Только Word
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы обучения английской фразеологии...... 8
1.1. Требования ФГОС основного общего образования к результатам освоения предметной области «Иностранный язык» .............................................................................................................................…8
1.2. Проблема формирования лексических навыков в современной методике обучения иностранным языкам.....................................................................…11
1.3. Обучение фразеологии как инструмент формирования лексических навыков.…………………………………………………………………………20
1.4. Психологические особенности подросткового возраста в контексте образовательной деятельности................................................................................…26
Выводы по главе 1 ………………………………………………………………….32
Глава 2. Опытная работа по обучению фразеологическим единицам в основной школе ....................................……………………………………………..33
2.1. Анализ учебно-методического комплекса Комаровой Ю.А., Ларионовой И.В., Макбет К. «Английский язык. 9 класс: базовый уровень» …………………………….....…………………………………………. ...33
2.2. Опыт разработки урока по обучению английской фразеологии. ………………......……………………………………………………. 35
2.3. Результаты апробации упражнений для обучения английским фразеологическим единицам в основной школе……………………………………..……………………………………...…… 48
Выводы по главе 2………………………………………………………………… 51
Заключение………………………………………………………………………… 52
Библиографический список……………………………………………………… 54
Приложение А……………………………………………………………………….58
Приложение Б………………………………………………………………………..59
Данное исследование посвящено проблеме обучения английским фразеологическим единицам в основной школе.
Язык и окружающая среда постоянно взаимодействуют друг с другом. Это ̶ непрерывный процесс взаимообогащающего взаимодействия. Окружающая среда ежедневно порождает новые понятия, что, в свою очередь, находит отражение в языке. В английском языке накоплено достаточно большое количество метких и точных выражений, отражающих реалии изучаемого языка, – фразеологических единиц.
Значимость фразеологических единиц как языковых знаков, транслирующих уникальный культурный опыт, обосновывает необходимость включения таких единиц в словарный запас языковой личности и, соответственно, формирует потребность в разработке методических приёмов обучения иноязычным фразеологизмам.
Актуальность исследования определяется культурологической ценностью фразеологических единиц и необходимостью дальнейшей разработки упражнений, обеспечивающих освоение обучающимися фразеологического фонда английского языка.
В настоящее время в иноязычном образовании разработаны различные методики формирования лексического навыка в области фразеологии. Однако, анализ современных учебно-методических комплексов в сфере обучения английскому языку показал, что при изучении иностранного языка возникает противоречие между постулированием принципа аутентичности иноязычной речи как ориентирующего показателя иноязычного образования, что предполагает владение фразеологическими единицами, и актуальным «весом» фразеологизмов в образовательном процессе на иностранном языке.
С учетом важности обучения фразеологическим единицам как важной составляющей английского языка был сделан выбор темы исследования: «Обучение английской фразеологии на уровне основного общего образования»
Объект исследования – образовательный процесс в основной школе.
Предметом данного исследования является методическое обеспечение обучения английским фразеологизмам как инструмент повышения качества иноязычного образования.
Цель – теоретически обосновать и опытным путём проверить эффективность упражнений, направленных на формирование навыка владения фразеологическим фондом английского языка.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие задачи:
1) изучить требования ФГОС основного общего образования к результатам освоения дисциплины «Иностранный язык»;
2) рассмотреть проблему формирования лексических навыков в современной методике обучения иностранным языкам;
3) изучить методы исследования фразеологических единиц и методики обучения иноязычным фразеологическим единицам;
4) изучить психологические особенности подросткового возраста в контексте образовательной деятельности.
5) разработать дополнительные учебно-методические материалы к учебнику в части обучения английской фразеологии.
Теоретическую основу исследования составили нормативные документы в сфере образования; а также работы ведущих ученых теории и методике обучения иностранным языкам [Бим, 1977; Бухбиндер, Миролюбов, 2012; Верещагина, Рогова, 2012; Гальскова, 2000; 2006; Гез, 2002; Конышева, 2003; Пассов, 1977; 2010; Щукин, 2007]; труды ведущих специалистов по английской фразеологии и методам обучения фразеологии [Архангельский, 1964; Гаврин, 1974; Кунин, 2005]; работы по формированию лексического навыка на уроках иностранного языка [Зарубина, 2017; Пучкова, 2014; Della, Walkley, 2017; Hatch, Brown, 1998], труды по психологии [Тихомиров, 2012; Щербатых, 2008], в том числе по возрастной психологии [Обухова, 2011] и психологии обучения иностранным языкам [Григорович, Марцинковская, 2003; Ергак, 2016; Зимняя, 1991]...
