Введение 5
1 Теоретические основы изучения развития уверенности в себе у
подростков с девиантным поведением 9
1.1 Содержание категории «уверенность в себе» 9
1.2 Психологические особенности подростков с девиантным
поведением 17
1.3 Возможности развития уверенности в себе у подростков с
девиантным поведением 24
2 Экспериментальное изучение развития уверенности в себе у
подростков с девиантным поведением 32
2.1 Организация и методы исследования 32
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 34
2.3 Программа развития уверенности в себе у подростков с
девиантным поведением 41
Заключение 45
Список использованных источников 47
Приложение А Результаты по методике Тест уверенности в себе (автор - В. Г. Ромек) 51
Приложение Б Результаты по методике диагностики девиантного поведения несовершеннолетних (тест СДП - склонности к девиантному поведению, авторы - Э. В. Леус, А. Г. Соловьев) 52
Приложение В Программа развития уверенности в себе у подростков с девиантым поведением 53
Проблема девиантного поведения широко изучалась на протяжении последних десятилетий специалистами разных научных областей. Девиантное поведение является отклоняющимся от признанных в обществе норм и правил и в большинстве случаев формирует неблагоприятную атмосферу в обществе. Люди, имеющие те или иные девиации, в определенных обстоятельствах склонны проявлять преступное поведение, что закономерно приводит к криминализации общества, нивелировании ценностных ориентаций, росту уровня неблагополучия в обществе.
Отметим, что наиболее незащищенной в рамках данной проблемы возрастной группой, являются дети подросткового возраста. Подростки отличаются недостаточной сформированностью эмоционально-волевой сферы, стремлением быть частью референтной группы, несоответствием между возрастающим чувством взрослости и актуальными возможностями. В эмоциональной сфере наблюдается нестабильность эмоций, неумение их контролировать, подростки очень остро реагируют на критику в свой адрес, запреты взрослых воспринимают враждебно. Поэтому для них характерен поиск значимого для себя окружения, чаще всего им становятся сверстник. Желание быть принятым может приводить к тому, что подросток подражает групповому стилю поведения, принятым правилам, которые часто не соответствуют социально одобряемым.
Данные особенности подростков часто становятся причиной появления у них разных форм девиаций. Поэтому особенно важно развивать у них определённые личностные конструкты, которые бы помогали им противостоять негативному влиянию общественных групп в целом и отдельных личностей в частности. Одним из таких личностных качеств, наиболее актуальных в рамках нашей работы, является уверенность в себе.
Бесспорно, данный психологический феномен важен для гармоничного развития личности. Уверенный в себе подросток способен эффективно противостоять негативному влиянию, отстаивать свою точку зрения. Для уверенного в себе подростка характерно адекватное отношение к себе, он не боится трудностей и способен их преодолеть. Взрослым очень важно обращать особое внимание на проблему развития у детей подросткового возраста уверенности в себе, так как это позволит снизить уровень девиантности в данной возрастной группе и способствует благоприятной социальной адаптации подростков.
В связи с актуальностью проблемы, цель нашего исследования - изучение развития уверенности в себе у подростков с девиантным поведением.
Объект исследования: уверенность в себе как психологический феномен.
Предмет исследования: развитие уверенности в себе у подростков с девиантным поведением.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого - педагогическую литературу по проблеме развития уверенности в себе у подростков с девиантным поведением; определить понятия «уверенность в себе», «девиантное поведение».
2. Охарактеризовать психологические особенности подростков с девиантным поведением.
3. Провести экспериментальное исследование, направленное на изучение уверенности в себе у подростков с девиантным поведением.
4. Разработать программу развития уверенности в себе у подростков с девиантным поведением.
Методы исследования:
1. Анализ психолого - педагогической литературы по теме исследования.
2. Экспериментальные методы: тестирование (тест уверенности в себе (автор - В. Г. Ромек), методика диагностики девиантного поведения несовершеннолетних (тест СДП - склонности к девиантному поведению, авторы - Э. В. Леус, А. Г. Соловьев); констатирующий эксперимент.
3. Количественный и качественный анализ полученных результатов.
Методологической базой исследования выступили труды отечественных и зарубежных ученых по проблеме развития уверенности в себе у подростков с девиантным поведением И.В. Вайнер, Л.А. Глушко, А.А. Конопкина, Р. Лазаруса, И.С. Маслова, А.А. Папура, В. Г. Ромека, О.В. Соловьева.
Экспериментальная база исследования представлена МБОУ СШ №3 г. Енисейск. Выборка представлена обучающимися 6-х и 7-х классов в количестве 30 человек (15 мальчиков, 15 девочек). Возраст испытуемых составил 12 -14 лет.
Этапы исследования:
1 этап (декабрь 2019 г. - январь 2020 г.) - анализ теоретических источников по проблеме исследования, определение методов и выборки экспериментального исследования, проведение констатирующего эксперимента, направленного на изучение уровня уверенности в себе у подростков с девиантным поведением.
