ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТРАДИЦИЯХ И НОВАТОРСТВЕ В РУССКОЙ ДРАМАТУРГИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ (НА ПРИМЕРЕ ПЬЕС А. ВАМПИЛОВА)
|
Введение 3
1 Традиции и новаторство драматургии А. Вампилова 8
1.1 Понятия «традиция» и «новаторство» в литературоведении 8
1.2 Оценка драматургии А. Вампилова с точки зрения традиций и новаторства
в работах литературоведов 11
1.3 Пьеса А. Вампилова «Утиная охота» в аспекте традиции и новаторства . 19
2 Изучение пьес А. Вампилова в старших классах на уроках литературы 29
2.1 Методика изучения драматургии в историко-литературном курсе 29
2.2 Обзор программ и методических разработок по литературе в аспекте
изучения драматургии А. Вампилова 34
2.3 Методические рекомендации к изучению пьесы А. Вампилова «Утиная
охота» 41
Заключение 50
Список использованных источников 52
1 Традиции и новаторство драматургии А. Вампилова 8
1.1 Понятия «традиция» и «новаторство» в литературоведении 8
1.2 Оценка драматургии А. Вампилова с точки зрения традиций и новаторства
в работах литературоведов 11
1.3 Пьеса А. Вампилова «Утиная охота» в аспекте традиции и новаторства . 19
2 Изучение пьес А. Вампилова в старших классах на уроках литературы 29
2.1 Методика изучения драматургии в историко-литературном курсе 29
2.2 Обзор программ и методических разработок по литературе в аспекте
изучения драматургии А. Вампилова 34
2.3 Методические рекомендации к изучению пьесы А. Вампилова «Утиная
охота» 41
Заключение 50
Список использованных источников 52
Существующая сегодня возможность целостного восприятия литературы XX века позволяет по-новому взглянуть на творчество Александра Вампилова. Спустя несколько десятков лет, когда прошедшие периоды были уже проанализированы и оценены, возникает желание посмотреть на период 1960-1970 гг. глазами сегодняшнего дня. Современная литература имеет характерную специфику обращения к литературным источникам прошлых эпох, их переосмыслению и интерпретации и впоследствии созданию нового творческого метода на базе наследуемых литературных традиций. Наиболее интересным представляется анализ драматургии, так как в современных драматических произведениях наметилась тенденция к синкретизму жанра, родовому синтезу и наследование признаков классического романа. Творчество драматурга А. Вампилова в контексте традиций и новаторства представляет интерес и требует углубленного изучения.
Изучение в рамках школьного урока наследуемых современной драматургией традиций и возникновения новаторства творческого метода является оправданным, так как позволяет актуализировать представления об историко-литературных процессах, изучаемых в рамках школьного курса, а также сформировать умение глубокого прочтения драматического текста, понимания авторских интенций, осознания места и значимости драматического произведения в современной литературе. В связи с этим целесообразно исследовать традиции и новаторство в пьесах А. В. Вампилова как наиболее значимого реформатора современной драматургии.
Пьесы А. Вампилова изучаются на уроках литературы в старших классах. В школьные программы разных авторов входят такие произведения А. Вампилова как «Утиная охота», «Старший сын», «Прошлым летом в Чулимске», «Провинциальные анекдоты».
Методике изучения драматургии в школе посвящены работы О. Ю. Богдановой [8], В. Г. Маранцмана [32], Л. А. Цыденовой [56]. Изучение пьес А. Вампилова в центре исследователей Е. М. Гушанской [11], Е. И. Стрельцовой [51], С. М. Козловой [23], С. А. Комарова [24], Н. В. Погосовой [43], А. С. Собенникова [49]. Методике изучения творчества А. Вампилова в школе посвящены работы Н. Л. Крупининой [28] (пьеса А. В. Вампилова «Утиная охота», XI класс), И. X. Акуджба [2] (пьеса A. Вампилова «Свидание»), Б. А. Ланина и Л. Ю. Устиновой [30], B. И. Коровина [31], которые в своих методических работах предлагают рассмотрение творчества драматурга в аспекте преемственности.
Исследователи отмечают отсутствие у современных школьников интереса к драматургии, что обусловлено, с одной стороны ориентированностью драмы на сценическую постановку, с другой стороны, непониманием актуальных для того времени конфликтов. Особой и трудновыполнимой задачей читателя является задача найти ключ к единству художественного мира драматурга. Попытки поиска целостного подхода к творчеству Вампилова пока только намечаются в исследовательской литературе.
