Только Word
Введение 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СПЕЦИАЛЬНО СОЗДАННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 8
1.1. Развитие ребенка старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности 8
1.2. Формы организации театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста 12
1.3. Педагогическая работа по формированию умений театрализованной деятельности старшего дошкольного возраста 18
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 23
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ТеатрализованнОЙ деятельность У ДЕТЕЙ старшего дошкольного возраста 25
2.1. Диагностика сформированности умений театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. 25
2.2 Реализация педагогических условий формирования умений театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 49
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию умений театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 55
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
Современные требования системы образования ориентированы не только на формирование общих знаний и развитие личности, но также на развитие творческих способностей учащихся. Одним из эффективных способов развития творческих способностей у детей дошкольного возраста является театральная деятельность.
Множество компетентных исследований педагогов подтверждают, что театрализованная деятельность в дошкольном возрасте способствует выявлению творческих возможностей ребенка. С педагогической точки зрения, театрализованная игра благоприятствует развитию дошкольников, так как театр является зрелищным и достаточно доступным видом искусства для детей.
Также театрализованная деятельность учитывает индивидуальные особенности развития детей дошкольного возраста, такие как эмоциональность, чувственность сознания и воображение.
В истории человечества искусство театра всегда было связано со склонностью индивида к миропознанию. Так В.Й. Немирович-Данченко и К.С. Станиславский как реформаторы русского театра, считали, что театр должен быть воплощением духовной жизни индивида, орудием воспитания. Данная идея также активно развивалась Л.С. Выготским, Т.С. Комарововой, М.Д. Маханевой, Н.Я. Михайленко, и Е.Н. Петровой [12].
Таким образом, театрализованная деятельность позволяет активно расширять знания дошкольника об окружающем мире, помогает развить внимание, память, воображение и мышление, а также формирует речь дошкольников, чувственно-эмоциональную сферу и нравственные качества. Кроме того, театр выступает коллективным искусством, а, следовательно, занимаясь театрализованной деятельностью, дошкольники общаются друг с другом, учатся слушать и слышать друг друга, а также проявлять чуткость к другим людям. Дети старшего дошкольного возраста учатся получать удовольствие от совместной деятельности и значимости себя в коллективе сверстников.
Данные особенности воспитания детей старшего возраста посредством осуществления театрализованной деятельности определили актуальность исследования, а именно то положение, что применение театрализованной деятельности в воспитании старших дошкольников является эффективным средством развития.
Объект исследования – организация театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – формирование умений театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации педагогических условий.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий формирования умений театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты проблемы формирования умений театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
2. Теоретически обосновать возможность использования педагогических условий формирования умений театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
3. Подобрать диагностический инструментарий и выявить уровень сформированности умений театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
4. Реализовать систему педагогических условий, способствующих формированию умений театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
5. При помощи контрольного эксперимента определить эффективность формирующих мероприятий....
В настоящей работе ставилась задача изучить театрализованную деятельность как средство развития детей старшего дошкольного возраста. В ходе выполнения данной работы была проанализирована психолого-педагогическая литература по теме исследования.
В результате анализа было определено ключевое понятие «театрализованная деятельность» как специфического вида художественно-творческой деятельности, в результате которого ее участники овладевают доступными способами сценического искусства, и соответственно избранной роли, принимают участие в подготовке и разыгрывании того или иного вида театрального представления, включаются в театральную культуру.
По мнению исследователей И.Г. Андреевой, Л.В. Ворошниной, В.С. Выготского, Т.Н. Дороновой, А.В. Запорожца, Н.С. Карпинской, М.В. Копосовой, Ю.Н. Косенко, И.Е. Киселевой, Е.А. Медведевой, Л.В. Таниной, Е.И. Трусовой, Л.С. Фурминой, Р.М. Чумичевой, изучающих роль театрализованной деятельности в развитие старших дошкольников, она имеет огромный развивающий и воспитательный потенциал.
Изучение особенностей развития интереса к театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста показало, что педагогу необходимо: во-первых, создать условия для развития творческой активности дошкольников с использованием театрализованной деятельности, а именно (поощрять актерское творчество, воспитывать способность раскрепощено держаться на публике, активно использовать выразительные средства: мимику, движения, интонацию. Во-вторых, познакомить детей старшего дошкольного возраста с особенностями театра, поведением в театре, различными жанрами, а также с различными видами кукольного театра. В-третьих, педагогу важно обеспечить взаимодействие театрализованной деятельности с другими видам деятельности в едином образовательном процессе. И, в-четвертых, организовать условия для совместной театрализованной деятельности дошкольников и взрослых.
