Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Работа №152204

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы66
Год сдачи2020
Стоимость4255 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические основы использования дидактических игр и
занимательных заданий в процессе изучения геометрического материала в начальной школе 8
1.1 Геометрический материал в курсе начальной школы и его
значение для формирования предметных образовательных результатов 8
1.2 Сущность и значение дидактических игр и занимательных заданий в процессе изучения геометрического материала в начальной школе при формировании предметных образовательных результатов 15
1.3 Методические особенности использования дидактических игр и занимательных заданий в процессе изучения геометрического материала во 2 классе начальной школы (на примере УМК «Школа России») 21
2 Использование дидактических игр и занимательных заданий в процессе изучения геометрического материала на уроках математики во
2 классе начальной школы (на примере УМК «Школа России») 29
2.1 Диагностика предметных образовательных результатов при
изучении геометрического материала учащимися 2 класса (УМК «Школа России») 29
2.2 Описание опыта использования дидактических игр и
занимательных заданий при изучении геометрического материала на уроках математики во 2 классе 36
2.3 Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы 41
Заключение 51
Список использованных источников 54
Приложение А 59
Приложение Б 64

Предмет «Математика» имеет огромное значение в подготовке обучающихся начальной школы. Считается, что благодаря математике обучающиеся развивают память, внимание и творческое воображение, учатся последовательному рассуждению, вырабатывают умение делать логические выводы и обобщать полученную информацию. Данный предмет включает в себя все необходимое для правильного развития обучающихся начальной школы.
Математическое образование является важнейшим фактором для формирования и развития личности, особенностью которого является опора на эмпирический опыт ученика, полученный им еще в дошкольном возрасте и на этапе начальной ступени образования.
Для того чтобы обеспечить преемственность между ступенями образованиями нужно познакомить обучающихся начальной школы на уроках математики с основами геометрии, применяя их жизненный опыт и развивая математическую логику, интуицию, логическое мышление и пространственное воображение.
Изучение геометрии в начальном школьном образовании служит основой для дальнейшего освоения математики, но основы геометрии в начальных классах изучаются достаточно поверхностно и ей отводится немного времени.
Общеизвестным фактом является прямая зависимость эффективности обучения от активности обучающихся в учебном процессе, поэтому учителя постоянно занимаются поиском и апробацией эффективных методов обучения для развития познавательной активности и интереса обучающихся к изучению школьных предметов. Причем в таких поисках находятся учителя по всем предметам, обучающие на разных ступенях школьного образования, и учителя начальных классов не являются исключением. Учителя начальных классов ввиду возрастных особенностей своих подопечных, ищут методики с применением занимательных заданий для математического развития обучающихся. И среди большого разнообразия заданий особое внимание уделяется дидактическим играм, которые можно применить на занятиях по математике.
Целью исследования является рассмотрение теоретических основ и практического опыта применения дидактических игр и занимательных заданий при изучении геометрического материала на уроках математики в начальных классах.
Объект исследования: теоретические основы использования дидактических игр и занимательных заданий при изучении геометрического материала в начальных классах
Предмет исследования: практика использования дидактических игр и занимательных заданий при изучении геометрического материала в начальных классах.
Гипотеза исследования: если на уроках математики в ходе изучения геометрического материала систематически применять дидактические игры и занимательные задания, то это будет способствовать динамике предметных образовательных результатов при изучении геометрического материала в начальных классах.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1. Выявить роль и место геометрического материала в курсе начальной школы.
2. Рассмотреть использование дидактических игр и занимательных заданий при обучении младших школьников геометрическому материалу.
3. Проанализировать методические особенности использования дидактических игр и занимательных заданий в процессе изучения геометрического материала обучающими 2 класса начальной школы.
4. Организовать и провести опытно-экспериментальную работу по изучению геометрического материала посредством дидактических игр и занимательных заданий.
5. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы и предложить ряд рекомендаций по использованию дидактических игр и занимательных заданий в ходе изучения геометрического материала в начальной школе.
Методы исследования: анализ психолого-педагогических источников, наблюдение, педагогический эксперимент, математическая и статистическая обработка данных проведенного исследования.
Методологическая основа проведенного исследования представлена основными положениями о математическом развитии учащихся начальной школы, которые отражены в трудах Е.А. Кальта, Н.С. Подходова, В.А. Гусева, и др.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Новоназимовская средняя общеобразовательная школа №4»,Красноярский край, Енисейский район, поселок Новоназимово. В исследовании приняли участие обучающиеся 2 «А» класса в количестве 15 человек.
Работа по теме ВКР состояла из нескольких этапов:
Этап 1 (ноябрь 2019 г. - февраль 2020 г.) - изучение психолого-педагогической литературы по теме ВКР, определение объекта и предмета исследования, постановка цели и задач, и формирование гипотезы.
