РАЗВИТИЕ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ У ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
|
Введение 5
1 Теоретические основы изучения развития уверенности в себе у
подростков с девиантным поведением 9
1.1 Содержание категории «уверенность в себе» 9
1.2 Психологические особенности подростков с девиантным
поведением 17
1.3 Возможности развития уверенности в себе у подростков с
девиантным поведением 24
2 Экспериментальное изучение развития уверенности в себе у
подростков с девиантным поведением 32
2.1 Организация и методы исследования 32
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 34
2.3 Программа развития уверенности в себе у подростков с
девиантным поведением 41
Заключение 45
Список использованных источников 47
Приложение А Результаты по методике Тест уверенности в себе (автор - В. Г. Ромек) 51
Приложение Б Результаты по методике диагностики девиантного поведения несовершеннолетних (тест СДП - склонности к девиантному поведению, авторы - Э. В. Леус, А. Г. Соловьев) 52
Приложение В Программа развития уверенности в себе у подростков с девиантым поведением 53
1 Теоретические основы изучения развития уверенности в себе у
подростков с девиантным поведением 9
1.1 Содержание категории «уверенность в себе» 9
1.2 Психологические особенности подростков с девиантным
поведением 17
1.3 Возможности развития уверенности в себе у подростков с
девиантным поведением 24
2 Экспериментальное изучение развития уверенности в себе у
подростков с девиантным поведением 32
2.1 Организация и методы исследования 32
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 34
2.3 Программа развития уверенности в себе у подростков с
девиантным поведением 41
Заключение 45
Список использованных источников 47
Приложение А Результаты по методике Тест уверенности в себе (автор - В. Г. Ромек) 51
Приложение Б Результаты по методике диагностики девиантного поведения несовершеннолетних (тест СДП - склонности к девиантному поведению, авторы - Э. В. Леус, А. Г. Соловьев) 52
Приложение В Программа развития уверенности в себе у подростков с девиантым поведением 53
Проблема девиантного поведения широко изучалась на протяжении последних десятилетий специалистами разных научных областей. Девиантное поведение является отклоняющимся от признанных в обществе норм и правил и в большинстве случаев формирует неблагоприятную атмосферу в обществе. Люди, имеющие те или иные девиации, в определенных обстоятельствах склонны проявлять преступное поведение, что закономерно приводит к криминализации общества, нивелировании ценностных ориентаций, росту уровня неблагополучия в обществе.
Отметим, что наиболее незащищенной в рамках данной проблемы возрастной группой, являются дети подросткового возраста. Подростки отличаются недостаточной сформированностью эмоционально-волевой сферы, стремлением быть частью референтной группы, несоответствием между возрастающим чувством взрослости и актуальными возможностями. В эмоциональной сфере наблюдается нестабильность эмоций, неумение их контролировать, подростки очень остро реагируют на критику в свой адрес, запреты взрослых воспринимают враждебно. Поэтому для них характерен поиск значимого для себя окружения, чаще всего им становятся сверстник. Желание быть принятым может приводить к тому, что подросток подражает групповому стилю поведения, принятым правилам, которые часто не соответствуют социально одобряемым.
Данные особенности подростков часто становятся причиной появления у них разных форм девиаций. Поэтому особенно важно развивать у них определённые личностные конструкты, которые бы помогали им противостоять негативному влиянию общественных групп в целом и отдельных личностей в частности. Одним из таких личностных качеств, наиболее актуальных в рамках нашей работы, является уверенность в себе.
Бесспорно, данный психологический феномен важен для гармоничного развития личности. Уверенный в себе подросток способен эффективно противостоять негативному влиянию, отстаивать свою точку зрения. Для уверенного в себе подростка характерно адекватное отношение к себе, он не боится трудностей и способен их преодолеть. Взрослым очень важно обращать особое внимание на проблему развития у детей подросткового возраста уверенности в себе, так как это позволит снизить уровень девиантности в данной возрастной группе и способствует благоприятной социальной адаптации подростков.
