Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ПОДРОСТКАМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

Работа №152249

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы65
Год сдачи2020
Стоимость4335 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения специфики работы педагога-
психолога с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации 10
1.1 Психологические особенности подростков, находящихся в трудной
жизненной ситуации 10
1.2 Особенности работы педагога-психолога с подростками,
находящимися в трудной жизненной ситуации 15
2 Экспериментальное изучение психологических особенностей
подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, и специфика работы педагога-психолога с ними 22
2.1 Организация и методы исследования. Анализ констатирующего
эксперимента 22
2.2 Описание системы работы педагога-психолога с подростками,
находящимися в трудной жизненной ситуации 38
Заключение 46
Список использованных источников 48
Приложение А Результаты диагностики психологических особенностей подростков 54
Приложение Б Формы работы педагога-психолога с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации 57


В современном обществе уделяется большое внимание проблемам детей, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Социально-экономическая и политическая нестабильность в стране, нестабильность института семьи, потеря моральных ценностей, семейные кризисы, неопределённость в будущем и неуверенность в завтрашнем дне — это нынешние условия, в которых живет и растёт современная молодёжь. Перечисленные факторы оказывают негативное влияние на подрастающее поколение.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации (в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ») - это дети, оставшиеся без попечения родителей; дети- инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи [36].
Особую роль в воспитании детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, выполняют учебные заведения, которые, тесно связаны с семьями своих учеников (родителями, опекунами, родственниками).
Отметим, что проблемы детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, актуальны для современной России, в связи с тем, что количество таких детей с каждым годом увеличивается.
В связи с актуальностью проблемы, цель нашего исследования - изучение специфики работы педагога-психолога с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Объект исследования: психологические особенности подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Предмет исследования: специфика работы педагога-психолога с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу о психологических особенностях подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
2. Организовать и провести экспериментальное исследование психологических особенностей подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, проанализировать результаты исследования.
3. Разработать и описать систему работы педагога-психолога с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2. Эмпирические методы: тестирование (Методика многофакторного исследования личности (подростковый вариант ((автор - Р. Кэттелл); Методика диагностики девиантного поведения несовершеннолетних (тест СДП - склонности к девиантному поведению) (авторы - Э. В. Леус, А. Г. Соловьёв)), констатирующий эксперимент.
3. Методы количественной и качественной обработки результатов.
Методологической базой исследования послужили труды отечественных учёных Л. С. Выготского, С. В. Духновского, Н. Г. Осуховой и др., которые изучали психологические особенности подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Экспериментальная база исследования представлена МБОУ «Кириковская средняя школа» Пировского района, Красноярского края. Исследование проводилось в феврале - апреле 2020 года. Выборка исследования представлена 20 обучающимися 7-9 классов, из них: 10 подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, и 10 подростков, находящихся в социально благоприятной ситуации.
Этапы исследования:
1 этап (январь 2020 г.) - изучение теоретических аспектов специфики работы педагога-психолога с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации, определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования.
2 этап (февраль 2020 г. - апрель 2020 г.) - проведение диагностики психологических особенностей подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, разработка и описание системы работы педагога-психолога с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации.
3 этап (май 2020 г.) - оформление ВКР.
Работа представлена на конференциях всероссийского уровня: Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития человека в современном обществе» (Лесосибирск, 2018) и II Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития человека в современном обществе» (Лесосибирск, 2019). По теме ВКР опубликованы 2 статьи.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме изучения специфики работы педагога-психолога с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации. Предложенные в работе формы, методы и рекомендации, направленные на организацию работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, могут быть использованы при организации психолого-педагогического сопровождения такой категории детей. Материалы работы могут использоваться студентами при подготовке рефератов, докладов, курсовых работ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 40 источников, 6-ти таблиц и 4-х рисунков, 2-х приложений. Объем работы составляет 53 страницы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, мы пришли к выводу, что у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, выражены такие психологические особенности, как:
- импульсивность, склонность к депрессии, у них часто бывает плохое настроение, высокая тревожность и беспокойство в трудных ситуациях;
- низкий уровень социального интеллекта;
- отклоняющееся поведение.
