Только Word
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Место темы «Семья и семейные отношения» в школьном курсе обществознания………………………………………………………………….10
1.1 Эволюция семьи в современном обществе и задачи школьного образования…...…………………………………………………………….……10
1.2. Потенциал изучения темы в контексте анализа нормативных источников……………………………………………………………………….15
Глава 2. Репрезентация темы «Семья и семейные отношения» в современных учебниках обществознания……………………...……………………………...19
2.1. Анализ содержательного аспекта репрезентации темы «Семья и семейные отношения» в школьных учебниках обществознания………..……23
2.2. Анализ методических подходов к изучению темы «Семья и семейные отношения» в учебниках обществознания……………………………………..31
Глава 3. Методические рекомендации по изучению темы «Семья и семейные отношения» в курсе обществознания ………...………………………………..40
3.1. Формы изучения темы на уроках обществознания и во внеурочных мероприятиях…………………………………………………………………….40
3.2. Методическая разработка урока «Домашние хозяйства»………………..50
3.3. Разработка внеурочного мероприятия……………………………………..55
Заключение……………………………………………………………………….62
Список источников и литературы………………………………………………65
Приложение № 1…………………………………………………………………72
Приложение № 2…………………………………………………………………78
Актуальность темы исследования. В современном российском обществе нарастают негативные тенденции в связи с трансформацией семейно-брачных отношений. Возникает кризис, который ведет к проблемам в семье и браке. Все те изменения, которые происходят сегодня в нашем обществе, изменили и традиционные представления о семье. Под влиянием западной культуры идет раскрепощение нравов, всем становится присуща индивидуальность, свобода действий. Идет тенденция увеличения числа разводов. А почему? Есть масса причин, например, измена. Измены не присущи ценностям традиционного брака. Это показатель его трансформации. Не только измена является причиной развода, сюда можно отнести и то, что семья находится за чертой бедности или в семейные дела вмешиваются родители супругов. Также распространенной причиной является обычное недопонимание, рукоприкладство, эгоизм и ссоры, которые пара не могут побороть. Из очень частых причин также алкоголизм и наркомания. Все это влияет на стабильность брака. Все эти изменения угрожают стабильности общества, поэтому государство осознавая данный кризис, пытается участвовать в воспитании молодежи, в том числе вводя специальные предметы в школы. Одной из тем в курсе обществознания в школе является «Семья» и одной из наиважнейших ценностей в жизни каждого человека так же является семья. Мне, как создателю будущей ячейки общества, очень интересна, а также полезна эта тема. Тем более, как будущему педагогу, надо будет осветить эту тему следующему поколению. Следовательно, необходимо проанализировать репрезентацию темы «Семья и семейные отношения» в современных учебниках, как она преподносится школьникам, каков ее содержательный аспект. Крайне важно, чтобы учащийся знал, как ему решать проблемы, с которыми он сталкивается в своей семье и в той, которую он создаст в будущем. Следовательно, учебные занятия должны содержать ответы на вопросы, которые у учащегося возникнут в рамках нашей темы.
Объект исследования – проблемы и методика преподавания темы «Семья и семейные отношения» в школьном курсе обществознания
Предмет исследования – урочные и внеурочные формы и методы преподавания темы «Семьи и семейные отношения» в рамках школьного курса обществознания.
Цель исследования – определить воспитательно-педагогический потенциал темы в контексте обучения обществознанию.
Для этого поставлены следующие задачи:
- выявить место темы «Семья и семейные отношения» в школьном курсе обществознания
- проанализировать репрезентацию темы в школьных учебниках обществознания 6-11 классы с содержательной и методической сторон
- разработать собственные методические рекомендации по изучению темы в рамках уроков обществознания и внеурочной деятельности.
Степень изученности темы.
Логика изучения темы диктует выделение двух групп исследований, привлекаемых к работе: 1. Комплекс трудов, посвященных происхождению семьи, ее функциям, эволюции и т.д. Данная группа работ привлекалась нами для более глубокого изучения содержательной стороны темы и рационального и полного отбора материала для занятий. 2. Публикации, рассматривающие проблемы и способы преподавания темы.
Изучением семьи и семейных отношений занимаются многие научные дисциплины, например, демография, психология, социология, медицина, этнография. Теоретические проблемы семьи поднялись во второй половине 19 века рядом антропологов и социологов. Одна из первых работ по изучению истории семьи является труд И.Я. Баховена1 «Материнское право» 1861 года. Его эволюционную теорию семьи как исторической категории можно проследить в работах таких исследователей того времени, как Л.Г. Морган2, М.М. Ковалевский3. Семью как ячейку общества рассматривал в своей работе Ф. Энгельс4....
В ходе данной работы мы рассмотрели место изучению темы семьи и семейных отношений в школьном курсе обществознания. Далее был проведен анализ репрезентации темы в современных учебниках. Было рассмотрено 2 популярных учебных издания в России разных авторов, дана краткая характеристика параграфов по всей школьной программе, где встречается тема дипломной работы. Были выявлены достоинства и недостатки каждого из изданий.
Семья – это одна из самых древнейших социальных общностей людей. Она стала той социальной системой, где происходит разделение труда между полами, также родителями и детьми. В важные функции семьи входит процесс воспроизводства, воспитание детей и помощь в их адаптации в обществе. Семья – это самообразующая форма, фундамент которой - супружеский союз и родственные связи. Она претерпела историческую трансформацию.
На наш взгляд, школьное образование, и, в частности, курс обществознания, может и должно включать в себя воспитательный аспект. В отношении изучаемой темы это может быть усиление внимания к ценностному аспекту семейно-брачных отношений, к проблеме добрачных отношений, в которых в значительной степени формируются будущее брачное поведение и отношение к семье и партнеру.