В связи с актуальностью проблемы, цель нашего исследования - изучение развития уверенности в себе у подростков с девиантным поведением.
Объект исследования: уверенность в себе как психологический феномен.
Предмет исследования: развитие уверенности в себе у подростков с девиантным поведением.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого - педагогическую литературу по проблеме развития уверенности в себе у подростков с девиантным поведением; определить понятия «уверенность в себе», «девиантное поведение».
2. Охарактеризовать психологические особенности подростков с девиантным поведением.
3. Провести экспериментальное исследование, направленное на изучение уверенности в себе у подростков с девиантным поведением.
4. Разработать программу развития уверенности в себе у подростков с девиантным поведением.
Методы исследования:
1. Анализ психолого - педагогической литературы по теме исследования.
2. Экспериментальные методы: тестирование (тест уверенности в себе (автор - В. Г. Ромек), методика диагностики девиантного поведения несовершеннолетних (тест СДП - склонности к девиантному поведению, авторы - Э. В. Леус, А. Г. Соловьев); констатирующий эксперимент.
3. Количественный и качественный анализ полученных результатов.
Методологической базой исследования выступили труды отечественных и зарубежных ученых по проблеме развития уверенности в себе у подростков с девиантным поведением И.В. Вайнер, Л.А. Глушко, А.А. Конопкина, Р. Лазаруса, И.С. Маслова, А.А. Папура, В. Г. Ромека, О.В. Соловьева.
Экспериментальная база исследования представлена МБОУ СШ №3 г. Енисейск. Выборка представлена обучающимися 6-х и 7-х классов в количестве 30 человек (15 мальчиков, 15 девочек). Возраст испытуемых составил 12 -14 лет.
Этапы исследования:
1 этап (декабрь 2019 г. - январь 2020 г.) - анализ теоретических источников по проблеме исследования, определение методов и выборки экспериментального исследования, проведение констатирующего эксперимента, направленного на изучение уровня уверенности в себе у подростков с девиантным поведением.
2 этап (февраль - март 2020 г.) - анализ полученных результатов исследования и разработка программы уверенности в себе у подростков с девиантным поведением.
3 этап (апрель - июнь 2020 г.) - формулирование выводов, оформление ВКР.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме развития уверенности в себе у подростков с девиантным поведением, экспериментально изучен уровень уверенности в себе у подростков с девиантным поведение, разработана программа развития уверенности в себе у подростков с девиантным поведением.
Результаты работы представлены в статье «Тренинг как метод развития уверенности в себе в подростковом возрасте», опубликованной на образовательном портале России «Инфоурок».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 40 наименований и трех приложений. В работе содержится 5 таблиц и 2 рисунка, общий объем работы составляет 50 страниц.
Отметим, что наиболее незащищенной в рамках данной проблемы возрастной группой, являются дети подросткового возраста. Подростки отличаются недостаточной сформированностью эмоционально-волевой сферы, стремлением быть частью референтной группы, несоответствием между возрастающим чувством взрослости и актуальными возможностями. В эмоциональной сфере наблюдается нестабильность эмоций, неумение их контролировать, подростки очень остро реагируют на критику в свой адрес, запреты взрослых воспринимают враждебно. Поэтому для них характерен поиск значимого для себя окружения, чаще всего им становятся сверстник. Желание быть принятым может приводить к тому, что подросток подражает групповому стилю поведения, принятым правилам, которые часто не соответствуют социально одобряемым.
Данные особенности подростков часто становятся причиной появления у них разных форм девиаций. Поэтому особенно важно развивать у них определённые личностные конструкты, которые бы помогали им противостоять негативному влиянию общественных групп в целом и отдельных личностей в частности. Одним из таких личностных качеств, наиболее актуальных в рамках нашей работы, является уверенность в себе.
