СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ «ГРУППЫ РИСКА»
|
Реферат
Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения специфики работы социального
педагога с подростками «группы риска» 9
1.1 Психологические особенности подростков «группы риска» 9
1.2 Социально-педагогическая деятельность с подростками «группы
риска» 17
2 Экспериментальное изучение психологических особенностей подростков «группы риска» и специфики работы социального педагога
с ними 22
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов
исследования 22
2.2 Описание системы работы социального педагога с подростками
«группы риска» 38
Заключение 44
Список использованных источников 46
Приложение А Методы работы социального педагога с подростками «группы риска» 51
Приложение Б Результаты диагностики психологических особенностей подростков 52
Приложение В Направления социально-педагогической деятельности с подростками «группы риска» 56
Приложение Г Конспекты занятий с подростками «группы риска» 57
Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения специфики работы социального
педагога с подростками «группы риска» 9
1.1 Психологические особенности подростков «группы риска» 9
1.2 Социально-педагогическая деятельность с подростками «группы
риска» 17
2 Экспериментальное изучение психологических особенностей подростков «группы риска» и специфики работы социального педагога
с ними 22
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов
исследования 22
2.2 Описание системы работы социального педагога с подростками
«группы риска» 38
Заключение 44
Список использованных источников 46
Приложение А Методы работы социального педагога с подростками «группы риска» 51
Приложение Б Результаты диагностики психологических особенностей подростков 52
Приложение В Направления социально-педагогической деятельности с подростками «группы риска» 56
Приложение Г Конспекты занятий с подростками «группы риска» 57
В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни страны число детей, попавших в особо трудные условия, продолжает увеличиваться.
Происходящее в российском обществе резкое изменение ценностных ориентаций, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм молодежи негативно сказывается на процессе социализации детей и подростков.
Растущие масштабы асоциального поведения среди взрослых стимулируют развитие аналогичных процессов и в подростковой среде.
В последние годы проблема подростков «группы риска» стала одной из центральных в педагогике и психологии. По оценкам медиков, физиологов, психологов, в современной школе более 20% учащихся дезадаптированы, более 50% - дети «группы риска» [28]. В «группу риска» входят дети и подростки из- за самых разнообразных показателей, в том числе: генотипические особенности и врождённые дефекты; социальные условия; особенности развития личности - подростки с «социальным риском» нарушений возрастного психического и личностного развития. Также одним из признаков «группы риска» является девиантное поведение подростков как специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним.
До недавнего времени работа с детьми из «группы риска» не была самостоятельной научной проблемой, хотя поиск путей преодоления и исправления девиантного поведения ведется постоянно.
Задача социального педагога состоит в том, чтобы выявить учащихся «группы риска», определить причины отклоняющегося поведения, провести просветительско-профилактическую работу, консультирование, работать над устранением этих причин.
В связи с актуальностью проблемы цель нашего исследования - изучение социально-педагогических аспектов работы с подростками «группы риска».
Объект: психологические особенности подростков «группы риска».
Предмет: социально-педагогические аспекты работы с подростками «группы риска».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу о психологических особенностях подростков «группы риска» и особенностях работы социального педагога с данной категорией.
2. Провести экспериментальное исследование психологических особенностей подростков «группы риска», проанализировать результаты исследования.
3. Описать систему работы социального педагога с подростками «группы риска» с учётом полученных результатов.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2. Эмпирические методы: тестирование ((Методика многофакторного исследования личности (подростковый вариант) (автор - Р. Кэттелл); «Патохарактерологический диагностический опросник» (автор - А. Е. Личко)).
3. Методы количественной и качественной обработки результатов.
Теоретико-методологической базой исследования послужили труды Л. С. Выготского о происхождении и развитии высших психических функций, обусловленных ведущей деятельностью и механизмами её изменения как необходимых компонентов выявления сущностных сил ребёнка; общие положения социальной педагогики о характере психолого-педагогической и социально-педагогической помощи детям и подросткам, социальнопедагогической коррекции, социально-педагогической реабилитации (Беличева С. А. и др.); положение о возрастной периодизации и особенностях подросткового возраста (Божович Л. И., Выготский Л. С. и др.); идеи о влиянии социальных и индивидуальных рисков на формирование отклоняющегося поведения подростков «группы риска» (Выготский Л. C. и др.).
Экспериментальная база исследования представлена МБОУ «СОШ №1» г. Лесосибирска Красноярского края. Исследование проводилось в ноябре 2019 г. - мае 2020 г. В исследовании принимало участие две группы подростков в возрасте 14-16 лет, в количестве 24 человек, 12 из которых состоят на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних и относятся к категории «группа риска».
Этапы исследования:
1 этап (ноябрь - декабрь 2019 г.) - изучение теоретических аспектов социально-педагогической работы с подростками «группы риска», определение категориального аппарата, методов и выборки экспериментального исследования.
2 этап (январь - апрель 2020 г.) - организация экспериментального исследования психологических особенностей подростков «группы риска», анализ результатов экспериментального исследования, описание работы социального педагога с подростками «группы риска».