2 этап (февраль - март 2020 г.) - анализ полученных результатов исследования и разработка программы уверенности в себе у подростков с девиантным поведением.
3 этап (апрель - июнь 2020 г.) - формулирование выводов, оформление ВКР.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме развития уверенности в себе у подростков с девиантным поведением, экспериментально изучен уровень уверенности в себе у подростков с девиантным поведение, разработана программа развития уверенности в себе у подростков с девиантным поведением.
Результаты работы представлены в статье «Тренинг как метод развития уверенности в себе в подростковом возрасте», опубликованной на образовательном портале России «Инфоурок».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 40 наименований и трех приложений. В работе содержится 5 таблиц и 2 рисунка, общий объем работы составляет 50 страниц.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы можем сказать, на данный момент среди ученых нет единого взгляда на определение понятия «уверенность в себе». Большинство считает уверенность личностной характеристикой, зависящей как от индивидуальных особенностей человека, так и от влияния значимого окружения. Понятие уверенность имеет определенную структуру и детерминировано личностными и социальными факторами. Данный феномен требует дальнейшего исследования, т.к. уверенность в себе является одной из базовых характеристик личности, позволяющей ей органично существовать в обществе, а также является важным фактором успешной самореализации.
Следует отметить, что девиантное поведение определяется как отклонение от общепринятых культурных образцов, что может проявляться в форме малозначительных нарушений, как, например, нарушение норм этикета, стандартов поведения, установленных в конкретной группе, либо в аутодеструктивной форме, в данном случае агрессия подростков направлена на них самих. Причинами девиантного поведения могут быть как биологические факторы, так и психические особенности подросткового возраста, а также социальные факторы, такие, например, как семейный микроклимат или особенности взаимоотношений со сверстниками и другими взрослыми. Специфика развития уверенности в себе у подростков с девиантным поведением вызывает ряд трудностей, так как девиация ярко проявляется за счет высокой сконцентрированности видов на одном возрастном отрезке. Успешное развитие уверенности в себе у подростков с девиантными формами поведения включает формирование 4 компонентов: личностный, когнитивный, эмоциональный, поведенческий. Также для развития личности с хорошим уровнем уверенности в себе, необходимо формирование навыков ненасильственных способов общения и умения противостоять манипуляциям, ориентация на равноправное сотрудничество с другими членами общества.
Нами было проведено экспериментальное исследование, направленное на выявление уровня уверенности в себе у подростков с девиантным поведением.
Проанализировав результаты констатирующего эксперимента, мы выявили, что у неуверенных в себе подростков проявляется высокая склонность к таким формам девиантного поведения как: социально обусловленное, агрессивное, делинквентное, зависимое, суицидальное. Также было выявлено, что у подростков с высоким уровнем уверенности в себе не обнаружены признаки девиантного поведения.
На основании результатов констатирующего эксперимента мы разработали программу развития, целью которой являлось создание условий для развития уверенности в себе у подростков с девиантным поведением.
Разработанная нами программа была рекомендована педагогу- психологу и учителям образовательной организации, которые в свою очередь намерены внедрить ее в практику учебно-воспитательного процесса школы.
1. Аддиктивное поведение, виды аддикций [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://faneraltg.ru/addiktivnoe-povedenie-vidy-addikcij/
2. Бандура, А. Теория социального научения / перевод с англ. Под ред. Н. Н. Чубарь. - Москва : Директ - Медиа, 2008. - 320 с.
3. Баярд, Д. Ваш беспокойный подросток / Д. Баярд, Р. Баярд. - Москва : Академия, 2012. - 316 с.
4. Березин, С. В. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / С. В. Березин. - Москва : Изд-во Института Психотерапии, 2012. - 512 с.
5. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - Москва : ACT, 2015. - 811 с.
6. Вайнер, И. В. Субъективная уверенность как фактор решения психофизической задачи / И. В. Вайнер. - Саратов : Сарат. ун-та, 2017. - 257 с.
7. Валеева, Р. А. Аддиктивное поведение подростков: причины, профилактика / Р. А. Валеева, В. В. Соболева // Актуальные проблемы педагогики и психологии. - Казань, 2015. - 307 с.
8. Глушко, Л. А. Особенности уверенности в себе у подростков / Л.
A. Глушко // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - № 12 - 2. - С. 184-187.
9. Гоголева, А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика / А.
B. Гоголев. - Москва : Сфера, 2013. - 153 с.
10. Данилин, А. Г. Как спасти детей от наркотиков : пособие для родителей / А. Г. Данилин, И. В. Данилина. - Москва : Центрополиграф, 2016. - 214 с.
11. Даулинг, С. Г. Психология и лечение зависимого поведения / С. Г. Даулинг. - Москва : Класс, 2014. - 240 с.
12. Дмитриева, Н. В. Психология аддиктивного поведении / Н. В. Дмитриева, Д. В. Четвериков. - Новосибирск : Наука, 2002. - 120 с.