Бесспорно, данный психологический феномен важен для гармоничного развития личности. Уверенный в себе подросток способен эффективно противостоять негативному влиянию, отстаивать свою точку зрения. Для уверенного в себе подростка характерно адекватное отношение к себе, он не боится трудностей и способен их преодолеть. Взрослым очень важно обращать особое внимание на проблему развития у детей подросткового возраста уверенности в себе, так как это позволит снизить уровень девиантности в данной возрастной группе и способствует благоприятной социальной адаптации подростков.
В связи с актуальностью проблемы, цель нашего исследования - изучение развития уверенности в себе у подростков с девиантным поведением.
Объект исследования: уверенность в себе как психологический феномен.
Предмет исследования: развитие уверенности в себе у подростков с девиантным поведением.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого - педагогическую литературу по проблеме развития уверенности в себе у подростков с девиантным поведением; определить понятия «уверенность в себе», «девиантное поведение».
2. Охарактеризовать психологические особенности подростков с девиантным поведением.
3. Провести экспериментальное исследование, направленное на изучение уверенности в себе у подростков с девиантным поведением.
4. Разработать программу развития уверенности в себе у подростков с девиантным поведением.
Методы исследования:
1. Анализ психолого - педагогической литературы по теме исследования.
2. Экспериментальные методы: тестирование (тест уверенности в себе (автор - В. Г. Ромек), методика диагностики девиантного поведения несовершеннолетних (тест СДП - склонности к девиантному поведению, авторы - Э. В. Леус, А. Г. Соловьев); констатирующий эксперимент.
3. Количественный и качественный анализ полученных результатов.
Методологической базой исследования выступили труды отечественных и зарубежных ученых по проблеме развития уверенности в себе у подростков с девиантным поведением И.В. Вайнер, Л.А. Глушко, А.А. Конопкина, Р. Лазаруса, И.С. Маслова, А.А. Папура, В. Г. Ромека, О.В. Соловьева.
Экспериментальная база исследования представлена МБОУ СШ №3 г. Енисейск. Выборка представлена обучающимися 6-х и 7-х классов в количестве 30 человек (15 мальчиков, 15 девочек). Возраст испытуемых составил 12 -14 лет.
Этапы исследования:
1 этап (декабрь 2019 г. - январь 2020 г.) - анализ теоретических источников по проблеме исследования, определение методов и выборки экспериментального исследования, проведение констатирующего эксперимента, направленного на изучение уровня уверенности в себе у подростков с девиантным поведением.
2 этап (февраль - март 2020 г.) - анализ полученных результатов исследования и разработка программы уверенности в себе у подростков с девиантным поведением.
3 этап (апрель - июнь 2020 г.) - формулирование выводов, оформление ВКР.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме развития уверенности в себе у подростков с девиантным поведением, экспериментально изучен уровень уверенности в себе у подростков с девиантным поведение, разработана программа развития уверенности в себе у подростков с девиантным поведением.
Результаты работы представлены в статье «Тренинг как метод развития уверенности в себе в подростковом возрасте», опубликованной на образовательном портале России «Инфоурок».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 40 наименований и трех приложений. В работе содержится 5 таблиц и 2 рисунка, общий объем работы составляет 50 страниц.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы можем сказать, на данный момент среди ученых нет единого взгляда на определение понятия «уверенность в себе». Большинство считает уверенность личностной характеристикой, зависящей как от индивидуальных особенностей человека, так и от влияния значимого окружения. Понятие уверенность имеет определенную структуру и детерминировано личностными и социальными факторами. Данный феномен требует дальнейшего исследования, т.к. уверенность в себе является одной из базовых характеристик личности, позволяющей ей органично существовать в обществе, а также является важным фактором успешной самореализации.
