Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование критического мышления на основе работы с историческими источниками на уроках истории в 7 классе

Работа №152470

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2022
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение 4
Глава 1. Технология развития критического мышления через исторические источники на уроках истории в рамках реализации ФГОС ООО 11
1.1 Требования ФГОС ООО к предмету история 11
1.2 Сущность технологии развития критического мышления и особенности её использования в 7 классе.. 14
1.3 Приёмы и методы развития критического мышления в основной школе…..21
1.4 Риски применения технологии РКМ через исторические источники на уроках истории в 7 классе с точки зрения возрастных особенностей .…….........28
Глава 2. Анализ заданий к историческим источникам, представленных в учебниках федерального перечня, как возможность формирования критического мышления... 34
2.1 Исторические источники: их виды, схема анализа, применимая к уроку для 7 класса. 34
2.2 Учебник издательства «Просвещение» по истории Нового времени Юдовской А. Я., Баранова П. А., Ванюшкиной Л. М. 38
2.3 Учебник издательства «Дрофа» по истории России XVI- кон. XVII в. И.Л.Андреева, И.В.Амосовой.………………………………………………..........40
2.4 Учебник издательства «Просвещение» в двух частях по истории России Н.М.Арсентьева, А.А.Данилова, И.В.Курукина, А.Я.Токаревой под редакцией А.В.Торкунова………………………………………………………………………42
2.5 Учебник издательства «Русское слово» по истории России (XVI- кон. XVII в.) Е.В. Пчелова, П.А.Лукина………………………………………………………45
Глава 3. Теория и практика применения ТРКМ через исторические источники на уроках истории в 7 классе………………………………………………………….48
3.1 Задания на РКМЧИИ на уроках истории России в 7 классе…………………49
3.2 Задания на РКМЧИИ на уроках Всеобщей истории в 7 классе……………...56
Заключение…………………………………………………………………………..60
Список литературы и источников………………………………………………….62
Приложения…………………………………………………………………............68


