Введение 3
Глава I. Характеристика начального этапа обучения ИЯ в СОШ
1.1 Цели и задачи начального этапа обучения ИЯ 6
1.2 Психологические и физиологические особенности школьников на начальном этапе обучения ИЯ 11
1.3 Структура и содержание обучения диалогической речи на начальном этапе 14
1.4 Специфика успешности процесса овладения диалогической речью на начальном этапе 17
Глава II. Методика обучения диалогической речи на начальном этапе обучения ИЯ
2.1 Методика работы над диалогической речью 21
2.2 Виды опорных упражнений при обучении диалогической речи 29
2.3 Особенности обучения диалогической речи в современном УМК по английскому языку 39
Заключение 45
Список литературы 50
Приложение 54
В современном мире иностранный язык является не только и не столько учебным предметом, сколько — одним из средств социализации личности. В современном мире результатом обучения иностранному языку должно стать формирование базы иноязычной коммуникативной компетенции, а также способности к самостоятельному углублению и развитию данной компетенции [21]. Уникальность иностранного языка, как предмета общеобразовательной школы в том, что его основной целью является обучение общению.
Основной и ведущей целью в преподавании иностранных языков (ИЯ) в общеобразовательной школе является коммуникативная цель, которая и определяет весь учебный процесс. Одной из основных форм речевого общения является диалогическая речь(ДР). Под диалогом понимается форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами [1]. Именно через диалог отрабатываются отдельные речевые образцы, целые структуры, которые используются затем в монологической речи. на начальном этапе обучения английскому языку учащиеся могут, а учитель должен им помочь приобрести умение пользоваться изучаемым языком для общения.
Данная работа посвящена изучению развития умений диалогической речи на начальном этапе обучения. Диалогическая речь, по мнению выдающегося отечественного психолога Л.С. Выготского, - это первичная форма человеческого общения, детерминанта психического развития личности [38]. Посредством диалога происходит освоение окружающей действительности, развитие дара слова. По мнению О.М. Казарцевой, диалогическая речь представляет собой процесс непосредственного речевого общения, характеризующийся поочередно сменяющимися одна другую репликами двух и более лиц[13]. Таким образом, актуальность темы обусловлена, тем что диалогическая речь является во-первых неотъемлемым компонентом при обучении ИЯ и занимает большую часть разговорной речи. Без умения вести беседу невозможно полноценное общение. Диалогическая речь является формой социально-речевого общения, основой сотрудничества и взаимопонимания между людьми в процессе совместной деятельности.
Во- вторых, актуальность данной проблемы заключается в разработке упражнений для обучения диалогической речи на начальном этапе, как основного средства обучения, на основе современного УМК.
Объектом исследования является процесс формирования умений диалогической речи учащихся на начальном этапе.
Предмет исследования - особенности формирования навыков диалогической речи на начальном этапе обучения.
Цель работы состоит в изучении процесса формирования диалогической речи на начальном этапе и разработке опорных упражнений , как неотъемлемого компонента при обучении ДР...
В результате проведённого исследования начального этапа обучения диалогической речи учащихся на английском языке нами были получены следующие теоретические результаты.
I. Общая характеристика начального этапа
1) . Основная цель начального этапа состоит в достижении учащимися минимального коммуникативного уровня владения английским языком в течение трех лет обучения - со второго по четвертый класс
2) . Достижение этой цели обеспечивается запуском устноречевого механизма речи учащихся и их включением в сферу естественного диалогического общения.
3) Осуществление цели начального этапа является необходимым звеном к дальнейшему развитию владения английским языком и реализации конечных целей, предусмотренных программой для всего курса обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе.
II Структура начального этапа
Учет объективных факторов, характеризующих динамику развертывания учебно-воспитательного процесса во время НЭ, позволил установить в нем следующие два периода:
1) первый период, являясь подготовительным, выполняет не только функцию овладения произносительными навыками, но также функцию развития устноречевой деятельности с подключением чтения и письма. В этом периоде, как показал анализ литературы, целесообразно выделить следующие ступени: -устный вводный курс;
-переход к чтению и письму;
-переход к интенсивному формированию устноречевого механизма.
Второй период является основным и решающим в составе начального этапа. Он разделяется нами на две ступени: повторительно-восстановительную и основную. Последняя ступень характеризуется усиленной речевой направленностью и должна обеспечить качественный скачок в развитии речевой деятельности учащихся .
III. По содержанию начального этапа нами уточнены такие компоненты содержания как (языковой материал, речевые образцы, темы, ситуации и тексты, а также умения и навыки диалогической речи, подлежащие формированию у учащихся на начальном)...
1. Агаева О. В. Обучение диалогической речи на уроках английского языка //Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф.- Чита:Изд-во Молодой ученый, 2011. - С. 92-94.
2. Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам. - М.: Просвещение, 279 с.
3. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. - М: Просвещение, 1965. - 229 с.
4. Бим И.Л. Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе. - М.: Просвещение, 1988. - 328 с.
5. Вайсбруд М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке. - М.: Изд-во Титул, 2001. - 81 с.
6. Виноградов Б.Г. Модернизация - реформирование - революция в образовании // Народное образование. - 2002. - №6. - С. 7-8.
7. Гальскова Н. Д. Методика обучения иностранным языкам: учебное пособие для вузов. - Ростов/Д.: Феникс, 2017. - 350 с.
8. Гальскова Н.Д., Чепцова М.Б. Цели и содержание обучения говорению в начальной школе. - 1994. - №3.
9. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. -М.: АРКТИ, 2003. - С. 190-192.
10. Заремская С. И., Слободчиков А.А. Развитие инициативной речи учащихся. - М., 1983.
11. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М., 1991.
12. Зимняя И.А. Функциональная психологическая схема формирования и формулирование мысли посредством языка / Исследование речевого мышления в психолингвистике. - М., 1985.
13. Искрин С.А. Моделирование ситуации общения в процессе обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 2004. - №2. - С. 40-44.
14. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: учеб. пособие / О.М. Казарцева. - 5-е издание. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 496 с.
15. Колкова М. К. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Пособие для учителей, аспирантов и студентов. СПб.: Каро. - 2008. - 224 с...43