Таким образом, из анализа современной психолого-педагогической литературы можно сделать вывод, что: во-первых, занятия с использованием театрализованной деятельности, являются одним из наиболее эффективных педагогических средств; во-вторых, театрализованная деятельность в образовательном процессе оказывает многогранное воздействие на личность дошкольника. В-третьих, дошкольники, принимая участие в театрализованной деятельности, имеют возможность знакомиться с окружающим миром во всём его разнообразии посредством образов, звуков и красок. А умело поставленные вопросы взрослого, побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Проведенная диагностика экспериментальной и контрольной группы до и после контрольного эксперимента наглядно свидетельствует об эффективности созданных педагогических условий по театрализованной деятельности для развития личности ребенка. Специально применяемые приемы и методы дают вполне ощутимый положительный результат. Гипотеза исследования подтвердилась.
Приведенные в данном исследовании приемы и методы можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста. У воспитанников возникнет возможность стать более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельного решения, к постановке новых вопросов и нахождению собственных оригинальных ответов, уверенности в себе и своих способностях. Таким образом, из исследования следует, что театрализованная деятельность является комплексным средством для полноценного развития детей старшего дошкольного возраста, она успешно зарекомендовала себя в образовательном процессе по всем направлениям.
1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. М.: Педагогика, 2013. 256 с.
2. Бердяшкина Т.П., Власова Г.А. Театрализованная деятельность как особый и прекрасный мир ребенка // Педагогическое мастерство (материалы IV Международной научной конференции). М.: Буки-Веди, 2014. С. 40-42.
3. Бурдина С.А. Театрализованная деятельность – средство формирования эмоциональной отзывчивости ребенка // Современное дошкольное образование: опыт, проблемы и перспективы: сборник научно-методических статей. Йошкар-Ола, 2016. С. 97-101.
4. Бурцева В.В. Театрализованная деятельность детей как средство преодоления речевых нарушений // Отечественный и международный опыт в решении современных педагогических проблем (материалы международной заочной электронной научной конференции). М.: Министерство образования и науки РФ. 2015. С. 53-61.
5. Бушмакина С.С. Совместная деятельность с родителями как метод организации театрализованной деятельности // Проблемы школьного и дошкольного образования (Материалы VII регионального научно-практического семинара «Достижения науки и практики - в деятельность образовательных учреждений» (с международным участием). ФГБОУ ВО Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко). 2016. С. 154-155.
6. Ваганова А.В., Созина Е.Е., Веснина А.Е. Театрализованная деятельность как средство развития творческой активности и социализации в обществе // Дошкольная педагогика. 2016. №2 (117). С. 32-33.
7. Величко О.А. Развитие речи детей через театрализованную деятельность // Педагогическое мастерство (Материалы VIII Международной научной конференции). 2016. С. 94-100.
8. Головатенко Л.Н. Театрализованная деятельность в ДОУ // Филологическое образование в период детства. 2013. Т. 20. С. 222-224.
9. Еременко С.В., Леонова Т.И. Развитие речи и социо-игровых навыков детей через театрализованную деятельность // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Международной научной конференции. 2016. С. 103-110.
10. Жолобко Е.С. Педагогические условия организации и руководства театрализованной деятельностью детей старшего дошкольного возраста // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: сборник материалов II Научно-практического семинара. 2018. С. 31-35.
11. Зацепина М.Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности: Обзор программ дошкольного образования // Наука и образование. 2016. №4. С. 32-39.
12. Зимукова Т.И., Бледнова Е.Ю. Развитие речи старших дошкольников через театрализованную деятельность // Вопросы образования и науки: теоретический и практический аспекты: сборник статей международной научно-практической конференции. 2015. С.42-45.
13. Зотова И.В., Крайчак А.Е. Роль и значение организации театральной деятельности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Проблемы современной науки и образования. 2017. № 16 (98). С. 99-102.
14. Колесова Т.А. Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. 2015. №4 (7). С.50-51.
15. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Для работы с детьми 2-7 лет : методическое пособие для воспитателей и педагогов. 2-е издание, испр. и доп. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 106 с....38