Только Word
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретические аспекты социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом…………………………………………………………………………4
1.1 Несовершеннолетние, вступившие в конфликт с законом, как социальная категория …………………………………………………………4
1.2 Причины и формы проявления противоправного поведения несовершеннолетних………………………………………………………….17
1.3 Суть и содержание социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом…………...…….27
Выводы по главе 1………………………………………………………….…34
Глава 2 Особенности социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом ………...36
2.1 МБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям" "Доверие" как субъект реабилитационной работы с несовершеннолетними………..….36
2.2 Описание программной деятельности специалистов, направленной на реабилитацию несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом…………………………………………………………………………...40
2.3 Практические рекомендации специалистам………………….…………..47
Выводы по главе 2………………………………………………………........50
Заключение…………………………………………………………………..51
Список использованной литературы……..………………………….….53
Приложения………………………………………………………………....61
Актуальность изучаемой темы заключается в том, что на сегодняшний день преступность является большой проблемой российского общества, а преступность несовершеннолетних является проблемой многократно увеличенной. Большое количество работ юристов, педагогов и психологов в последнее время посвящено проблемам подростковой преступности. Это объясняется тем, что несовершеннолетние - это, прежде всего, будущее нашей страны и от их поведения во многом зависит дальнейшая судьба нашего общества. Также важно помнить, что поведение подростка намного легче поддаётся коррекции, чем поведение закоренелого взрослого преступника. Причинами совершения многих правонарушений несовершеннолетними является простое любопытство или желание развлечься, показать свою силу, смелость, самоутвердиться и утвердиться в глазах сверстников. Но чем взрослее становятся подростки, тем чаще их противоправное поведение становится рациональным и спланированным, на первое место выходят мотивы выгоды, корысти и зависти. Специалисты обращают внимание, что именно таких подростковых преступлений становится в последние годы все больше.
В основе решения проблемы противоправного поведения несовершеннолетних лежит профилактическая работа, в первую очередь, с семьями, находящимися в социально опасном положении - малообеспеченными, неполными; семьями, где есть безработные, злоупотребляющие алкоголем. Государство и общество должны выступить гарантом социальной защищенности этой категории детей. Именно они должны взять на себя обязанности и обеспечить необходимые ресурсы - экономические, социальные, духовные, нравственные - для того, чтобы детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, условия для нормальной жизни, учебы, развития личности, профессиональной подготовки, социальной адаптации, компенсируя, по мере возможности, отсутствие родительской заботы. В тоже время должна решаться стратегическая задача - обеспечение приемлемого уровня жизни семей с детьми, укрепление нравственно-воспитательной функции семьи, что может существенно повлиять на уменьшение численности детей, находящихся в конфликте с законом.
Степень разработанности проблемы. В основу работы положены теоретические положения, выдвинутые в работах российских учёных Г.М. Андреевой, В.С. Мухиной, Т.П. Добровольской, исследующих личность подростка. Также особенности подросткового возраста рассматривали Б.С. Волков, А.В. Ипатов, М. Омарова, Ф. Райс и др.
В исследованиях современных учёных уделено внимание девиантному поведению: Е.В. Змановская выделила личностный фактор девиантного поведения и фактор среды, А.С. Сухова, И.Г. Селезнева А.В. Чечуров рассматривают семью как основной фактор девиантного поведения, М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова В.В. Завражнов, Е.Д. Железнова девиантное поведение рассматривали в аспектах Профилактики, коррекции, реабилитации. С.П. Акутина, А.А. Семавина Л.И. Кобышева занимались проблемой делинквентного поведения подростков.
Проблему социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних изучали Ю. М. Волынский-Басманов, П.Д. Павленок, Л.С. Радченкова и другие. Так же над данной проблемой работали Г.Ф. Бедулина, которая определяет роль специализированных учреждений в государственной системе социальной защиты прав несовершеннолетних и основные функции и задачи центров помощи семье и детям, С.В. Суворова, Г.К. Шахматова, Е.А. Кошкина и др. рассматривают социально-психологический тренинг как одну из действенных форм реабилитации детей, имеющих проблемы с законом. М.В.Григорович исследовал психологические особенностей подростков, вступивших в конфликт с законом, в контексте организации профилактической работы....
Подростки - это особая социальная категория, со своими взглядами,
идеалами и ценностями, формирующиеся под влиянием различных факторов. Однако эти ценности нередко расходятся с нормами, принятыми в обществе, появляются так называемые отклонения (девиации). Преступность - один из наиболее распространенных видов таких отклонений.
Рассмотрены причины и формы проявления противоправного поведения несовершеннолетних, что позволило сформулировать
Особое влияние на формирование противоправного и преступного
поведения среди подростков выражают такие социальные институты, как семья, школа, а также неформальная группа сверстников-несовершеннолетних, так как основную часть своего свободного времени подросток проводит там. Преступность носит деструктивный, антиобщественный для социума
характер, поэтому профилактика преступности несовершеннолетних - неотъемлемая проблема современного российского общества.
