Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ МОНТАЖА КАК ХУДОЖЕСТВЕННОГО СРЕДСТВА В КИНОПРОИЗВЕДЕНИЯХ ГАСПАРА НОЭ

Работа №19150

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы54
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
703
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 . Историко-теоретические аспекты возникновения и
использования монтажа в искусстве 9
1.1. Историко-теоретические аспекты понятия «монтаж»,
сферы применения и роль в искусстве 9
1.2. Монтаж в кино как способ создания художественной реальности 21
2. Особенности монтажа как художественного средства в кинопроизведениях Гаспара Ноэ 26
2.1. Эволюция киномонтажа в художественном кино и
тенденции его развития как средства художественной выразительности 26
2.2. Анализ монтажа как средства художественной
выразительности в полнометражных фильмах Гаспара Ноэ 32
Заключение 43
Список использованных источников и литературы 45
Приложение А 51


С момента возникновения кинематографа прошло более ста лет и его история - это история технических и художественных открытий. Появление звука, цвета, многочисленные эксперименты с плёнкой привели кино к его современному виду. Но помимо формы усложнялось и содержание, то, что изначально воспринималось как вынужденная необходимость, обрело художественное обоснование. Хороший пример такого превращения - монтаж.
Монтаж в киноискусстве всегда воспринимался неоднозначно как деятелями кино, так и зрителями. Споры относительно его роли заключаются в том, что одни видят его предназначение в склейке планов, а другие приписывают ему невероятные возможности раскрытия художественной идеи. Разумеется, оба взгляда имеют право на существование, так как роль монтажа определяется самим режиссёром кинопроизведения. Но не учитывать значение этого приёма в тех случаях, когда он является средством художественной выразительности, было бы ошибкой. Тем не менее, исследователи очень часто недооценивают значение монтажа, даже когда он является ярким семиотическим знаком. Это, в свою очередь, ведёт к неверному или поверхностному истолкованию произведений. Так произошло и с кинолентами выдающегося французского режиссёра Гаспара Ноэ, которые и были выбраны в качестве объекта исследования. Таким образом, данная работа призвана определить значение монтажа в творчестве Ноэ, что позволит приблизиться к верному пониманию его кинопроизведений.
Степень изученности темы
Монтаж и возможности его выразительности начали изучаться в 20-х годах ХХ века. Прежде считалось, что главную роль играет содержание фрагмента искусства, а то, как один фрагмент соединяется с другим, не имеет значения. Постепенно знания расширялись и обогащались, определялись функции монтажа, его новые возможности, его роль в целом переосмысливалась. Со временем было открыто, что монтаж присутствует во всех сферах искусства и даже сознание человека работает по монтажному принципу сопоставления и фрагментарного восприятия действительности. Феномен монтажа в искусстве был рассмотрен в сборнике Ямпольского М. Б, составленном из статей порядка 10 разных авторов. В сборнике содержатся теоретические рассуждения о природе монтажа и его проявлении в разных видах искусства.
Несмотря на значимость метода в произведениях искусства, монтаж какого-либо конкретного произведения искусства, в том числе фильма редко становится предметом исследовательского интереса. Даже если тема монтажа затрагивается, она ограничивается раскрытием общих теоретических сведений, не применяясь к конкретным кинопроизведениям (например Кукулин И. В. , Кузьмина М. Ю. ).
В данном исследовании анализ монтажа как средства выразительности проводится на материале фильмов кинорежиссёра Гаспара Ноэ. Его творчество исследуется с разных точек зрения, например в статье Евгения Карасёва «Провокация как искусство» анализируются сюжеты и герои нескольких фильмов Ноэ, доказывая мысль о том, что творчество режиссёра интересно потому, что без прикрас показывает животную сторону человеческой сущности. Схожую мысль поддерживает Максим Карповец, в статье «Вход в пустоту». Автор обозревает фильм, делая акцент на сущности героев Ноэ как балансирующих на грани природного и культурного миров. Этот аспект режиссёр действительно часто задействует в своих фильмах, не стесняясь показывать тёмную сторону человеческой личности, и об этом феномене размышляет профессор Метин Колак6. Колак рассматривает режиссёра как представителя волны «нового французского экстремизма», и пишет о том, как режиссёр поднимает вопрос человеческой природы, размышляя о скрываемой стороне человеческой сущности.
