как необъятная Вселенная.
Постсруктуралистический метод помогает сделать следующий шаг по сближению с текстом. Задача критика состоит в том, чтобы осмыслить форму, разложить и перераспределить новые смыслы найденные в тексте, надстраивая над ними свой собственный вторичный язык.
Были рассмотрены особенности, пути развития и значение данного стиля в творчестве японского режиссера Я. Одзу, который по праву считается трансцендентализмом. Из этого можно сделать вывод, что на творческом пути режиссера стояло не мало преград повлиявших на его произведения: невероятная любовь к американским фильмам, транслирующих жизнь обычных людей, то участие Я. Одзу в японо-китайской войне 1937-1945 гг. а так же вера в то, что семья это нерушимая часть японского общества, в которой можно было найти спасение человеческой душе в после военное время.
Так же была проведена фокус-группа с участниками аудитории поколения Z, с последующим анализом высказываний, дабы выяснить их отношение и понимание трансцендентального творчества режиссера Я. Одзу на примере кинотрилогии «Норико».
1. 60 % респондентов понимают структуру японской традиционной семьи и ее значимость в обществе изучив кинотрилогию «Норико» Я. Одзу. (Михаил Цупель, Павел Ивершин, Светлана Радкевич).
2. 40 % респондентов сложно ориентировалась, что из себя представляла японская традиционная семья, ее структура и значение в обществе посмотрев кинотрилогию «Норико» Я. Одзу. (Денис Степанов, Анастасия Кандратова)
3. 80 % респондентов понимают многие идеи заложенные в произведения, но не замечают главной задачи, которую ставит режиссер Я. Одзу в своей кинотрилогии «Норико». (Павел Ивершин, Светлана Радкевич, Анастасия Кандратова и Денис Степанов).
4. 20 % хорошо разобрались в главной задумке кинотрилогии «Норико» Я. Одзу. (Михаил Цупель).
5. 80 % респондентов считали сильное эмоциональное вовлечение зрителя в кинематографическую реальность важнейшим аспектом фильмов кинотрилогии «Норико» Я. Одзу. (Павел Ивершин, Светлана Радкевич, Анастасия Кандратова и Михаил Цупель).
6. 20% респондентов утверждали, что актерская игра это всего лишь одна из составляющих фильмов, не оказывающая особого воздействия на зрителя. (Денис Степанов)
7. Сплоченность семьи, ядро которой был жесткий, авторитетный отец и добрая покорная мать, разъединенность их в общей деятельности, а так же отчужденная роль семьи от общества, выразили 60 % респондентов, посмотрев кинотрилогию «Норико» Я. Одзу. (Михаил Цупель, Павел Ивершин и Светлана Радкевич)
8. С противоположным мнением в одной детали были 40 % респондентов, они не увидели жесткого и авторитетного отца, посмотрев кинотрилогию «Норико», аргументируя это бесстрашием, непослушанием и явным протестом детей к своему отцу, в особенности в фильмах «Раннее лето» (1951) и «Токийская повесть» (1953). (Денис Степанов и Анастасия Кандратова)
9. 20 % сфокусировало свое внимание на эпизоде, в котором Сюкиси Хираяма подарил Норико часы в фильме «Токийская повесть» (1953), что является своеобразным признанием этого индексного знака главным основополагающим в фильме. (Анастасия Кандратова).
10. 20 % респондентов акцентировали свое внимание на неподвижной камере и особенности построения кадра в совокупности с нижним ракурсом съемки в кинотрилогии «Норико» Я. Одзу (Денис Степанов).
11. 40 % респондентов обратили свое внимание на игру актеров (Светлана Радкевич и Павел Ивершин).
12. 20 % респондентов сфокусировали свое внимание на трех значимых эпизодах раскрывающих идею фильмов кинотрилогии «Норико» Я. Одзу. В результате которых зритель понимает, что произошедшее это результат времени и человеку оно неподвластно. Такое акцентирование респондентов говорит о том, что можно достигнуть успеха в понимании кинотрилогии «Норико» Я. Одзу при внимательном просмотре всех трех фильмов (Михаил Цупель)....


1. Агеева, И. Д. Занимательные материалы по музыке, театру, кино : методическое пособие / И. Д. Агеева. - Москва : Сфера, 2006. - 236 с.
2. Веснин, А. А. Мотив "бегущего человека" в авторском кинематографе второй половины XX века : дис. ... канд. культурологии : 24.00.01 / Веснин Александр Анатольевич. - Кострома, 2004. - 198 с.
3. Воркина, К. С. Японская семья как феномен культуры : дис. ... канд. культурологии : 24.00.01 / Воркина Ксения Сергеевна. - Москва, 2019. - 168 с.
4. Генс, И. Ю. Бросившие вызов. Японские кинорежиссеры 60-70-х годов : книга / И. Ю. Генс. - Москва : Искусство, 1998. - 271 с.
5. Гусак, В. А. Кинематограф Робера Брессона: творческий метод и стиль : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.09 / Гусак Василий Андреевич. - Санкт-Петербург, 2009. - 199 с.
6. Делез, Ж. Кино : Кино-1 Образ-движение ; Кино-2 Образ-время : книга / Ж. Делез ; пер. с фр. Б. Скуратов. - Москва : Ad Marginem, 2004. - 314 с.
7. Демидов, Ф. Д. Трансцендентализм Канта: Эволюция идеи в западноевропейской философии XIX - XX вв : учебное пособие / Ф. Д. Демидов. - Москва : Изд-во РАГС, 2007. - 390 с.
8. Джармуш, Д. Джим Джармуш : интервью : книга / Д. Джармуш ; пер. с англ. Е. Бурмистровой, А. Ефимова. - Санкт-Петербург : Азбука- классика, 2007. - 288 с.
9. Долин, А. Такеси Китано. Детские годы : книга / А. Долин. - Москва : Новое лит. обозрение (НЛО), 2006. - 280 с.
10. Ричи, Д. Одзу : книга / Д. Ричи ; пер. с англ. М. Л. Теракопян. - Москва : Новое лит. обозрение (НЛО), 2014. - 264 с.
11. Дубовик, Л. С. Своеборазие японского кино // СПбГИКиТ : сб. науч. тр. / Санкт - Петербург. гос. ун-т. - Санкт - Петербург, 2019. - С. 127-138.
12. Дунаевский, А. Л. Каннский кинофестиваль: 1939-2010 : книга /
A. Л. Дунаевский. - Санкт-Петербург : Амфора, 2010. - 687 с.
13. Дьяков, А. В. Жиль Делёз. Философия различия : монография / А.
B. Дьяков. - Москва : Белый город, 2013. - 503 с.
14. Задворная, Е. С. Репрезентация национальной идентичности в межкультурном взаимодействии стран Северо-Восточной Азии : дис. ... канд. культурологии : 24.00.01 / Задворная Елена Сергеевна. - Владивосток, 2018. - 217 с.
15. Зубавина И. Б. История зарубежного кино : программа // Национальная академия искусств Украины (НАЛ Украины) / статья в журнале - научная статья. - 2014. С. 84-119....56


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