Этап 2 (март 2020 г. - апрель 2020 г.) - написание введения ВКР, уточнение и корректировка содержания ВКР, подбор методик для проведения экспериментальной работы.
Этап 3 (конец апреля 2020 г. - начало июня 2020 г.) - проведение эксперимента на базе исследования с использованием дистанционных технологий, анализ результатов экспериментальной работы, оформление ВКР.
Практическая значимость исследования заключается в подборе дидактических игр и занимательных заданий, направленных на изучение геометрического материала на уроках математики во 2 классе начальной школы.
Система заданий, состоящая из дидактических игр и занимательных заданий, может быть использована учителями начальных классов для проведения уроков математики.
Структура ВКР: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучив, и проанализировав учебно-методическую и научную литературу по теме выпускной квалификационной работы, были изучены сущность и значение дидактических игр и занимательных заданий в процессе изучения геометрического материала в начальной школе при формировании предметных образовательных результатов.
Занимательной задачей будем считать такую ситуацию, в которой есть некий набор исходных данных и, используя эти данные нужно найти ответ на поставленный в условии вопрос. Дидактическую игру можно считать одним из типов занимательных задач, но в них обязательно присутствует элемент неожиданности. Дидактические игры представляют собой метод обучения, где в игровой ситуации решаются учебные задачи. Такая игра может применяться на разных этапах уроков. Например, игра, проводимая в начале урока, применяется для подготовки обучающихся к восприятию учебного материла, а игра, проводимая в конце урока, способствует лучшему закреплению знаний, полученных в ходе урока. Во время игры обучающийся сам ставит перед собой задачи и решает их.
В ходе проведенной опытно-экспериментальной работы было замечено, что применение дидактических игр и занимательных заданий помогает обучающимся быть более собранными, сосредоточенными, учит мыслить самостоятельно, а также развивается память и воображение. Обучающийся начинает проявлять большую тягу к знаниям.
Также, следует отметить, что в процессе проведения дидактических игр и занимательных заданий на уроках математики, обучающиеся настолько увлечены процессом, что не замечают, как учатся, развивают воображение, пространственное и логическое мышление. Преподнося геометрический материал таким образом, можно подготовить младшеклассников к дальнейшему изучению геометрии в курсе основной школы.
Проанализировав результаты опытно-экспериментальной работы, было выявлено, что наиболее существенное влияние на изучение геометрического материала в курсе математики начальной школы оказывают игры-лото и занимательные упражнения.
Также в ходе исследования была подтверждена гипотеза если на уроках математики в ходе изучения геометрического материала систематически применять дидактические игры и занимательные задания, то это будет способствовать динамике предметных образовательных результатов по предмету «Математика» у обучающимися начальной школы.
Анализируя состояние уровней на начало и завершение опытно- экспериментальной работы получаем следующие результаты:
Низкий уровень уменьшился приблизительно на 13%;
Средний уровень увеличился приблизительно на 7% (2 ученика перешли с низкого уровня на средний);
Высокий уровень увеличился приблизительно на 7% (1 ученик перешел с среднего на высокий уровень).
Анализируя результаты применения дидактических игр и занимательных заданий в ходе изучения геометрического материал на уроках математики в начальной школе, были сделаны следующие выводы:
Во-первых, дидактические игры и занимательные задания способствуют многократному повторению изучаемого геометрического материала с разных сторон: получение новых знаний, закрепление на практике полученных знаний, выполнение заданий тренировочного характера.
Во-вторых, удачно включенная в тему урока дидактическая игра позволяет обучающемуся самостоятельно получать информацию об обучаемом объекте, рассмотреть особенности его строения и предложить свой способ решения задания.
В-третьих, дидактические игры и занимательные задания по математике развивают познавательный интерес к предмету. С помощью них можно научить обучающихся анализировать задания, выбирать рациональный и логичный путь их выполнения. Также материал, выдаваемый в форме игры, легче усваивается обучающимися.
Можно сделать вывод, что дидактические игры и занимательные задания помогают повысить усвоение геометрического материала младшими школьниками.



1. Абасов, Ш. М. О возможности раннего изучения геометрического материала в общеобразовательной школе / Ш. М. Абасов, М. А. Гаджимурадов // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - № 1 (56). - С. 61-63.