В статьях также рассматривается философия Ноэ, а именно необратимость каждого действия, эта идея раскрывается в статье Анны Коневой «Воображение времени в современном кинематографе» . В статье автор затрагивает «Необратимость» в контексте визуализации фатальности каждого события, как неминуемо ведущего к определённым последствиям. Над этой же киноработой рассуждает Виктория Смирнова , анализируя фильм уже с точки зрения его знаковой системы и раскрывая понятия города, героя фильмов Ноэ, а также рассказывает о смыслах его кинокартин.
Подводя итог, можно сказать, что наиболее часто анализу подвергаются герои фильмов Гаспара Ноэ и мир, в котором они существуют, а смысловая составляющая раскрывается через отношения между героями и место действия. Тема монтажа и его своеобразия не раскрывается ни в одном из изученных источников, что обуславливает актуальность данной работы.
Проблема
Семиотическое значение монтажных приёмов в творчестве Гаспара Ноэ недостаточно изучено в научной литературе.
Объектом исследования выступают кинокартины режиссёра Гаспара Ноэ.
Предметом исследования являются приёмы монтажа как художественного средства в творчестве Гаспара Ноэ.
Цель исследования заключается в определении значения монтажа в кинопроизведениях Гаспара Ноэ.
Исходя из поставленной цели, исследование предполагает решение следующих задач:
1. Проанализировать феномен «монтаж»;
2. Изучить методы использования монтажа в разных видах искусства;
3. Проанализировать роль монтажа в кино;
4. Проследить эволюцию приёмов монтажа в кино;
5. Определить и исследовать приёмы монтажа в творчестве Гаспара Ноэ;
6. Определить художественный смысл приёмов.
Методология
Для проведения исследования будет использован метод философско- искусствоведческого анализа, разработанный В. И. Жуковским и Н. П. Копцевой , а также семиотический метод, что позволит выполнить поставленные задачи.
Предполагаемый результат
Будет проведён анализ приёмов монтажа и их художественных смыслов на материале творчества французского режиссёра современности, а также будет определена эволюция художественных значений.
Структура и объем бакалаврской работы
Структура бакалаврской работы определена целями и задачами работы, состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью настоящей выпускной квалификационной работы было выявление специфики выразительных приёмов монтажа в творчестве режиссёра Гаспара Ноэ.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
Во-первых, проанализирован феномен «монтаж», раскрыты его значения.
Во-вторых, изучены методы использования монтажа в разных видах искусства, таких как литература, живопись, музыка, театр и кино.
В-третьих, определена роль монтажа в кино как средства организующего художественное пространство.
В-четвёртых, рассмотрена эволюция приёмов монтажа в кино, определены тенденции развития.
И, наконец, проанализированы приёмы монтажа в творчестве Гаспара Ноэ, выявлены их значения и роль в художественной коммуникации со зрителем.
При изучении феномена монтажа было выяснено, что применение данного метода присуще не только кинопроизведениям, но и искусству вообще, и факт использования монтажа сам по себе заявляет природу произведения как продукта искусственной созидательной деятельности, сотворённого автором сознательно. Монтаж помогает моделировать кинореальность, работая либо как механизм создания образов (межкадровый монтаж), либо как механизм создания новой реальности (внутрикадровый монтаж). Две этих тенденции в искусстве монтажа сосуществуют одновременно, попеременно набирая популярность, и в данный период времени интерес кино к внутрикадровому монтажу продолжает расти.