Следует отметить, что девиантное поведение определяется как отклонение от общепринятых культурных образцов, что может проявляться в форме малозначительных нарушений, как, например, нарушение норм этикета, стандартов поведения, установленных в конкретной группе, либо в аутодеструктивной форме, в данном случае агрессия подростков направлена на них самих. Причинами девиантного поведения могут быть как биологические факторы, так и психические особенности подросткового возраста, а также социальные факторы, такие, например, как семейный микроклимат или особенности взаимоотношений со сверстниками и другими взрослыми. Специфика развития уверенности в себе у подростков с девиантным поведением вызывает ряд трудностей, так как девиация ярко проявляется за счет высокой сконцентрированности видов на одном возрастном отрезке. Успешное развитие уверенности в себе у подростков с девиантными формами поведения включает формирование 4 компонентов: личностный, когнитивный, эмоциональный, поведенческий. Также для развития личности с хорошим уровнем уверенности в себе, необходимо формирование навыков ненасильственных способов общения и умения противостоять манипуляциям, ориентация на равноправное сотрудничество с другими членами общества.
Нами было проведено экспериментальное исследование, направленное на выявление уровня уверенности в себе у подростков с девиантным поведением.
Проанализировав результаты констатирующего эксперимента, мы выявили, что у неуверенных в себе подростков проявляется высокая склонность к таким формам девиантного поведения как: социально обусловленное, агрессивное, делинквентное, зависимое, суицидальное. Также было выявлено, что у подростков с высоким уровнем уверенности в себе не обнаружены признаки девиантного поведения.
На основании результатов констатирующего эксперимента мы разработали программу развития, целью которой являлось создание условий для развития уверенности в себе у подростков с девиантным поведением.
Разработанная нами программа была рекомендована педагогу- психологу и учителям образовательной организации, которые в свою очередь намерены внедрить ее в практику учебно-воспитательного процесса школы.
Следует отметить, что девиантное поведение определяется как отклонение от общепринятых культурных образцов, что может проявляться в форме малозначительных нарушений, как, например, нарушение норм этикета, стандартов поведения, установленных в конкретной группе, либо в аутодеструктивной форме, в данном случае агрессия подростков направлена на них самих. Причинами девиантного поведения могут быть как биологические факторы, так и психические особенности подросткового возраста, а также социальные факторы, такие, например, как семейный микроклимат или особенности взаимоотношений со сверстниками и другими взрослыми. Специфика развития уверенности в себе у подростков с девиантным поведением вызывает ряд трудностей, так как девиация ярко проявляется за счет высокой сконцентрированности видов на одном возрастном отрезке. Успешное развитие уверенности в себе у подростков с девиантными формами поведения включает формирование 4 компонентов: личностный, когнитивный, эмоциональный, поведенческий. Также для развития личности с хорошим уровнем уверенности в себе, необходимо формирование навыков ненасильственных способов общения и умения противостоять манипуляциям, ориентация на равноправное сотрудничество с другими членами общества.
Нами было проведено экспериментальное исследование, направленное на выявление уровня уверенности в себе у подростков с девиантным поведением.
Проанализировав результаты констатирующего эксперимента, мы выявили, что у неуверенных в себе подростков проявляется высокая склонность к таким формам девиантного поведения как: социально обусловленное, агрессивное, делинквентное, зависимое, суицидальное. Также было выявлено, что у подростков с высоким уровнем уверенности в себе не обнаружены признаки девиантного поведения.
На основании результатов констатирующего эксперимента мы разработали программу развития, целью которой являлось создание условий для развития уверенности в себе у подростков с девиантным поведением.
Разработанная нами программа была рекомендована педагогу- психологу и учителям образовательной организации, которые в свою очередь намерены внедрить ее в практику учебно-воспитательного процесса школы.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018 - КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2016 - Психолого-педагогическая программа формирования мотивации к учению подростков с девиантным поведением
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2024 - СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ Г. ШЕБЕКИНО
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2016 - Особенности профилактики девиантного поведения подростков
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Современные технологии профилактики и преодоления подростковых девиаций
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНИНГА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2016 - Формирование картины жизненного пути у девиантных подростков
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



