ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследованиясамореализациипоколений…………………………………………………….7
1.1 Особенности социологического подхода к пониманиюсамореализации……………………………………………………………....7
1.2 Поколенческие паттерны самореализации: преемственность и конфликт……………………………………………………………………..18
Глава 2. Эмпирическое исследование представлений о самореализации молодёжи в основных поколенческих группах современного российского общества………………………………………………………………………....40
2.1 Программа исследования…………..……………………………………...40
2.2 Трансформация представлений о самореализации молодёжи в трёх поколенческих группах: анализ результатов исследования……………………………………………………………………48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..……………………………………….………59
Список используемых источников………………………………...………...63
ПРИЛОЖЕНИЕ I…………………………………………...………………….66
ПРИЛОЖЕНИЕ II……………………………………………………………...76
Самореализация – глубочайшая потребность человека. Но представления о ней претерпевают существенные изменения в современном меняющемся мире. С появлением новых условий развития человек обретает и новые способы самореализации, осваивает новые формы применения своих способностей и талантов. Феномен самореализации понимается как поиск возможностей для проявления личностью своих потенций на протяжении жизненного пути. С философской точки зрения самореализацию рассматривают и как осуществление новыми, ранее не использовавшимися способами решения проблем, ставших как перед всем обществом, так и перед личностью конкретно. Стремление к самореализации присуще человеку с рождения.
Под самореализацией понимается наиболее полное проявление личностью возможностей, потенций, интересов, талантов в различных социальных сферах. Самореализация является одним из проявлений социализации. В качестве личного дополнения хотим сказать, что самореализацией можно считать воплощение в реальность своего Я, всевозможными способами и методами, склонность к которым имеет рассматриваемая личность. Наиболее актуальной проблема самореализации оказывается для молодёжи, выстраивающей свой жизненный путь. Значимость данной темы осознаётся и на государственном уровне. Так в Указе Президента РФ №309 от 7 мая 2024 года «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». в качестве одной из национальных целей развития Российской Федерации провозглашена реализация именно потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности. Целевым показателем при этом является увеличение к 2030 году доли молодых людей, верящих в возможности самореализации в России, не менее чем до 85 процентов. В соответствии с этой национальной целью развития Российской Федерации признана важность создания условий для воспитания гармонично развитой, патриотичной и социально ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей. При этом формирование гармонично развитой и социально ответственной личности должно учитывать, что молодежьобладает наибольшей мобильностью, она всегда стремилась и продолжает стремиться к освоению новых возможностей при выборе карьеры, профессионального пути, самостоятельному выстраиванию жизни в целом. Она наиболее быстро адаптируется к новым реалиям, проще относится к быстроразвивающимся направлениям общественной жизни, однако и легко поддаётся влиянию других социальных групп. Можно полагать, что представления о самореализации у представителей молодежи и старшего поколения будут иметь значительные отличия (поскольку они формировались в условиях разных систем ценностей). При этом старшее поколение принято считать более консервативным, поскольку его представители отличаются приверженностью к традициям. Ориентация на новации и традиции при определённых условиях может порождать разрыв (конфликт) поколений, который ощущается прежде всего на уровне ценностных ориентаций и представлений о самореализации. Речь идёт о различиях в понимании самореализации современными молодыми людьми в сравнении с представлениями их родителей и прародителей (во время их молодости – в формативный период каждого из них).
...
В целом работа фактически направлена на реализацию национальной цели развития Российской Федерации, заключающейся в раскрытии потенциала каждого человека, развитии его талантов и увеличение к 2030 году доли молодых людей, верящих в возможности самореализации в России. Она предполагает развитие ряда направлений в области социологии молодёжи, молодёжной политики, социальной работы с молодёжью.
