Только Word
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ КОМПЛЕКСНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЗОЖ У СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ………………………………………6
1.1. Здоровый образ жизни школьника: определение, содержание …………..6
1.2. Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………..10
1.3. Современное состояние ЗОЖ и здоровья у сельских школьников………………………………………………………………………13
1.4. Анализ программного обеспечения формирования ЗОЖ сельских школьников ……………………………………………………………………...15
II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………...19
2.1. Методы исследования………………………………………………………19
2.2. Организация исследования………………………………………………....20
III. РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЗОЖ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ И ПРОВЕРКА ИХ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ……………………………………………………………….21
3.1. Содержание комплексных мероприятий формирования ЗОЖ
у обучающихся начальной сельской школы…………………………………..21
3.2. Реализация комплексных мероприятий формирования ЗОЖ
у обучающихся начальной сельской школы……………………………………42
3.3. Теоретический и статистический анализ результатов реализации комплексных мероприятий формирования ЗОЖ у обучающихся начальной сельской школы………………………………………………………….……….45
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….……47
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………....48
Здоровый образ жизни — это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, душевное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие.
Здоровый образ жизни – важное условие здоровья любого человека. Соблюдение здорового образа жизни наиболее актуально в детском возрасте, когда тело и психика ребёнка еще только формируются. Формировать здоровый образ жизни необходимо начинать уже у детей дошкольного возраста, когда нагрузка на ребенка еще невелика и родитель играет главную роль в установлении поведения своего малыша.
В период школьного обучения ребенок попадает в совершенно другие условия жизни, он становится более самостоятельным, возрастает учебная нагрузка и ограничивается подвижность. Время обучения в школе совпадает с периодом роста и развития ребёнка, организм ребенка наиболее чувствителен к воздействию неблагоприятных условий окружающей среды, поэтому здоровому образу жизни школьника нужно уделять особое внимание [2].
Задачей Правительства РФ является сохранение и укрепление здоровья учащихся общеобразовательных учреждений и формирования у них ценностей здорового образа жизни, как важнейший стратегический приоритет системы образования. Охрана здоровья детей признана государством важнейшим условием физического и психического развития подрастающего поколения (ст. 7 «Закона об охране здоровья граждан» ФЗ № 323 от 21.11.2011 г.)[30].
Однако, наблюдение за состоянием здоровья школьников, выявляет тенденцию ухудшения показателей здоровья. Данные медицинских осмотров говорят о том, что за период обучения в школе состояние здоровья детей ухудшается. Только 10% учащихся начальной школы могут считаться абсолютно здоровыми, к старшей ступени обучения их численность уменьшается до 5%. У большинства детей диагностируется два хронических заболевания. К моменту окончания школы многие учащиеся имеет патологию сердечнососудистой системы, желудочно-кишечного тракта, заболевания костно-мышечной и эндокринной систем, каждый 3-й - нарушение зрения [4].
На основании данных Научного центра здоровья детей Российской Академии Медицинских Наук (РАМН) 70% детей страдают от гиподинамии; 50% школьников имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата; 30% школьников имеют нарушения в сердечно-сосудистой системе, до 80% юношей призывного возраста по медицинским критериям не готовы к службе в Вооруженных Силах [16].
Кроме этого, условия жизни городских и сельских детей отличаются, это касается особенностей экологических условий проживания, питания, уровня информационных нагрузок и других факторов. В сельской местности более 60% школ не отвечают санитарно-гигиеническим требованиям [22].
На здоровье любого человека оказывает влияние целая группа различных факторов – это и наследственность, и уровень развития медицины, и экологическая обстановка. Но главным фактором является тот образ жизни, которого придерживается человек. Это та сфера жизни, которую мы в силах регулировать сами. Игнорирование здорового образа жизни ведёт к плачевным результатам, когда даже самый большой запас здоровья ребенка истощается, и он становится заложником различных недугов.
Уберечь своего ребенка от заболеваний и сохранить его здоровье на
максимально высоком уровне, вполне по силам педагогам и родителям – нужно лишь понимать важность этой проблемы и действовать грамотно. Начинать профилактические мероприятия необходимо как можно раньше, с рождения. Особое внимание нужно уделять ЗОЖ в школе на уроках физической культуры и во внеурочное время.