Анализ репрезентации темы в школьных учебниках по обществознанию, показал, что авторы учли все теоретические аспекты темы. Разнообразили свой методический аппарат. Некоторые авторы проработали и профориентацию в теме нашего исследования. Еще одним несомненным плюсом новых учебников является то, что они направлены на подготовку учащихся к экзаменам, можно заметить в конце параграфов по теме нашего исследования даны задания идентичные экзаменационным. Но также и выявились и недочеты учебников. Например, история возникновения семьи вообще никак не раскрывается и не упоминается в используемых нами линейках. Возникает ощущение, что изучение темы идет как будто из середины. У некоторых линеек нет обобщающих выводов в конце параграфов. Линейки А.И. Кравченко, а также О.А. Котовой и Т.Е. Лисковой представляются предпочтительными в организации полноценного учебно-воспитательного процесса, т.к. в них присутствует системность, доступность, а также богатый методический аппарат. Линейка Л.Н. Боголюбова привлекательна лишь в содержательном плане, очень много информации, а работы с ней мало. Если говорить о содержании курса обществознания в части освещения темы моей работы и проблем брака и семьи, то на мой взгляд школьный материал не несет особого воспитательного эффекта, он практически полностью теоретизирован. Проанализировав материал, предложенный двумя издательствами, мы определили, что только один учебник как-то затрагивает добрачное поведение, а ведь это очень важный аспект, в значительной степени формирующий будущее брачное поведение и отношение к семье и партнеру. Исходя из анализа учебной литературы можно сделать вывод, что по изучаемой нами теме информация представлена довольно широко и ориентирована она на ближайшее будущее учеников.
В нашем исследовании также показаны варианты изучения темы, как в традиционном формате, так и в инновационном. Представлены методические разработки урока и внеурочной деятельности. Выбраны наиболее интересные формы проведения уроков как для учащихся, так и для учителя, но по подготовке весьма энергозатратные. Внеурочные мероприятия будут всесторонне развивать школьников, помогают учителю сформировать у школьников систему семейных ценностей, а также ответственности к созданию семьи и за будущее своей Родины. Учащиеся вместе с учителем анализируют окружающую реальность, начинают лучше понимать общество, в котором живут.
Выбранные нами формы и технологии, которые предлагаются к использованию для изучения темы семьи и семейных отношений – урок-практикум, урок с использованием кейс-технологии, урок – «своя игра», способствуют формированию широкого спектра УУД. Личностные выражаются в ответственном отношении к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни, гражданскую позицию, как активного и ответственного члена российского общества, соблюдающего закон и порядок; регулятивные – демонстрация знаний, умение формулировать тему урока, умение оценивать свои действия в ходе урока. Познавательные – поиск и анализ необходимой информации. Коммуникативные – умение высказывать и доказывать свою точку зрения, слушать и понимать других.
Тема семьи и семейных отношений очень важна для изучения в школе в связи с состоянием института семьи и брака, а также сложной демографической ситуацией, складывающейся в нашей стране.
1. Е. Westermarck. «The History of Human Marriage». London and New York, 1891. P. 670.
2. L. H. Morgan. «Ancient Society». London, 1877. P. 435.
3. Агинская Т.И. Эволюция брака как социального института и гендерной системы: социологический анализ современных тенденций в среде студенческой молодежи [Текст] / Т.И. Агинская: автореф. дис. канд. социол. наук. Ур. акад. гос. службы. Екатеринбург, 2011. - 23 с.
4. Антонов, А.И., Медков, В.М. Социология семьи /А.И. Антонов, В.М. Медков. – М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996. - 304 с.
5. Антонюк, Е.В. Становление ролевой структуры молодой семьи и ее восприятие супругами / Е.В. Антонюк // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. - 1993. - №4. – С. 25-34
6. Бахофен И.Я. Материнское право, исследование гинекократии древнего мира на основе его религиозной и правовой природы / И.Я. Бахофен. – Штутгарт, 1861. - 499 с.
7. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности. Избранные труды / Ред.-сост. Л.И. Новикова и И.Н. Сиземская – М.: Изд-во «Флинта», 1999. - 311.
8. Бим-Бад Б.М., Гавров С.Н. Модернизация института семьи: социологический, экономический и антрополого-педагогический анализ: Монография / предисл. Л. С. Перепелкин. Федеральная целевая программа «Культура России». - М.: Интеллектуальная книга - Новый хронограф, 2010. - 352 с.
9. Большаков И., Гнездилов А., Илюшин Д. Молодежь России. Какое будущее у нашей страны? (Аналитический доклад) / Под ред. И. Большакова. - М., 2011. - С. 5.
10. Волжина О.И. Семья как социокультурная ценность: автореф. дис. … д-ра социол. наук. - М.: Гос. НИИ семьи и воспитания Рос. акад. образования и М-ва труда и соц. развития Рос. Федерации, 2002. С. 12–22.
11. Воронин Г.Л. Социальное самочувствие россиян (1994 — 1996 — 1998 гг.). «Мерцающая» стратификация // Социологические исследования. 2001. - №6. - С. 53-66.
12. Галанза П.Н. Конспект лекций по курсу «Всеобщая история государства и права». Вып. 1 / под ред. проф. Е. Коровина. М.: Воен.-юрид. Академия. Кр. Армии, 1940. - 252 с.
13. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. – СПб, 1998. - 272 с.
14. Гурко Т.А. Трансформация брачно-семейных отношений // Социс. 1995. - № 10. - С. 43-51.
15. Заславская Т.И. Социальная трансформация российского общества: деятельно-структурная концепция. - М., 2003. - 320 с....41