Творчество Гаспара Ноэ является очень наглядным материалом для анализа. Исследование показало, как совокупность определённых приёмов позволяет сделать фильм личным переживанием зрителя, и стать для него опытом, объектом нового знания. Зритель-наблюдатель - категория, уходящая в прошлое, и на смену ему приходит зритель-главный герой. Анализ фильмов режиссёра позволил подробнее рассмотреть методы, с помощью которых достигается субъективизация и идентификация зрителя с действующим лицом.



1. Агафонова, Н.А. Искусство кино: этапы, стили, мастера: пособие для студентов вузов / Н.А. Агафонова. - Мн.: Тесей, 2005. - 192 с.
2. Агафонова, Н.А. Искусство кино: этапы, стили, мастера: пособие для студентов вузов / Н.А. Агафонова. - Мн.: Тесей, 2005. - 192 с.
3. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие - М.: Прогресс, 1974. - 352 с
4. Баженова, Л. М. Некрасова Л. М., Курчан Н. Н., Руенштейн И. Б., Мировая художественная культура XX. Кино, театр, музыка. - СПб.: Питер, 2008. - 432 с.
5. БазенА. Что такое кино? Сборник статей / А. Базен // Пер. с фр. И. Вайсфельд. - М.: Искусство, 1972. - 284 с.
6. Барсова И. А. Оркестр // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. - М.: Советская энциклопедия, 1978. - Т. 4. - С. 88-91.
7. Бутаков К. А. «О некоторых особенностях восприятия смерти через экран» // Актуальная теология: религиозная идентичность в региональных социокультурных процессах - 2015. - №1. - С. 2 - 13.
8. Вертов Д. Киноки. Переворот. С. 140-142 - URL:
http://www.ruthenia.ru/sovlit/j/2867.html
9. Вертов Д. Статьи, дневники, замыслы. - М.: Искусство, 1966 - 320 с.
10. Гирин Ю. Н. Смыслообразующие концепты культуры авангарда // Авангард в культуре XX века (1900-1930 гг.): Теория. История. Поэтика: В 2 кн. Кн 1. - М.: ИМЛИ РАН, 2010. С. 94-98
11. Горюнова, Н.Л. Художественно-выразительные средства экрана. - М., 2000. - 156 с.
12. Грей, Г. Кино. Визуальная антропология / Г. Грей. - М.: Новое литературное обозрение, 2014. - 208 с.
13. Грэм, Г. От живописи к кинематографу // Философия искусства: введение в эстетику / Гордон Грэм; пер.с англ. М. О. Васильевой. - М.: Слово/Slovo, 2004. - 153 с.
14. Делёз Ж. Кино. Кино 1. Образ-движение. Кино 2. Образ-время. / Жиль Делёз. - М.: Ад Маргинем, 2006. - 622 с.
15. Жуковский В. И. Теория изобразительного искусства. Алетейя, 2011. - 536 с.
16. Жуковский, В. И. Пропозиции теории изобразительного искусства: учебное пособие / В. И. Жуковский, Н. П. Копцева // Красноярск: Красноярский университет КрасГУ, 2004. - 265 с.
17. Жуковский, В. И. Теория изобразительного искусства / В.П. Жуковский. - Спб.: Алетейя, 2011. - 536 с.
18. Карасёв Е. Провокация как искусство [Электронный ресурс] / Е. Карасёв // Cineticle: интернет-журнал об авторском кино. - 2014. - №2. Режим доступа: http://cineticle.com/focus/120-gaspar-noe.html
19. Карповец М. Вход в пустоту [Электронный ресурс] / М. Карповец // Cineticle: интернет-журнал об авторском кино. - 2010. - №6. Режим доступа: http://cineticle.com/text/291--enter-the-void.html
20. Кауфман Н. Вещь на экране // Советский экран. - M.: Теакинопечать, 1927. - 16 с.