Специфика работы педагога-психолога с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации, в образовательных учреждениях заключается в предупреждении, разрешении психологических и социальных проблем, преодолении кризисных ситуаций. Направлена на информирование и просвещение детей и родителей о причинах возникших проблем и способах их разрешения, на развитие личности, её самосовершенствование и самореализацию. Необходимо отметить, что работа педагога-психолога с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации, складывается как межведомственное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса
Для изучения психологических особенностей подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, нами было проведено экспериментальное исследование на базе МБОУ «Кириковская средняя школа», Пировского района, Красноярского края в феврале - апреле 2020 года. Выборка представлена обучающимися 7-9 классов в количестве 20 человек, из них: 10 подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, и 10 подростков, находящихся в социально благоприятной ситуации.
На основании полученных результатов исследования психологических особенностей личности подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, мы констатируем, что подростки данной категории нетерпеливые и несдержанные. Любят привлекать к себе внимание, ревнивые, самоуверенные, нервные, легко обижаются и сердятся на окружающих. У подростков
прослеживаются нарушения в эмоционально-волевой и поведенческой сфере: эмоциональная неустойчивость, беспокойство, озабоченность, недобросовестность, повышенная тревожность и напряжение. Для них характерны следующие особенности: импульсивность, склонность к депрессии, часто бывает плохое настроение. Подростков, находящихся в социально благоприятной ситуации, можно охарактеризовать как весьма активных подростков, у них высокая мотивация и, как правило, хорошая школьная успеваемость. Обладают высоким контролем поведения, воспитаны, для них важна репутация и мнение значимых людей, склонны к упрямству, но необидчивы, свой образ выстраивают с требованиями, которые диктует общество. В группе работают слаженно и уверенно.
На основании результатов экспериментального исследования мы разработали и описали систему работы педагога-психолога, которая направлена на оказание комплексной помощи в разрешении психологических и социальных проблем подростков, предупреждение отклоняющегося поведения у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. Работа педагога- психолога с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации, включает в себя диагностическое, профилактическое, просветительское, консультационное, коррекционно-развивающее направления. Диагностическая работа проводится для выявления и определения характера проблем у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. Профилактическая работа направлена на обучение подростков способам преодоления тревожности и негативных эмоций. Грамотно построенная профилактическая работа позволит предотвратить отклоняющееся поведение подростков. Регулярная просветительская работа с педагогами и родителями подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, повысит их компетентность в области психологических особенностей подросткового периода.



1. Абдрашикова, Д. Н. К вопросу изучения психологических особенностей подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации [Электронный ресурс] / Д. Н. Абдрашикова // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. - 2016. - № 1. - С. 127-130. - Режим доступа:https://elibrary.ru/item.asp?id=28184144
2. Анцыферова, Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. - 2007. - № 1. - С. 3-18.
3. Афонин, И. А. Психологические аспекты управления кризисной
ситуацией в подростковом возрасте [Электронный ресурс] / И. А. Афонин, Ю. А. Володина, А. Е. Овчарова // Мир образования - образование в мире. - 2014. - № 4 (56). - С. 222-228. - Режим доступа:
https://elibrary.ru/item.asp?id=22924441
4. Баракова, И. А. Особенности общения подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации [Электронный ресурс] / И. А. Баракова // Гуманитарный трактат. - 2017. - № 8. - С. 18-20. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29232516
5. Басалаева, Н. В. Психолого-педагогическое сопровождение подростков, находящихся в социально-опасном положении [Электронный ресурс] / Н. В. Басалаева, Т. В. Казакова, Т. В. Захарова, 3. У. Колокольникова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2. - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary 24123277 99652230.pdf
6. Беленкова, Л. Ю. Влияние индивидуально-психологических особенностей личности на копинг-поведение подростков в трудных жизненных ситуациях [Электронный ресурс] / Л. Ю. Беленкова // Психолого¬педагогические проблемы безопасности человека и общества. - 2015. - № 4 (29). - С. 20-25. - Режим доступа:https://elibrary.ru/item.asp?id=26477201
7. Битюцкая, Е. В. Когнитивное оценивание и стратегии совладания в
трудных жизненных ситуациях [Электронный ресурс] / Е. В. Битюцкая. - Москва: МГУ, 2008. - 123 с. - Режим доступа:
http: //psy.msu.ru/science/autoref/bityutskaya.pdf
8. Блясова, И. Ю. Теоретико-методологические основы профилактики девиантного поведения подростков в социокультурной среде региона [Электронный ресурс] / И.Ю. Блясова. - Челябинск, 2016. - 523 с. - Режим доступа:http://www.dslib.net/
9. Быков, А. К. Инновационные технологии, формы и методы защиты прав несовершеннолетних и индивидуальной профилактической работы семьёй / А. К. Быков. - Москва : ИПКДСЗН, 2015. - 152 с.