В современном образовании ставится задача его модернизации, которая предполагает обновление его методологии и образовательного контента, разработки образовательных технологий, соответствующих параметрам новой образовательной реальности.
В рамках решения этой задачи разработаны Федеральные образовательные стандарты, в которых обозначены требования к обеспечению личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся, в том числе в предметной области «Иностранный язык». В качестве одного из целевых показателей обучения иностранному языку в основной школе заявлено ̶ достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции.
Цель развития иноязычной компетенции обучающихся, в том числе и в основной школе, включает обучение иноязычной фразеологии как фонду языковых единиц, транслирующих знание об истории и культуры изучаемого языка. Использование фразеологизмов в иноязычной речи повышает уровень её аутентичности, что значительно расширяет возможности эффективного участия в межкультурной и межъязыковой коммуникации.
В работе принято определение фразеологизма как устойчивого сочетания слов с осложненным смыслом отдельного слова. В современной методике обучения иностранным языкам уделяется большое внимание формированию лексических навыков, обучающихся: выделены этапы формирования таких навыков, разработаны методы и приёмы обучения лексической стороне речи. Таким образом, существует методологический формат, в который может быть вписано обучение английской фразеологии как важной составляющей словарного фонда языка. При этом необходимо учитывать психологические особенности обучающихся, разрабатывать корпусы фразеологизмов и методические материалы в соответствии с принципом их конгруэнтности возрастным характеристикам учащихся.
В рамках исследования была выполнена опытная работа по формированию лексических навыков в области фразеологии на уровне основного общего образования.
База исследования – обучающиеся МБОУ СОШ № 76 Свердловского района г. Красноярска. В экспериментальной группе приняли участие 6 учащихся 9 класса.
Был проведён входной тест для установления уровня владения обучающимися тематическими фразеологическими единицами. Диагностическая процедура выявила ограниченность фразеологического тезауруса обучающихся, что послужило обоснованием разработки методических материалов по обучению фразеологическим единицам. Другим обоснованием стало выявление дефицита методического обеспечения обучения фразеологизмам в УМК Комаровой Ю.А., Ларионовой И.В., Макбет К. Английский язык. 9 класс: базовый уровень: учеб. для 9-го класса общеобразоват. учреждений (М.: Русское слово: Macmillan, 2014. 164 с.). С учётом выявленных дефицитов была поставлена задача разработать урок английского языка, содержание которого нацелено на расширение словарного запаса обучающихся за счёт включения в его состав фразеологических единиц по теме «Body language idioms» и формирование навыка использования тематических фразеологических единиц в языке и речи. Методическое обеспечение обучения фразеологизмам включает технологическую карту урока, задания для входного текста, задания и упражнения для семантизации фразеологизмов, их закрепления и использования в репродуктивных и продуктивных высказываниях, задания для контрольного теста, иллюстративные материалы: дидактические карточки.
Апробация методических материалов для обучения английской фразеологии в 9-ом классе подтвердило их развивающий потенциал: в соответствии результатами контрольного теста 90% обучающихся успешно справились с тестовыми заданиями.
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования // Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего 2.Архангельский В.Л. Устойчивые фразы в современном русском языке. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 1964. 29 с.
3.Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. М.: Смысл, 1965. 80 с.
4.Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. М., Русский язык, 1977. 288 с.
5.Бухбиндер В.А., Миролюбов А.А. Основы перестройки школьного курса иностранных языков // Педагогика. 2012. № 10. С.16–21.
6.Васильевич А.П., Попова Л.К. К вопросу о методике обучения фразеологическим единицам английского языка // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. №3. С. 108-116.
7.Верещагина И.Н., Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. М.: Просвещение, 2012. 257 с.
8.Гаврин С. Г. Фразеология современного русского языка. — Пермь: Пермск. гос. пед. ин-т, 1974. 146 с.
9.Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку. М., 2000.
10.Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. Заведений. 3-е изд., стер. М., Издательский центр «Академия», 2006. 336 с.
11.Гальскова, Н.Д., Гез, Н.И. Теория обучения иностранным языкам : Лингводидактика и методика. М. : Изд-во «Академия», 2006. 335 с.
12.Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебник. М., Высш. школа, 1982. 373 с.
13.Григорович Л. А., Марцинковская Т.Д. Пе.да.гогика и психология: уче.б. пособие. М.: Га.рда.рики, 2003. 480 с.
14.Дмитрусенко И.Н. Критерии оценки сформированности лексического навыка // Лингвистика. 2012. №15. С. 126-127.
15.Дольто Ф. На стороне подростка: Авторитетные детские психологии М: Рама Паблишинг,1988. 56 с....40