Только Word
Введение 3
ГЛАВА 1. ОСОЗНАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС 6
1.1. Определение базовых понятий 6
1.2. Осознание этнической принадлежности как явление 9
1.3. Содержание когнитивного аспекта в части формирования представления «Образ этноса» (Образ эвенка, образ якута) 16
1.4. Выводы по 1 главе 37
ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТЕПЕНИ ОСОЗНАННОСТИ ЭТНИЧЕСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ – ЯКУТАМИ И ЭВЕНКАМИ 39
2.1. Диагностическая программа изучения степени осознания этнической принадлежности младшими школьниками якутами и эвенками 39
2.2. Особенности осознания своей этнической принадлежности младшими школьниками якутами и эвенками 44
2.3. Методические рекомендации по организации осознания своей этнической принадлежности для младших школьников якутов и эвенков 55
2.4. Выводы по 2 главе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ А 66
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 67
ПРИЛОЖЕНИЕ В 69
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 70
Россия – страна многонациональная. В развитии подрастающего поколения, а именно младшего школьника необходимо учитывать этническую принадлежность, отношение к своей нации, своему родному языку, культуры своего народа, территориальным особенностям.
С давних времен общество глубоко интересуется этническими различиями людей разной национальности. И в наше время идет интенсивное изучение этнических процессов и явлений, которые затрагивают аспекты жизни каждого из нас. У разных народов свой язык, культура, ценности, традиции и обычаи, которые уникальны и неповторимы сами по себе.
Для выбора темы исследования огромную роль сыграла территориальная особенность, культура, образ жизнедеятельности. Детям необходимо знать и изучать историю и культуру своих предков. Именно акцент на знании истории народа, его культуры, поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям также и других народов.
Особенно актуальна в настоящее время проблема формирования этнического осознания в младшем школьном возрасте, который характеризуется тем, что начинает закладываться фундамент всестороннего развития личности, формируется ее базовая культура, воспитывается добросовестное отношение к учению, общественно полезному труду, любовь к Родине, к своему народу.
Поэтому для проверки этих идей требуются сравнительные исследования процессов приобщения к культуре и развитию этнической принадлежности у якутов и эвенков, проживающих на территории Красноярского края Эвенкийского Муниципального района.
Все сказанное и определило выбор темы исследования: Особенности осознания своей этнической принадлежности младшими школьниками (на примере эвенков и якутов).
Объект исследования: процесс организации осознания своей этнической принадлежности младшими школьниками.
Предмет исследования: актуальное состояние степени осознания своей этнической принадлежности младшими школьниками – эвенками и якутами, и способы его изменения.
Цель исследования: подобрать методики выявления степени осознания своей этнической принадлежности, определить актуальное состояние осознания этнической принадлежности у учащихся начальной школы (эвенков и якутов) и разработать методические рекомендации для повышения эффективности данного процесса.
Гипотеза исследования: уровень осознания этнической принадлежности младшими школьниками – эвенками и якутами является преимущественно низким, и в условиях отсутствия целенаправленного формирования изменяется медленно.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Определить критерии изучения степени осознания этнической принадлежности. В соответствии с выбранными критериями описать уровни осознания своей этнической принадлежности младшими школьниками.
3. Подобрать методики, позволяющие выявить уровни осознания своей этнической принадлежности учащимися первых – четвертых классов, и разработать диагностическую программу исследования.
4. Провести констатирующий срез и проанализировать его результаты.
5. Разработать методические рекомендации по целенаправленной организации осознания этнической принадлежности младшими школьниками якутами и эвенками.
Методы исследования:
теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические: измерение (опрос, анкетирование, методика «Неоконченное предложение»)
База исследования: поселок городского типа Тура Эвенкийского муниципального района Красноярского края Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Туринская средняя школа – интернат имени Алитета Николаевича Немтушкина» (далее МКОУ ТСШ-И ЭМР), обучающиеся начальной школы (71 человек).