Актуальность исследования настоящей выпускной квалификационной работы определяется необходимостью разработки эффективных приемов, стимулирующих интерес обучающихся к изучению драматургии А. Вампилова в аспекте традиций и новаторства.
Цель исследования: охарактеризовать пьесы А. Вампилова с точки зрения традиций классической драмы и новаторства и разработать методические рекомендации к уроку по формированию представлений о традициях и новаторстве поэтики драматурга на уроках литературы в старших классах.
Объект исследования: процесс изучения традиций и новаторства драматургии А. В. Вампилова на уроках литературы в старших классах.
Предмет исследования: методика формирования представлений о традициях и новаторстве драматургии А. В. Вампилова на уроках литературы в старших классах.
Достижение цели исследования возможно при решении следующих задач:
1) обобщение научных гипотез о традиции и новаторстве как литературоведческих категориях;
2) выявление особенностей поэтики «новой драмы» А. П. Чехова и ее традиции в современной драматургии А. В. Вампилова;
3) определение места современного драматического произведения А. В. Вампилова в школьной программе по литературе;
4) анализ методики изучения драматургии А. В. Вампилова на уроках литературы;
5) разработка методики формирования представления о традициях
и новаторстве в русской драматургии (на примере пьес А. В. Вампилова).
6) составление методических рекомендаций по изучению пьесы А. Вампилова «Утиная охота» в 11 классе средней школы.
Цель и задачи квалификационного исследования определили следующие методы исследования: структурно-семиотический, метод интерпретации, метод сравнения.
Практическая значимость выпускной квалифицированной работы состоит в том, что проанализирован и систематизирован материал по вопросу изучения драматических произведений А. Вампилова на уроках литературы в старших классах; предоставлены методические рекомендации по рассматриваемой теме. Материалы выпускной квалификационной работы могут использовать педагоги, студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ.
Апробация материалов выпускного исследования состоялась в форме публикации «Изучение драматургии А. Вампилова на уроках литературы в старших классов в аспекте понятий «традиция» и «новаторство»» на образовательном портале «Знанио» [33] и выступления на студенческой научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (22 апреля 2022 г., ЛИИ - филиал СФУ).
Имеется акт о внедрении: материалы выпускного исследования внедрены в учебный процесс Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Большесалырская средняя школа» Ачинского района, Красноярского края.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 63 наименования. Общий объем работы - 58 печатных листов.
Изучение в рамках школьного урока наследуемых современной драматургией традиций и возникновения новаторства творческого метода является оправданным, так как позволяет актуализировать представления об историко-литературных процессах, изучаемых в рамках школьного курса, а также сформировать умение глубокого прочтения драматического текста, понимания авторских интенций, осознания места и значимости драматического произведения в современной литературе. В связи с этим целесообразно исследовать традиции и новаторство в пьесах А. В. Вампилова как наиболее значимого реформатора современной драматургии.
Пьесы А. Вампилова изучаются на уроках литературы в старших классах. В школьные программы разных авторов входят такие произведения А. Вампилова как «Утиная охота», «Старший сын», «Прошлым летом в Чулимске», «Провинциальные анекдоты».
Методике изучения драматургии в школе посвящены работы О. Ю. Богдановой [8], В. Г. Маранцмана [32], Л. А. Цыденовой [56]. Изучение пьес А. Вампилова в центре исследователей Е. М. Гушанской [11], Е. И. Стрельцовой [51], С. М. Козловой [23], С. А. Комарова [24], Н. В. Погосовой [43], А. С. Собенникова [49]. Методике изучения творчества А. Вампилова в школе посвящены работы Н. Л. Крупининой [28] (пьеса А. В. Вампилова «Утиная охота», XI класс), И. X. Акуджба [2] (пьеса A. Вампилова «Свидание»), Б. А. Ланина и Л. Ю. Устиновой [30], B. И. Коровина [31], которые в своих методических работах предлагают рассмотрение творчества драматурга в аспекте преемственности.
Исследователи отмечают отсутствие у современных школьников интереса к драматургии, что обусловлено, с одной стороны ориентированностью драмы на сценическую постановку, с другой стороны, непониманием актуальных для того времени конфликтов. Особой и трудновыполнимой задачей читателя является задача найти ключ к единству художественного мира драматурга. Попытки поиска целостного подхода к творчеству Вампилова пока только намечаются в исследовательской литературе.