3 этап (май 2020 г.) - формулирование выводов, оформление ВКР.
Результаты исследования представлены на конференции
международного уровня: XIX Специализированной конференции «International scientific review of the problems of philosophy, psychology and pedagogy/ Международный научный обзор проблем философии, психологии и педагогики» (Boston, USA, 2020). По теме работы опубликована 1 статья.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме изучения специфики работы социального педагога с подростками «группы риска». Предложенные в работе формы, методы, а также рекомендации по организации социально-педагогической работы с детьми «группы риска» могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и дипломных работ. Использование полученных результатов исследования позволит повысить результативность в работе с детьми «группы риска».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 40 источников, и 4 приложения. В работе содержится 6 таблиц и 2 рисунка. Общий объем работы составляет 50 страниц.
Происходящее в российском обществе резкое изменение ценностных ориентаций, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм молодежи негативно сказывается на процессе социализации детей и подростков.
Растущие масштабы асоциального поведения среди взрослых стимулируют развитие аналогичных процессов и в подростковой среде.
В последние годы проблема подростков «группы риска» стала одной из центральных в педагогике и психологии. По оценкам медиков, физиологов, психологов, в современной школе более 20% учащихся дезадаптированы, более 50% - дети «группы риска» [28]. В «группу риска» входят дети и подростки из- за самых разнообразных показателей, в том числе: генотипические особенности и врождённые дефекты; социальные условия; особенности развития личности - подростки с «социальным риском» нарушений возрастного психического и личностного развития. Также одним из признаков «группы риска» является девиантное поведение подростков как специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним.
До недавнего времени работа с детьми из «группы риска» не была самостоятельной научной проблемой, хотя поиск путей преодоления и исправления девиантного поведения ведется постоянно.
Задача социального педагога состоит в том, чтобы выявить учащихся «группы риска», определить причины отклоняющегося поведения, провести просветительско-профилактическую работу, консультирование, работать над устранением этих причин.
В связи с актуальностью проблемы цель нашего исследования - изучение социально-педагогических аспектов работы с подростками «группы риска».
Объект: психологические особенности подростков «группы риска».
Предмет: социально-педагогические аспекты работы с подростками «группы риска».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу о психологических особенностях подростков «группы риска» и особенностях работы социального педагога с данной категорией.
2. Провести экспериментальное исследование психологических особенностей подростков «группы риска», проанализировать результаты исследования.
3. Описать систему работы социального педагога с подростками «группы риска» с учётом полученных результатов.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2. Эмпирические методы: тестирование ((Методика многофакторного исследования личности (подростковый вариант) (автор - Р. Кэттелл); «Патохарактерологический диагностический опросник» (автор - А. Е. Личко)).
3. Методы количественной и качественной обработки результатов.
Теоретико-методологической базой исследования послужили труды Л. С. Выготского о происхождении и развитии высших психических функций, обусловленных ведущей деятельностью и механизмами её изменения как необходимых компонентов выявления сущностных сил ребёнка; общие положения социальной педагогики о характере психолого-педагогической и социально-педагогической помощи детям и подросткам, социальнопедагогической коррекции, социально-педагогической реабилитации (Беличева С. А. и др.); положение о возрастной периодизации и особенностях подросткового возраста (Божович Л. И., Выготский Л. С. и др.); идеи о влиянии социальных и индивидуальных рисков на формирование отклоняющегося поведения подростков «группы риска» (Выготский Л. C. и др.).
Экспериментальная база исследования представлена МБОУ «СОШ №1» г. Лесосибирска Красноярского края. Исследование проводилось в ноябре 2019 г. - мае 2020 г. В исследовании принимало участие две группы подростков в возрасте 14-16 лет, в количестве 24 человек, 12 из которых состоят на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних и относятся к категории «группа риска».
Этапы исследования:
1 этап (ноябрь - декабрь 2019 г.) - изучение теоретических аспектов социально-педагогической работы с подростками «группы риска», определение категориального аппарата, методов и выборки экспериментального исследования.
2 этап (январь - апрель 2020 г.) - организация экспериментального исследования психологических особенностей подростков «группы риска», анализ результатов экспериментального исследования, описание работы социального педагога с подростками «группы риска».
3 этап (май 2020 г.) - формулирование выводов, оформление ВКР.
Результаты исследования представлены на конференции
международного уровня: XIX Специализированной конференции «International scientific review of the problems of philosophy, psychology and pedagogy/ Международный научный обзор проблем философии, психологии и педагогики» (Boston, USA, 2020). По теме работы опубликована 1 статья.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме изучения специфики работы социального педагога с подростками «группы риска». Предложенные в работе формы, методы, а также рекомендации по организации социально-педагогической работы с детьми «группы риска» могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и дипломных работ. Использование полученных результатов исследования позволит повысить результативность в работе с детьми «группы риска».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 40 источников, и 4 приложения. В работе содержится 6 таблиц и 2 рисунка. Общий объем работы составляет 50 страниц.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, пришли к выводу, что подростки «группы риска» восприимчивы к негативным внешним воздействиям и отличаются нарушениями правил поведения. Подростки «группы риска» характеризуются такими психологическими характеристиками, как: эмоциональная нестабильность, беспокойство, нечестность, повышенная тревожность и напряжение. Подростки, как правило, настороженно относятся к людям, полагая, что другие намерены причинить им вред.