Проанализированы суть и содержание социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом. Анализ показал, что одно из важнейших условий снижения роста правонарушений несовершеннолетних – внедрение новых технологий и методов профилактической работы. Это предполагает четкое определение целей и задач; выбор перечня скоординированных по содержанию действий, направленных на устранение причин и условий совершения противоправного поведения несовершеннолетних; сохранение, поддержание и защиту уровня жизни и здоровья детей; содействие в социальной адаптации и раскрытии внутренних потенциалов несовершеннолетних.
Проведён анализ деятельности Центр социальной помощи семье и детям" "Доверие" направленной на реабилитацию несовершеннолетних вступивших в конфликт с законом. На основе сделанного анализа в дипломной работе были рассмотрены
принципы социальной поддержки по реабилитации трудновоспитуемых в индивидуально профилактической работе специалиста по социальной работе в отделении социальной реабилитации подростков МБУ СО Центр социальной помощи семье и детям" "Доверие". Реализация этих принципов осуществляться при помощи эмпирических,
психологических, психолого-педагогических методов и проводится через этапы сопровождения с несовершеннолетними склонными к правонарушению: выявление детей и семей группы риска на более ранней стадии дезадаптивного процесса; диагностика факторов риска и причин неблагополучия; разработка индивидуальной программы сопровождения;
реализация индивидуальной программы сопровождения; измерение результативности работы с подростком и его ближайшим окружением.
Эффективное осуществление социальной работы выступает как основное средство преодоления правонарушений подростков, включающая в себя весь комплекс существующих методов, способов решения задачи по преодолению правонарушений: социальный контроль, профилактика, коррекция, помощь, воспитание, социальная поддержка, сопровождение.
В дипломной работе предложены практические рекомендации для социальных работников по работе с несовершеннолетними, склонными к совершению правонарушений, для педагогов и родителей этих подростков. Их практическая реализация позволит снизить рост подростковой преступности в г. Красноярске, позволяет повысить степень социальной защиты несовершеннолетних, восстановить ребёнку свой статус в социуме, создаёт условия для творческого, гармонического развития подростков, склонных к совершению правонарушений.
1. Аксюта М. Почему одни подростки трудны, а другие - нет. Воспитание с
помощью окружения / Максим Аксюта, Татьяна Сандлер. - М.: В Круге, 2014. - 360 c.
2. Алтунина И.Р. Социальная психология: Учебник. / И.Р. Алтунина, Р.С.
Немов. – Люберцы: Юрайт, 2015. – 427.
3. Анцупов А.Я. Конфликтология: Учебник для ВУЗов. / А.Я. Анцупов, А.И.
Шипилов. –СПб.: Питер, 2013 – 512 с.
4. Баженова О. В. Детская и подростковая релаксационная терапия. Практикум / О.В. Баженова. - М.: Генезис, 2016. - 288 c.
5. Балан В.П. Конфликтология: Учебное пособие для ВУЗов / В.П. Балан, А.А. Душкин, В.И. Новосельцев и др. – М.: РиС, 2015. – 342 с.
6. Беличева С.А. Социально – педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних. / С.А. Беличева, А. Б. Белинская. – М.: Феникс, 2013. – 295 с.
7. Волков Б. С. Возрастная психология. В 2 частях / Б.С. Волков, Н.В.
Волкова. - М.: Владос, 2017. - 368 c.
8. Григорович Л. А. Проблема нравственного развития подростка: моногр. /
Л.А. Григорович. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2014. - 248 c.
9. Дивицына Н. Ф. Социальная работа с детьми группы риска. / Н.Ф. Дивицина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС , 2015. - 352 c.
10. Ефимова Н. С. Социальная психология: учебник для СПО / Н. С. Ефимова,
А. В. Литвинова. — М.: Издательство Юрайт, 2017. – 442 с.
10. Ермаков В. Д. Криминологическая характеристика возрастных параметров правовой ответственности несовершеннолетних. / В.Д. Ермаков. — Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2013. — 112 с.
11. Жуков В. И. Теория социальной работы. / В.И. Жуков. - М.: Издательство
РГСУ, 2011. - 440 с.
12. Змановская Е. В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения
/ Е.В. Змановская. - М.: Академия, 2016. - 288 c.
13. Ипатов А.В. Подросток: от саморазрушения к саморазвитию. Программа
психологической помощи. / А.В. Ипатов. 2011. - 112 с.
14. Клейберг Ю. А. Девиантология: моногр. / Ю.А. Клейберг. - М.: Речь, 2013.
- 416 c.
15. Ковальчук М. А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. - М.: Владос-Пресс, КДУ, 2013. - 286 c....74