10. Василевская, К. Н. Трудная жизненная ситуация: проблема определения и диагностики [Электронный ресурс] / К. Н. Василевская // Человек в трудной жизненной ситуации. - Москва, 2005. - С. 41-46. - Режим доступа:https://refdb.ru/look/2663350-p6.html
11. Винокурова, Г. А. Сравнительный анализ особенностей мировосприятия подростков, находящихся в трудной и социально¬благополучной жизненной ситуации / Г. А. Винокурова, А. В. Зарезнова // Актуальные проблемы психологии и дефектологии. - Саранск : Мордовский государственный педагогический институт, 2013. - С. 23-29.
12. Воропаева, О. Н. Технологии социальной работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации [Электронный ресурс] / О. Н. Воропаева // Актуальные проблемы психологии и педагогики. - Уфа, 2015. - С. 18-20. - Режим доступа:https://elibrary.ru/item.asp?id=21530740
13. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - Москва : Педагогика, 1992. - 124 с.
14. Духновский, С. В. Подросток в трудной жизненной ситуации. Психологическое сопровождение и помощь / С. В. Духновский. - Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2010. - 167 с.
15. Захарьящева, О. А. Активизация личностного потенциала подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, в условиях реализации Федеральных Государственных образовательных стандартов : сб. науч. ст. / О. А. Захарьящева. - 2016. - №1. - С. 367 - 370.
16. Казакова, С. Понятия и сущность трудной жизненной ситуации [Электронный ресурс] / С. Казакова - Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/ponjatija-i-suschnost-trudnoi-zhiznenoisituaci
17. Коджаспирова, Г. М. Психолого-педагогическая безопасность жизнедеятельности детей, попавших в трудную жизненную ситуацию / Г. М. Коджаспирова. - Москва : Московский городской психолого-педагогический университет, 2011. - 240 с.
18. Кречетникова, А. В. Психолого-педагогическая и социальная помощь детям, находящимся в трудной жизненной ситуации : методические рекомендации / А. В. Кречетникова, Е. Ю. Зинова, А. А. Нарыгин. - Ханты- Мансийск, 2011. - 242 с.
19. Купченко, В. Е. Представление о трудной жизненной ситуации у подростков с различным суицидальным риском [Электронный ресурс] : материалы V Международной научной конференции «Психология стресса и совпадающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие» / В. Е. Купченко ; отв. ред. М. В. Сапоровская, Т. Л. Крюкова, С. А. Хазова // Костромской государственный университет. - 2019. - №1. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41211499
20. Лакреева, А. В. Трудная жизненная ситуация как фактор социально-психологической дезадаптации подростка [Электронный ресурс] / А. В. Лакреева, М. В. Хомутова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 24. - С. 135-140. - Режим доступа:http://e-koncept.ru/2016/56426.htm
21. Леус Э. В. Тест СДП (склонность к девиантному поведению) [Электронный ресурс] / Э. В. Леус, А. Г. Соловьев. - Режим доступа: http: //psytests .org/test.html
22. Лукьяненко, М. А. Проблема деструктивных эмоциональных состояний детей, попавших в сложную жизненную ситуацию / М. А. Лукьяненко, С. С. Матвеева // Современные исследования социальных проблем. - 2014. - № 3-4. - С. 69-76.