В результате анализа теоретических источников, самореализация может быть рассмотрена не только как раскрытие и достижение полного потенциала отдельнойличности, нахождениеею собственного признания, утверждение жизненного пути, но и как самопроявление, раскрытие потенциала, возможностей и устремлений целыхпоколенческих групп. При этом самореализация и процесс ее полного достижения отличаются у представителей поколений в их формативные периоды.Поколения, формируясь общностью социальной среды, ценностными ориентациями вырабатывают типичные паттерны самореализации, которые различаются на разных этапах новейшей истории России. Отражение различий формирующей среды проявляются различиями в жизненном опыте, интересах, взглядах, образе жизни и поведении поколений. Этот феномен на поверхностипроявляется в виде конфликтов, разногласий, непонимания и напряженности между представителями разных поколений, что может негативно сказываться на социальной интеграции, общественном благополучии и стабильности. В работе был введён ряд новых понятий, в частности, понятие поколенческих паттернов самореализации.Под поколенческими паттернами самореализации понимаетсяформируемые под длительным воздействием преобладающих в формативный периодценностей, шаблонов и стереотипов поведения, образцов проявления себя, наиболее распространённых и востребованных типов человека, пропагандируемых институтами управления обществом в тот или иной конкретно-исторический период.Для выявления глубинных причин конфликтов и разрывов поколений были выявлены тенденции об определённых направлениях трансформаций представлений о самореализации в трёх поколенческих группах (младшее – цифровое, зрелое – постсоветское, реформенное, старшее – советское).
В результатеэмпирического исследования, обращенного к прошлому опыту респондентови их социальной памяти, нам открылась возможность проследить динамику и сравнить процессы самореализации молодёжи в разные периоды отечественной новейшей истории. Конечно, мы понимаем, что рассмотрение социальной памяти респондентов чревато определённым субъективизмом, неточностями. Но, тем не менее, выявлены основные черты самореализации поколений дедушек/бабушек, отцов и детей. Выяснено как общее, так и отличное в жизненных устремлениях проживающих сообща поколенческих групп. Так, для старшего поколения самореализация осуществлялась с успехами в учёбе, труде на благо общества, воспитании детей, передаче опыта, служении Родине. Для среднего поколения она связывалась с индивидуальным успехом и преодолением трудностей. Для младшего поколения она связывается более расширенно со всем тем, что приносит счастье, удовольствие, направлено на развитие своей личности. Сегодня едва ли несколько молодых людей смогут сказать о себе, что они – полностью реализованные личности. Ведь достичь полноценной самореализации, к тому же – успешной, можно, лишь преодолев некоторые жизненные этапы – карьерный рост, наличие социальных каналов, коммуникаций, создание семьи, с входящими сюда функциями воспроизводства и социализации потомства, наличие стабильного дохода и прочие, с которыми уже столкнулись представители двух старших поколений. Потому они, в большинстве случаев, считают свою самореализацию завершенной.
...
1. Becker H. A pattern of generation and its consequences / In: H. Becker (ed.). Dynamics of cohort and generations research. Amsterdam: Thesis Publishers, 1992.
2. Jose Ortega y Gasset. History as a system, 1935.
3. Strauss W., Howe N. Generations. The history of American’s future 1584 to 2069. 1991.
4. Авдеев Н.П. Влияние настойчивости на успешность самореализации личности студентов. Российский университет дружбы народов, Москва, 2014, 232 с.
5. Алексеева, Е. А. Самореализация личности в современном обществе. Вестник Томского государственного университета, 2015, (394), 7-12.
6. Ащеулова К.А. Специфика профессиональной самореализации современного студента // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. Выпуск 4. С. 17–23.
7. Бурдье П. Социология политики. М.: Socio-Logos, 1993. 336 с.
8. Беляев Е. В., Линченко А. А., Савушкина А. В. Между прошлым и будущим: ценности поколений в современной России // ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2017. No.4
9. Бердяев, Н. А. Самореализация личности и свобода. Вестник Московского университета. 2016, Серия 14. Психология, (1), 3-12.
10. Вебер, М.Протестантская этика и дух капитализма. Москва: АСТ, 2015.
11. Герасимов В.П. Феноменология и онтология самореализации // Омский научный вестник. 2013. Выпуск 1. С. 104–107.
12. Герасимова К. Г. Особенности социологического подхода к пониманию самореализации //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. Выпуск 3 (12). С. 77–81.
13. Гидденс, Э. Социология. Москва: Издательский дом «Дело», 2016.
14. Глотов, М. Б. Поколение как категория социологии //Социологические исследования, 2004. №10.
15. Горшков, М. К., Шэреги, Ф. Э. Молодежь России в зеркале социологии. К итогам многолетних исследований. М.: ФНИСЦ РАН, 2020
...
58 источников