Актуальность исследования настоящей выпускной квалификационной работы определяется необходимостью разработки эффективных приемов, стимулирующих интерес обучающихся к изучению драматургии А. Вампилова в аспекте традиций и новаторства.
Цель исследования: охарактеризовать пьесы А. Вампилова с точки зрения традиций классической драмы и новаторства и разработать методические рекомендации к уроку по формированию представлений о традициях и новаторстве поэтики драматурга на уроках литературы в старших классах.
Объект исследования: процесс изучения традиций и новаторства драматургии А. В. Вампилова на уроках литературы в старших классах.
Предмет исследования: методика формирования представлений о традициях и новаторстве драматургии А. В. Вампилова на уроках литературы в старших классах.
Достижение цели исследования возможно при решении следующих задач:
1) обобщение научных гипотез о традиции и новаторстве как литературоведческих категориях;
2) выявление особенностей поэтики «новой драмы» А. П. Чехова и ее традиции в современной драматургии А. В. Вампилова;
3) определение места современного драматического произведения А. В. Вампилова в школьной программе по литературе;
4) анализ методики изучения драматургии А. В. Вампилова на уроках литературы;
5) разработка методики формирования представления о традициях
и новаторстве в русской драматургии (на примере пьес А. В. Вампилова).
6) составление методических рекомендаций по изучению пьесы А. Вампилова «Утиная охота» в 11 классе средней школы.
Цель и задачи квалификационного исследования определили следующие методы исследования: структурно-семиотический, метод интерпретации, метод сравнения.
Практическая значимость выпускной квалифицированной работы состоит в том, что проанализирован и систематизирован материал по вопросу изучения драматических произведений А. Вампилова на уроках литературы в старших классах; предоставлены методические рекомендации по рассматриваемой теме. Материалы выпускной квалификационной работы могут использовать педагоги, студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ.
Апробация материалов выпускного исследования состоялась в форме публикации «Изучение драматургии А. Вампилова на уроках литературы в старших классов в аспекте понятий «традиция» и «новаторство»» на образовательном портале «Знанио» [33] и выступления на студенческой научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (22 апреля 2022 г., ЛИИ - филиал СФУ).
Имеется акт о внедрении: материалы выпускного исследования внедрены в учебный процесс Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Большесалырская средняя школа» Ачинского района, Красноярского края.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 63 наименования. Общий объем работы - 58 печатных листов.
В результате исследования было установлено, что поэтика «новой драмы» А. П. Чехова обусловлена специфическим изображением действующих лиц и предполагает изображение внутреннего конфликта, использование приема психологизма, изображение обыденной жизни, связь с эпическими произведениями. Драматургия Чехова наследует стремление к раскрытию нравственно-философских и психологических проблем, свойственных творческому методу Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого. С произведениями Ф. М. Достоевского также связан художественный полифонизм драмы и мотив двойничества. Современная драматургия А. В. Вампилова также наследует ряд традиций русской литературы.
Анализ перечня УМК по литературе, утвержденной Министерством просвещения Российской Федерации в 2020 году, показал недостаточную степень интереса к творчеству А.В. Вампилова в рамках школьного курса. Творчество драматурга изучается в 11 классе, в конце учебного курса. Зачастую творчество Вампилова рассматривает обзорно, в рамках тем о современной драматургии и особенностях деревенской прозы. Рядом УМК изучение творчества А. Вампилова не предусмотрено. Чаще всего в рамках школьного урока изучаются пьесы «Старший сын», «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске». Структура монографического изучения творчества А. В. Вампилова включает краткую биографию драматурга, нравственно¬философскую проблематику пьес, систему образов и внутренние конфликты действующих лиц; уделяется внимание также жанровому своеобразию драм. Проблема традиций и новаторства в драматургии А. В. Вампилова рассматривается в недостаточном объеме.
Формирование представления о взаимосвязи традиций и новаторства в творчестве А. В. Вампилова требует использования элементов биографического метода, проблемно-поискового метода и принципа преемственности, позволяющего учащимся обратиться к ранее изученным произведениям классической литературы.
Предложенные в работе методические рекомендации по изучению пьесы «Утиная охота» А. Вампилова в 11 классе позволяют проанализировать драматическое произведение в аспекте традиций и новаторства, проследить преемственность в литературе, детально раскрыть образы героев, пространственно-временные образы и образы-символы, которые имеют большое значение в идейном содержании произведения. Проблемные ситуации, предложенные обучающимся на уроке, позволят активизировать мышление, будут способствовать формированию прочных, осознанных знаний, пробудят потребность к творческой деятельности.