13. Дунаевский, В. В. Наркомания и токсикомания / В. В. Дунаевский, В. Д. Стяжкин. - Москва : Медицина, 2011. - 206 с.
14. Ежов, И. В. Диагностика и коррекция факторов риска аддиктивного поведения (новые перспективы физической культуры) / И. В. Ежов, И. М, Туревский, В. Л. Малыгин // Вестник спортивной науки. - 2013.
- №2. - С. 44-51.
15. Еникеева, Д. Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков : учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. - 2-е изд., стереотипное / Д. Д. Еникеева.
- Москва : Академия, 2011. - 144 с.
16. Зиновьева, И. Л. Влияние уверенности на организацию мыслительной деятельности : дисс. ... канд. психол. наук : 12.03.10 / Зиновьева Ирина Леонидовна. - Москва, 1989. - 112 с.
17. Змановская, Е. В. Девиантология : психология отклоняющегося поведения : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. В. Змановская. - Москва : Академия, 2013. - 152 с.
18. Ильин, Е. П. Психология воли / Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург : Питер, 2015. - 368 с.
19. Клейберг, Ю. А. Девиантное поведение в вопросах и ответах / Ю. А. Клейбер. - Москва : МПСИ, 2006. - 304 с.
20. Конопкина, А. А. Психологическая природа уверенности в себе у подростков / А. А. Конопкина // Молодой ученый. - 2018. - №20. - С. 66-68
21. Коробкина, 3. В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / 3. В. Коробкина. - Москва : Академия, 2012. - 192 с.
22. Короленко, Ц. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития / Ц. П. Короенко // Обозрение психиатрической и медицинской психологии. - 2011. - №1. - С. 17-29.
23. Котляров, А. В. Освобождение от зависимостей, или школа успешного выбора / А. В. Котляров. - Москва : Психотерапия, 2015. - 448 с.
24. Лазарус, А. Краткосрочная мультимодальная терапия / А. Лазарус. - Санкт-Петербург : Речь, 2001. - 255 с.
25. Лазурский, А. Ф. Программа исследования личности / А. Ф. Лазурский. - Москва : Книга по Требованию, 2012. - 284 с.
26. Лешер, О. В. Формирование подростка как личности безопасного типа : поведенческий аспект / О.В. Лешер, Ю. В. Двирская // Личность, семья и общество : вопросы педагогики и психологии. - 2015. - №58. - С. 41-45.
27. Маслова, И. С. Формирование уверенности в себе как фактор профилактики девиантного поведения подростков [Электронный ресурс] / И.
С. Маслова // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 12. - Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/nZformirovanie-uverennosti-v-sebe-kak-faktor-profilaktiki-deviantnogo-povedeniya-podrostkov
28. Немов, Р. С Психологический словарь / Р. С. Немов. - Москва : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 560 с.
29. Папура, А. А. Психологическое сопровождение подростков по формированию уверенности в себе как показателя субъективной оценки качества жизни [Электронный ресурс] / А. А. Папура // Прикладная психология и психоанализ. - 2012. - №1. - С. 97-112. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/formirovanie-uverennosti-v-sebe-u-podrostkov
30. Папура, А. А. Формирование уверенности в себе у подростков / А. А. Папура // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2010. - №5. - С. 110-114.
31. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. - Санкт-Петербург, 2000.
32. Ромек, В. Г. Понятие уверенности в себе в современной социальной психологии // Психологический вести. Вып. 1. Ч. 2. - Ростов на Дону : Изд-во РГУ, 2006. - 132 с.
33. Рудик, П. А. Психология. Краткий курс / П. А. Рудик. - Москва : Академия, 2013. - 285 с.
34. Селиванов, В. И. Экспериментальные исследования волевой активности / В. И. Селиванов. - Москва : Академия, 2006. - 290 с.
35. Соловьева, О. В. Феномен уверенности: понятие, подходы, составляющие / О. В. Соловьева, А. А. Папура // Сибирский психологический журнал. - 2010. - №5. - С. 63-65.
36. Сосновикова, Ю. Е. Определение уровня диагностики, гипотеза об общем интегративном показателе психических состояний человека / Ю. Е. Сосновикова. - Москва : Гардарики, 2009. - 290 с.
37. Социальная психология личности в вопросах и ответах : учеб. пособие / Под ред. проф. В.А. Лабунской. - Москва : Гардарики, 2009. - 285 с.
38. Усова, Е. Б. Психология девиантного поведения / Е. Б. Усова. - Магнитогорск, 2010. - 256 с.
39. Фельдштейн, Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д. И. Фельдштейн. - Москва : Международная педагогическая академия, 2015. - 366 с.
40. Эхаева, Р. М. Девиантное поведение. Профилактика девиантного поведения у подростков / Р. М. Эхаева, Э. С. Ибрагимова // Современные проблемы социально - гуманитарных наук. - 2016. - №6. - С. 33-36.