Актуальность исследования. Задачей современной системы образования, которая является одной из тех, которые стоят на первом месте, является формирование совокупности «универсальных учебных действий» учащихся. Такие действия способны обеспечивать возможность каждому школьнику осуществлять учебную деятельность самостоятельно, что, в свою очередь, включает в себя также и умение ставить учебные цели, применять подходящие средства для их достижения, самостоятельно контролировать и оценивать свою учебную деятельность в целом и ее результаты в частности. Все перечисленное образует целостную систему полноценного развития личности школьника.
Современные образовательные программы предполагают, что обучающийся уже обладает определенным (причем на довольно высоком уровне) уровнем интеллектуального развития, а также способен к его постоянному совершенствованию. В связи с этим сами образовательные программы должны отвечать высоким требованиям общества, современной ситуации, учитывать особенности детей. Другими словами, образовательная программа должна учитывать государственные образовательные стандарты и при этом способствовать качественному усвоению детьми знаний без ущерба для их здоровья.
Несмотря на то, что основы критического мышления формируются еще в дошкольный возрастной период, продолжать его развивать следует на протяжении всего периода обучения человека на различных уровнях – от школы до университета.
В связи с этим можно обозначить актуальность нашего исследования. Эта актуальность заключается в двух аспектах: 1) Существует необходимость формирования и развития критического мышления у подростков в рамках школьного обучения для повышения их успешности во всех видах умственной деятельности. Проблема формирования универсальных учебных действий и качеств личности по предмету «история» заключается в том, что, образовательные программы постоянно обновляются, корректируются под каждое определенное образовательное учреждение, не являются статичными, но при этом должны быть не менее качественными. 2) Развитие критического мышления через исторические источники помогает учащимся правильно оценивать процессы, происходящие в мире.
Одним из важнейших аспектов в жизни современного общества является информация. Конечно, мы живём в мире, в котором мы получаем огромные потоки информации ежедневно и эту информацию необходимо понимать и «фильтровать». И именно критическое мышление является той формой интеллектуальной деятельности, которая помогает правильно воспринимать эти потоки. Рассматривая стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, принятой в 2015 г. можно увидеть, что для нашего государства очень важно рассматривать и оценивать все информационные потоки, которые могут негативно сказываться на воспитании детей. И именно поэтому, в данной стратегии в целях и задачах чётко прописано, что необходимо, чтобы у учащихся в ходе обучения происходило формирование внутренней позиции по отношению к окружающей действительности, так же умение совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов, осознанная выработка собственной позиции к общественно-политическим процессам происходящим в мире.1 Отсюда понятно, что критическое мышление является необходимым в современных условиях. Для того, чтобы правильно оценивать происходящие процессы, необходимо знать историю не просто из учебников и интернета, а также рассматривать исторические источники, которые помогают критически осмысливать прошлое и проводить аналогии с настоящим. Эти два фактора и обусловили актуальность данной темы исследования....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитие критического мышления стало особенно актуально в наши дни. Мы живём в мире с огромным количеством информации и различных источников, с которых можно её добывать. Но следует понимать, что не всем источникам следует доверять. Именно поэтому, использование исторических источников, которые уже являются отобранными и включаются в школьные учебники просто необходимо для развития ряда компетенций: личностных, предметных и метапредметных. Критическое мышление ставит своей целью развитие интеллектуальных способностей обучающихся, которые позволят им учиться самостоятельно и применять эти способности не только в образовательном процессе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.д.).
Изучение истории невозможно без использования исторических источников, с которыми необходимо знакомиться. ФГОС ООО предусматривает, что развитие критического мышления обязательно для развития современного школьника. Это доказывает как ФГОС второго поколения, который действует на данный момент, так и ФГОС, который вступит в силу с 1 сентября 2022 года.
Критическое мышление очень многогранное понятие, которое плавно вытекает из технологии проблемного обучения. При использовании технологии развития критического мышления, возможно осуществить системно-деятельностный подход, важность которого закреплена во ФГОС ООО. Необходимо понимать, что при организации работы с историческими источниками большое внимание уделяется именно самостоятельной работе учащихся, нежели чем при организации работы через технологию проблемного обучения. Это свидетельствует о том, что у учащихся должен быть опыт работы с историческими источниками. Необходимо понимать, что работу с историческими источниками нужно применять поступательно, сначала использовать простые источники и вопросы к ним, базового характера, а далее уже увеличивать сложность заданий. Обязательный фактор, который следует не упускать из внимания касается психических и физических особенностей учащихся в седьмом классе.
Технология развития критического мышления представлена множеством приёмов и методов, которые позволяют организовывать подачу материала более разнообразно и интересно. А использование исторических источников ещё больше поможет привить интерес к изучению предмета, ведь это первоисточники.
Анализ учебников трёх линеек и некоторых УМК к ним на наличие исторических источников и заданий к ним, позволил нам сделать вывод, что исторических источников в учебниках очень много, они представлены не только в виде документов, но и в качестве наглядности. Источники даются не просто для их чтения, но и осмысления, анализа, выявления причинно-следственных связей и др., что даёт возможность реализовать предметные требования к результатам освоения программы по предмету история, как того требует ФГОС.
Нами был сформирован ряд заданий с использованием исторических источников, направленны на развитие критического мышления, один из которых был апробирован на олимпиаде «я-профессионал». Результаты апробации, которые были приведены выше в виде диаграммы, позволили нам сделать вывод, что РКМЧИИ и использование различных приёмов и методов,-это большой плюс, который сделает уроки более разнообразными.
Таким образом, нами был сделан основной вывод, что РКМЧИИ возможно реализовать как с использованием фрагментов из учебников, так и проводя поиск нужного материала на просторах интернета на проверенных сайтах. Реализация ТРКМЧИИ позволяет достигнуть множество результатов, описанных в требованиях ФГОС ООО.


1. Бордовская Н.В. Реан А.А. Педагогика. – СПБ.: Питер, 2000. – 304 с.
2. Бутенко, А.В., Ходос, Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002. – 176 с.
3. Власова И. А. Стимулирование интереса учащихся к учебной деятельности / И. А. Власова, В. Д. Лобашев, В. Ф. Тропин // Стандарты и мониторинг в образовании, 2006. N 3. С. 47-51.
4. Есарева З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. Л.: ЛГУ. 1974.-112с.
5. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб.: Альянс «Дельта», 2003. -354 с.
6. Земцова В. Продолжение образования: критерии готовности // Директор школы, 2003. - N2. С.79-82.
7. Исаев, И.А. История государства и права России / И.А. Исаев. – М., 1999. -654 с.
8. Кларин М.В. Инновационные модели обучения: Исследование мирового опыта. – М.: Луч, 2016. - 640 с.
9. Ковалева, Л.В. Технология развития критического мышления / Л.В.Ковалева. - Горно-Алтайск: ИПКРОРА, 2005. – 189 с.
10. Кошелева Д.В. Генезис понятия «исследовательские умения»/Д.В. Кошелева // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 2. С. 218-221.
11. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: ЛГУ, 1970. – 114 с.
12. Куулар Л. Л., Куликова М. П. Синквейн — метод-средство реализации межпредметных результатов освоения основных образовательных программ// Современные проблемы науки и образования. 2014. С. 38.
13. Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьников. - М., 2000.-с. 41.
14. Лукьянова М. Учебная мотивация школьников: психолого-дидактический аспект // Учительская газета. 2001. N4. С.18-27.
15. Максимова, В. И. Проблемный подход к обучению в школе. – Л., 1973.-68 с...32


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