По результатам нашей исследовательской работы, мы убедились в том, что осознание этнической национальной принадлежности играет решающую роль в развитии ребенка младшего школьного возраста – эвенка и якута. Без учета национальных особенностей каждого народа, приёмов традиционного воспитания и обучения детей в школе невозможно воспитать истинного гражданина, патриота любящего свою Родину.
В соответствии с задачами исследования, был осуществлен анализ психолого – педагогической литературы по проблеме исследования мы выяснили, что нет единого понимания понятия «этническая принадлежность», разные авторы трактуют данное понятие по – разному. В работе мы опираемся на определение «Осознание нaциональной принaдлежности как процесс, который связан с освоением рoдного языка, знакомством с oсoбеннoстями бытa, трaдициями, обычaями, культурой, религией, родством, историей своего нaродa. Иными словами, осознание своей нaциональной принaдлежности, это то, что позволит млaдшему школьнику идентифицировaть себя кaк респондента дaнного этноса».
В нашей исследовательской работе в теории сделана попытка описать характеристику малых народов Севера Эвенкийского муниципального района – якутов и эвенков.
Итак, обследованные нами младшие школьники четко осознают свою национальность – эвенков, якутов. Гордятся принадлежностью к своей этнической группе, толерантны по отношению к другим народам и для них не имеет значение национальности при выборе партнера в дружбе и при общении. Но при этом для них важную роль играет язык населения, который преобладает на данной территории. Для детей младшего школьного возраста важно, чтобы организация делопроизводства, преподавание в образовательных учреждениях велись на языке коренного большинства населения – на эвенкийском, якутском языке.
Таким образом, идея комплексного подхода в обучении и воспитании детей, соединяющая официальную педагогику с этнопедагогическими традициями народа, учитывая возрастные особенности, дала положительные результаты по всем параметрам. Используя игры, танцы и песни, устное народное творчество, приобщая к основам народной духовной и материальной культуры, что позволит добиться развития творческой индивидуальности, эмоционального развития, воспитания эстетических и патриотических чувств, развития духовной сферы, самостоятельности и даже физического развития.
Наше исследование показало, в начальной школе, имеет место позитивная динамика уровня осознания своей этнической принадлежности по когнитивному, эмоционально – оценочному, поведенческому компоненту от актуального низкого уровня к актуальному среднему уровню.
Отсутствие высокого уровня осознания своей национальной принадлежности младшими школьниками по компонентам означает, что в образовательном учреждении, как в образовательном так и в воспитательном процессе начальной школы имеют место существенные дефициты в плане содержания образования и воспитания: дети мало знакомы с признаками своего этноса, им не к чему себя относить.
В отсутствии целенаправленной работы со стороны учителя осознание детьми своей этнической принадлежности на уровне знакомства со своей культурой и традициями осуществляется чрезвычайно медленно.
Таким образом, приходим к выводу, что каждый учитель может найти множество путей использования этнических традиций, языка, материальной и духовной культуры в учебной и внеучебной, внеклассной работе в начальных классах сельской школы. Главное здесь состоит в том, чтобы творчески относиться к применению в практической работе системы занятий, которая разработана для младших школьников.
Материалы нашей исследовательской работы могут представлять интерес для специалистов в области этнопедагогики, для педагогов – практиков. Вероятно, некоторые представленные данные были бы интересны студентам педагогических специальностей, в том числе, будущим учителям начальных классов.
Все задачи исследования, которые были поставлены, решены. Гипотеза подтвердилась. Анализ литературы и методик показал, что работа по осознанию этнической принадлежности учащимися младшего школьного возраста эвенками и якутами представляет собой сложный процесс и требует дальнейших исследований, разработаны методические рекомендации для учителей начальных классов, для родителей, для специалистов в области этнографии, методистам этно-педагогического центра, на что нужно уделять особое внимание