Социально-педагогическая деятельность - это вид профессиональной деятельности, направленной на поддержку ребёнка в процессе социализации и создание условий для его самореализации. В образовательной организации работа осуществляется с самими подростками «группы риска», их родителями и учителями. Работа с подростками «группы риска» может проходить как индивидуально, так и в группах. Работа по профилактике антиобщественных явлений предполагает целый ряд социально-профилактических мероприятий, направленных на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности подростка «группы риска», также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Основными методами, используемыми социальным педагогом при организации поддержки подростков «группы риска» являются: методы социальной диагностики, методы социальной профилактики, методы социального контроля и др.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ №1» г. Лесосибирска Красноярского края с целью изучения психологических особенностей подростков «группы риска». В исследовании принимало участие две группы подростков в возрасте 14-16 лет, в количестве 24 человек: 12 из которых относятся к категории «группа риска», 12 подростков были отнесены к группе условно благополучных подростков.
Проанализировав результаты экспериментального исследования психологических особенностей подростков, находящихся в «группе риска», мы пришли к выводу, что у подростков ярко выражены такие личностные особенности, как: эмоциональная неустойчивость, беспокойство, озабоченность, недобросовестность, повышенная тревожность и напряжение. Подростки, как правило, относятся к людям с подозрением и осторожностью, основываясь на убеждении, что другие намерены причинить им вред. У большинства молодых людей в «группе риска» преобладают эпилептоидные акцентуации. Эпилептоидная акцентуация является почвой для острых аффективных реакций, ситуативно обусловленных нарушений поведения, ранней алкоголизации.
Система работы социального педагога включает работу со всеми субъектами образовательного пространства: работа с семьёй подростков «группы риска», работа с педагогами, работа с подростками «группы риска». Своевременная целенаправленная социально-педагогическая работа с подростками «группы риска» позволит предупредить развитие различных форм девиации и способствует формированию позитивного представления о будущем; формированию умения сопереживать окружающим и др.
Социально-педагогическая деятельность - это вид профессиональной деятельности, направленной на поддержку ребёнка в процессе социализации и создание условий для его самореализации. В образовательной организации работа осуществляется с самими подростками «группы риска», их родителями и учителями. Работа с подростками «группы риска» может проходить как индивидуально, так и в группах. Работа по профилактике антиобщественных явлений предполагает целый ряд социально-профилактических мероприятий, направленных на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности подростка «группы риска», также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Основными методами, используемыми социальным педагогом при организации поддержки подростков «группы риска» являются: методы социальной диагностики, методы социальной профилактики, методы социального контроля и др.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ №1» г. Лесосибирска Красноярского края с целью изучения психологических особенностей подростков «группы риска». В исследовании принимало участие две группы подростков в возрасте 14-16 лет, в количестве 24 человек: 12 из которых относятся к категории «группа риска», 12 подростков были отнесены к группе условно благополучных подростков.
Проанализировав результаты экспериментального исследования психологических особенностей подростков, находящихся в «группе риска», мы пришли к выводу, что у подростков ярко выражены такие личностные особенности, как: эмоциональная неустойчивость, беспокойство, озабоченность, недобросовестность, повышенная тревожность и напряжение. Подростки, как правило, относятся к людям с подозрением и осторожностью, основываясь на убеждении, что другие намерены причинить им вред. У большинства молодых людей в «группе риска» преобладают эпилептоидные акцентуации. Эпилептоидная акцентуация является почвой для острых аффективных реакций, ситуативно обусловленных нарушений поведения, ранней алкоголизации.
Система работы социального педагога включает работу со всеми субъектами образовательного пространства: работа с семьёй подростков «группы риска», работа с педагогами, работа с подростками «группы риска». Своевременная целенаправленная социально-педагогическая работа с подростками «группы риска» позволит предупредить развитие различных форм девиации и способствует формированию позитивного представления о будущем; формированию умения сопереживать окружающим и др.
Подобные работы
- Вовлечение в досуговую деятельность подростков группы риска средствами
медиатехнологий
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Педагогическая профилактика нарушений социализации подростков группы риска в санаторной школе-интернате
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2015 - Выездной интенсив как инновационная технология социальной работы с семьями «группы риска» в городе Барнауле
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогическое сопровождение подростков «группы риска»
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Организация воспитательной работы в школе с подростками «группы риска»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Социально — педагогическая работа с подростками
Группы риска в общеобразовательной школе
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2015 - АРТ-ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ПОДРОСТКАМИ
«ГРУППЫ РИСКА»
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Формирование социальной компетентности подростков "группы" риска
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006