Предлагаем использовать на уроке прием содружества искусств, привлекая к просмотру отрывки спектакля МХАТ Чехова по пьесе А. Вампилова для интерпретации образов и для наглядного усвоения приемов сценичности драматического произведения. Включение данных материалов необходимо также для понимания творческого метода А. Вампилова.
Прием сопоставления пьесы «Утиная охота» А. В. Вампилова с драматическими произведениями А. П. Чехова («Вишневый сад», «Иванов»), а также использование карты-схемы с чертами «новой драмы» позволит обучающимся проследить преемственность драматурга.
Предложенные методические рекомендации раскрывают основные стратегии анализа данной пьесы, предложенные большинством УМК. Данные стратегии включают анализ нравственно-философской проблематики пьесы и анализ образа Зилова как принципиально нового типа человека в литературе. Важным представляется анализ образа параллели Зилова с образом героя романа «Преступление и наказания» Ф. М. Достоевского, так как данная параллель позволяет определить традиции, реализованные в пьесе.
Методическая разработка по формированию представлений о традициях и новаторстве драматургии А.В. Вампилова имеет высокий образовательный потенциал и позволяет установить взаимосвязь драматургии А. Вампилова с русской классической литературой и выявить новаторство творческого метода.
Анализ перечня УМК по литературе, утвержденной Министерством просвещения Российской Федерации в 2020 году, показал недостаточную степень интереса к творчеству А.В. Вампилова в рамках школьного курса. Творчество драматурга изучается в 11 классе, в конце учебного курса. Зачастую творчество Вампилова рассматривает обзорно, в рамках тем о современной драматургии и особенностях деревенской прозы. Рядом УМК изучение творчества А. Вампилова не предусмотрено. Чаще всего в рамках школьного урока изучаются пьесы «Старший сын», «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске». Структура монографического изучения творчества А. В. Вампилова включает краткую биографию драматурга, нравственно¬философскую проблематику пьес, систему образов и внутренние конфликты действующих лиц; уделяется внимание также жанровому своеобразию драм. Проблема традиций и новаторства в драматургии А. В. Вампилова рассматривается в недостаточном объеме.
Формирование представления о взаимосвязи традиций и новаторства в творчестве А. В. Вампилова требует использования элементов биографического метода, проблемно-поискового метода и принципа преемственности, позволяющего учащимся обратиться к ранее изученным произведениям классической литературы.
Предложенные в работе методические рекомендации по изучению пьесы «Утиная охота» А. Вампилова в 11 классе позволяют проанализировать драматическое произведение в аспекте традиций и новаторства, проследить преемственность в литературе, детально раскрыть образы героев, пространственно-временные образы и образы-символы, которые имеют большое значение в идейном содержании произведения. Проблемные ситуации, предложенные обучающимся на уроке, позволят активизировать мышление, будут способствовать формированию прочных, осознанных знаний, пробудят потребность к творческой деятельности.
Предлагаем использовать на уроке прием содружества искусств, привлекая к просмотру отрывки спектакля МХАТ Чехова по пьесе А. Вампилова для интерпретации образов и для наглядного усвоения приемов сценичности драматического произведения. Включение данных материалов необходимо также для понимания творческого метода А. Вампилова.
Прием сопоставления пьесы «Утиная охота» А. В. Вампилова с драматическими произведениями А. П. Чехова («Вишневый сад», «Иванов»), а также использование карты-схемы с чертами «новой драмы» позволит обучающимся проследить преемственность драматурга.
Предложенные методические рекомендации раскрывают основные стратегии анализа данной пьесы, предложенные большинством УМК. Данные стратегии включают анализ нравственно-философской проблематики пьесы и анализ образа Зилова как принципиально нового типа человека в литературе. Важным представляется анализ образа параллели Зилова с образом героя романа «Преступление и наказания» Ф. М. Достоевского, так как данная параллель позволяет определить традиции, реализованные в пьесе.
Методическая разработка по формированию представлений о традициях и новаторстве драматургии А.В. Вампилова имеет высокий образовательный потенциал и позволяет установить взаимосвязь драматургии А. Вампилова с русской классической литературой и выявить новаторство творческого метода.