Объект исследования: физическое воспитание обучающихся начальной сельской школы.
Предмет исследования: комплексные мероприятия формирования ЗОЖ у обучающихся начальной сельской школы.
Здоровье – высшая человеческая ценность, важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Однако укреплять своё здоровье умеет не каждый. Высокая заболеваемость, рост вредных привычек требуют формирования у подрастающего поколения здорового образа жизни, устойчивой мотивации и потребности сохранения своего здоровья. Возникает необходимость получения учениками знаний и выработки умений, необходимых для принятия правильных решений, связанных с сохранением и укреплением собственного здоровья, а также с созданием благоприятной для здоровья окружающей среды.
Связь между здоровьем и поведением очевидна. Для полноценной жизни, наряду с крепким телосложением, необходимы сила воля, самообладание, высокий нравственный уровень. Это достигается прежде всего кропотливой работой над собой. Тем самым человек улучшает качество жизни.
Согласно цели и задачам нашего исследования мы выявили благоприятные условия, способствующие формированию здорового образа жизни младших сельских школьников:
- соблюдение режима дня;
- выполнение утренней зарядки, гигиенических мероприятий, закаливания;
- обязательное пребывание детей на свежем воздухе;
- проведение уроков оздоровительной физкультуры;
- активное использование подвижных игр с учетом возрастных способностей;
- просветительская работа с учащимися и родителями по вопросам здорового образа жизни.
Разработанный комплекс способствовал формированию потребности вести здоровый образ жизни и повышению уровня здоровья детей.
1. Ануфриева Е.В., Ножкина Н.В. Современные программы развития системы школьного здравоохранения. Национального научно-исследовательского института общественного здоровья. – М.: 2011. с.126-130.
2. Б. Г. Теория и методика исследований в физическом – М.: ФиС, 2001. - 163 с.
3. Безруких, М.М. Здоровьесберегающая школа / М.М.Безруких. – М.: МГПИ, 2008. – 222 с.
4. Болонов Г.П., Болонова Н.В. Сценарии спортивно-театрализованных праздников. М.: Школьная пресса, 2013г. 80с.
Букин В. П. Здоровье в системе жизненных ценностей молодежи: региональный аспект // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2008. №4
5. Бутин, И. М. физических способностей [Текст] / И. М. Бутин. – М.: , 2002. – 67 с.
6. Васильева О. С., Филатов Ф.Р.Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб.пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр “Академия”, 2011 г.
7. Винер И.А., Горбулина Н.М., Цыганкова О.Д. Физическая культура. Гимнастика. М.: «Просвещение», 2011.
8. , Ю. Д. Основы деятельности в
физической и спорте [Текст] / Ю. Д. , П. К. Петров. – М.: Издательский «Академия», – 264 с.
9. Забродина Н.П. Работа со специальными медицинскими группами. Физическая культура в школе - 2006 - № 6. - С.22-25.
10. Егоров А.Н.Самооценка здорового образа жизни и социального статуса молодежи // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2011г. №24.
11. Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Крылов В.Н., Михайлова С.В., Болтачева Е.А., Жулин Н.В. Характеристика функциональных резервов
сельских школьников // Альманах «Новые исследования» – М.: Институт возрастной физиологии, 2012, №4(33). – С.99-106.
12. Е.А.Калюжный, С.В.Михайлова, Ю.Г.Кузмичев, Е.А.Болтачева, В.Н.Жулин. Внутригрупповые особенности физического развития сельских школьников / // Научное мнение. – 2013. – № 1. – С.197-202.
13. Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Михайлова С.В., Болтачева Е.А., Жулин Н.В. Динамика и характеристика биологического созревания сельских школьников// Вестник Московского государственного областного университета. – №4. – 2012. – С.37-42.
14. Киселев П.А., Киселева С.Б. Подвижные и спортивные игры в учебном процессе и во внеурочное время. Методическое пособие. М.: Планета 2015г. 272с
15. Киселев П.А., Киселева С.Б. Настольная книга учителя физической культуры. М.: Планета, 2013г. 336с...35