23. Мастюкова, Е. М. Комплексная психолого-педагогическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации / Е. М. Мастюкова. - Москва : Просвещение, 2002. - 126 с.
24. Миронов, Д. Д. Сущность понятия подростков» / Д. Д. Миронов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016.
- № 10. - С. 70-74.
25. Муругова, А. О. Эмоциональные и поведенческие реакции подростков в трудных жизненных ситуациях [Электронный ресурс] / А. О. Муругова // Международные научно-практические конференции : сб. науч. ст. - 2018. - №6 - Режим доступа:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35389134
26. Нечаев, М. П. Система работы образовательной организации по выявлению и психолого-педагогическому сопровождению детей, находящихся в трудной жизненной ситуации [Электронный ресурс] / М. П. Нечаев, Е. И. Фадеева // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. - 2016. - № 1 (7). - С. 42-47. - Режим доступа:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26622130
27. Овчарова, Е. В. Особенности смысл жизненных ориентаций у подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию / Е. В. Овчарова, А. В. Полина // Научно-практический журнал «Мир науки. Педагогика и психология»
- 2019. - № 3. - С. 43-45.
28. Онуфриева, В. В. Копинг-стратегии подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации / В. В. Онуфриева, А. С. Константинова // Глобальный научный потенциал. - 2016. - № 4 (61). - С. 10 - 12.
29. Останина, Н. В. Педагогическая поддержка поведения подростков по преодолению трудных школьных ситуаций / Н. В. Останина. - Смоленск, 2010. - 169 с.
30. Разживина, Н. В. Особенности личностных диспозиций подростков, склонных к девиантному поведению, в условиях общеобразовательной школы / Н. В. Разживина [Электронный ресурс] // Ставрополь, 2014. - Режим доступа: file:///C:/Users/1/Downloads/osobennosti-lichnostn-h-dispozitsiy-podrostkov-sklonn-h-k-deviantnomu-povedeniyu-v-usloviyah-obsheobrazovatelnoy-shkol.pdf
31. Стукалова, О. В. Актуальные направления социализации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации / О. В. Стукалова, Е. Б. Береговая // Казанский педагогический журнал. - 2019. - № 4 (135). - С. 52 - 56. - Режим доступа:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41708681
32. Тагирова, Г. С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками [Электронный ресурс] / Г. С. Тагирова. - Москва: Педагогическое общество России, 2015. - 128 с. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=20072536
33. Тетерятникова, Л. Н. Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию [Электронный ресурс] / Л. Н. Тетерятникова // Образование в Кировской области. - 2015. - № 4 (32). - С. 21-25. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=25945876
34. Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий / под ред. Ю. А. Голубевой. - Волгоград : Учитель, 2015. - 196 с.
35. Туманова, Е. Н. Помощь подростку в кризисной ситуации жизни / Е. Н. Туманова. - Саратов, 2003. - 128 с.
36. Федеральный закон №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» от 24.07.1998 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sos-ru. info/zakon/zakon zakon garantii 124. shtml.
37. Федосенко, E. В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги: монография / Е. В. Федосенко. - Санкт-Петербург : Речь, 2015. - 192 с.
38. Шибзухова, Д. А. Девиантное поведение подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации [Электронный ресурс] / Д. А. Шибзухова, О. У.
Гогицаева // Психология XXI века: психология как наука, искусство и призвание : сб. науч. ст. - 2018. - Т. 2. - С. 385-391. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=36630944
39. Шнейдер, Л. Б. Материалы курса «Кризисные состояния у детей и подростков: направления работы школьного психолога» : лекции 5 - 8 / Л. Б. Шнейдер. - Москва : Педагогический университет «Первое сентября», 2009 - 88 с.
40. Эльконин, Д. Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей / Д. Б. Эльконин // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. - Москва : Просвещение, 1982. - 227 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