21. Козловский С.В., Колин Н.М. Художник-архитектор в кино. М.: Теакинопечать, 1930. - 111 с.
22. Комарова 3. И. «Проблема социальной реальности в современном кинематографе» // Булгаковские чтения - 2009. - №3. - С. 8 - 16.
23. Конева А. В. Воображение времени в современном кинематографе / А. В. Конева // Международный журнал исследований культуры / Общество с ограниченной ответственностью «Эйдос» - СПб, 2012. - № 2. - С. 42-47.
24. Кузьмина, М. Ю. Развитие в искусстве приёмов монтажа как способа актуализации культуры в информационном обществе / М. Ю. Кузьмина // Общество. Среда. Развитие. Научный журнал / Общество с ограниченной ответственностью «Центр научно-информационных технологий «Астерион». - СПб, 2012 - С. 135-139.
25. Кукулин И. В. Машины зашумевшего времени: как советский монтаж стал методом неофициальной культуры. - М.: Новое литературное обозрение, 2015. - 536 с.
26. Кулешов Л. В. Знамя кинематографии // Л. В. Кулешов Собр. Соч.: В 3 т. - Т. 1. Теория. Критика. Педагогика. - М.: Искусство, 1987. - 448 с.
27. Кулешов Л. В. Первые киносъёмки. - М.: Искусство, 1962. - С. 23-24.
28. Кулешов Л. Искусство светотворчества: основы мыслей [1918] // Кулешов Л. Собрание сочинений в 3 тт. Т. 1: Теория, критика, педагогика. М.: Искусство, 1987. - 448 с.
29. Левшин К. Н. Принцип монтажа в режиссёрском решении. С. 274-278 - URL: https://cyberleninka.ru/article/v/printsip-montazha-v-rezhissyorskom-reshenii
30. Лотман М. Ю. Метрический монтаж: к теории полиметрических композиций // Signsystemstadies, 2013. - №2-3
31. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики / Ю.М. Лотман - Таллин: Ээстирамаат, 1973 - 92 с.
32. Мазин В. Сновидения кино и психоанализа. - СПб.: Скифия-принт, 2012. -256 с.
33. Маньковская, Н. Б. Современное искусство как феномен техногенной цивилизации / Н. Б. Маньковская, В.В. Бычков. - М.: Редакционно-издательский отдел ВГИК, 2011. - 208 с.
34. Метьюс П. Погружаясь в реальность. Андре Базен вчера и сегодня. / Питер Метьюс; пер. С. Ишевская // Киноведческие записки: историко-теоретический журнал. №55 - 2001. - с. 142-148
35. Митта А. Кино между адом и раем: кино по Эйзенштейну, Чехову, Шекспиру, Куросаве, Феллини, Хичкоку, Тарковскому... - М.: ACT, 2012. - 496 с.
36. Мкртычева,М. С. Кино как предмет социологического изучения: возможности и перспективы / М. С. Мкртичева // Теория и практика общественного развития. -Краснодар, 2012. -No 12.
37. Паперный В. Культура два. М.: Новое литературное обозрение, 1996 - 283 с.
38. Подлужный С. В. «Космическая одиссея и магический реализм (процессы внеязыковой идентификации в современном
кинематографе)» // Знание. Понимание. Умение. - 2011. - №4. - С. 3 -10.
39. Рейсц К. Техника киномонтажа. М.: Искусство, 1960. - 296 с.
40. Рикёр П. Метафорический процесс как познание, воображение и ощущение // Теория метафоры / Пер. с англ. М. М. Бурас и М. А. Кронгауза. - М.: Прогресс, 1990. - 456 с.
41. Роом А. Кино и театр (дискуссионно) // Советский экран. 1925. № 8. С. 56
42. Садуль Ж. Всеобщая история кино: В 4 т. Т. 3 / Пер. с фр. А. А. Худадовой. М.: Искусство, 1961. С. 192
43. Скорик Е. А., Скорик А. А. Монтаж изобразительного и кинематографического пространства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - № 3 (март). - С. 16-20.
44. Смирнова В. А. ГаспарНоэ: исповедь культурного варвара / В. А. Смирнова // Искусствоведческий аналитический журнал «Искусство кино» / М.: Редакция журнала «искусство кино», 2003. - № 7.
45. Соколов А. Г. Монтаж: телевидение, кино, видео. Часть 1. - М.: «625», 2000. - 242 с.
46. Сомаини А. Возможности кино: История как монтаж в заметках ко «Всеобщей истории кино» Эйзенштейна / Пер. с ит. Натальи Рябчиковой // Киноведческие записки, 2012. - №100-101.
47. Тарасова М.В. Теория и практика диалога зрителя и произведения искусства / М.В. Тарасова. - Красноярск: Сиб. федер. Ун-т., 2015 - 236 с.
48. Тарасова, М. В. Коммуникативные основы художественной культуры: монография / М. В. Тарасова, В. И. Жуковский. - Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2010. - 145 с.
49. Тарковский А. Уроки режиссуры. М: Всероссийский институт переподготовки и повышения квалификации работников кинематографии (ВИППК), 1992 - 92 с.
50. Успенский Б. А. Поэтика композиции. Структура Художественного текста и типология композиционной формы // Б. А. Успенский. Поэтика композиции. СПб: Азбука, 2000. - 348 с.
51. Фунтикова С. А. Эволюция монтажных принципов в художественном кино: эстетический аспект. // Московский государственный университет культуры и искусств. №6. - 2011. - С. 250-254
52.Эйзенштейн С. М. Монтаж 1938 // Эйзенштейн С. Собр. Соч.: В 6 т. Т. 2. - М.: Искусство, 1964 - 566 с.
53.Эйзенштейн С. М. Монтаж аттракционов Т. 2. - М.: Искусство, 1964. С. 269 - 273.
54. Эйзенштейн С. М. Монтаж: Четвёртое измерение в кино. - М.: ВГИК, 1998. - 193 с.
55. Ямпольский М. Б. Монтаж. Литература. Искусство. Театр. Кино. - М.: Наука, 1988. - 240 с.
56. Affron C., Affron M.J. Sets in Motion: Art Direction and Film Narrative. New Brunswick: Rutgers University Press, 1995. - 252 p.
57. Bordwell D. Poetics of cinema / D. Bordwell. - Routledge. Tailor &Francis group. London, 2008. - 431 p.
58. Butler, C. Postmodernism: a Very Short Introduction. / C. Butler. - Oxford university press, 2002. -159 p.
59. Chin D., Qualls L. «Bees in the bonnet» // A journal of Performance and Art - 2007. - №2. - P. 16 - 20.
60. Colak M. The New Extremism: Representation of Violence in the New French Extremism / M. Colak // VI CONGRES INTERNACIONAL COMUNICACIO I REALITAT FACULTAT DE COMUNICACIO BLANQUERNA - UNIVERSITAT RAMON LLULL TRIPODOS EXTRA, Barcelona, 2011. - № 3. - C. 491-499
61. Macdonald S. Montage as Chinese: Modernism, the Avant-garde, and the Strange Appropriation of China // Modern Chinese literature and culture, 2007. - №2. - 151-199 p.
62. Mitry J. The aesthetics and psychology of the cinema. / Translated by Christopher King. - Indiana university press, 1997. - 161 p.
63. Muldoon M. Tricks of Time: Bergson, Merleau-Ponty and Ricoeur in Search of Time, Self and Meaning. Pittsburgh: Duquesne University Press, 2006. - 340 p.
64.Smith G. «Live Flesh» // ProQuest - 1998. - №6. - P. 11 - 22.
65.Storaro V. Writing with light. Part II. Colors. Electa, Accademia- dell'imagine. Milan, 2002. - 332 p


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