2. Андреева Е. В. Сборник дидактических игры по математике (1-4 классы) - [Электронный ресурс]. 2018. - Режим доступа:https://infourok.ru/sbornik-didakticheskih-igr-po-matematike-klassi-3150968.html
3. Ашикова, А. А. Дидактическая игра как средство активизации
познавательной деятельности младших школьников на уроках математики / А. А. Ашикова, [Электронный курс ]. 2015. - Режим
доступа: https: //www.pedacademy.ru/categories/1 /articles/3 7 6
4. Бантова, М. А. Методика преподавания математики в начальных классах: учебник / М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова. - Москва: Просвещение, 1984. - 235 с.
5. Баранов, С.П. Методика обучения и воспитания младших школьников: учебник для студ. учреждений высш. образования / С.П. Баранов, Л.И. Бурова, А.Ж. Овчинникова; под. ред. С.П. Баранова. - Москва: Академия, 2015. - 464 с.
6. Белошистая, А. В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. «Педагогика и методика начального образования» / А. В. Белошистая. - Москва: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 455 с.
7. Битянова, М.Р. Развитие универсальных учебных действий в школе (теория и практика) / М.Р. Битянова, Т.В Меркулова., Т.В. Беглова [и др.]. - Москва: Сентябрь, 2015. - 208 с.
8. Быкова Т.П. Формирование мотивации к самоконтролю на уроках математики /Т.П.Быкова // Журнал «Начальная школа». - 2018. - № 11. - С. 75-77.
9. Байрамова, Э.О. О формировании представлений младших школьников об элементарных объемных фигурах / Э. О. Байрамова, О. В. Науменко // Матрица научного познания. - 2017. - № 5. - С. 145-151.
10. Воронина, М.А. Дидактические игры и игровые упражнения как средство формирования познавательного интереса у младших школьников к математике. [Электронный ресурс] / М. А. Воронина. - Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/04/04/didakticheskie-igry-i-igrovye-uprazhneniya-kak-sredstvo
11. Гринченко, И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе: учеб. - метод. пособие / И. С. Гринченко. - Москва: ЦГЛ, 2002. - 78 с.
12. Гусев, В. А. Новый курс геометрии для средней школы // Проблемы перспективы развития методики обучения математики (сборник научных трудов).
- Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. - 27-39 с.
13. Данилов, И.К. Об игровых моментах на уроках математики / И. К. Данилов // Математика в школе. - 2005. - № 1. - С. 93-95
14. Землянская, Е. Н. Теория и методика воспитания младших школьников : учебник и практикум для вузов / Е. Н. Землянская. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 406 с.
15. Клочай, Л. М. Роль элементов занимательности, игры в учебном
процессе. [Электронный ресурс] /Л. М. Клочай - Режим доступа:
https://nsportal.ru/klochay-larisa-mikhaylovna
16. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь : для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров.. - Москва :Academia, 2005. - 173 с.
17. Колягин, Ю. М. Наглядная геометрия и ее роль, и место, история возникновения / Ю. М. Колягин, О. В. Тарасова // Начальная школа. - 2000. - № 4.
- С. 104-111
18. Конструирование и математика. 2 класс. «Школа России». / Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. Авторы С.И. Волкова, О.Л. Пчёлкина. - Москва: Просвещение, 2018.
19. Контрольные работы по математике для 2 класса к учебнику М.И. Моро и др. «Математика. 2 класс» / Автор-составитель В.Н. Рудницкая. - Москва: Издательство «Экзамен», 2018.
20. Контрольные работы по математике, 2 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. «Школа России». / Автор С.И. Волкова. - Москва: Просвещение, 2019.
21. Кругликов, В. Н. Активное обучение в техническом вузе: теория, технология, практика / В. Н. Кругликов. - Санкт-Петербург : ВИТУ, 1998. - 308 с.
22. Кулагина, И. Ю. Психология детей младшего школьного возраста : учебник и практикум для академического бакалавриата / И. Ю. Кулагина. - Москва : ИздательствоЮрайт, 2016. - 291 с.
23. Марченко, И. С. Полный курс математики. 1-4 кл / И. С. Марченко. - Москва :Эксмо, 2017. - 272 с.
24. Математика: программа 1-4 классы. Поурочно-тематическое планирование: 1 - 4 классы / Н. Б. Истомина. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013. - 160 с.
25. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 - 4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова и др. - Москва : Просвещение, 2016. - 124 с.
26. Математика. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.
- Москва : Просвещение, 2012. - 96 с.: ил. - (Школа России).
27. Математика. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.
- Москва : Просвещение, 2012. - 112 с.: ил. - (Школа России).
28. Мусейибова, Т. А. Методика формирования элементарных математических представлений у детей. / Т. А. Мусейибова, Г. А. Корнеева. - Москва: Юрайт, 1989. - 159 с
29. Неверова, О. А. Методика проведения, этапы организации дидактических игр. [Электронный ресурс] / О. А. Неверова // Режим доступа: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/03/27/doklad-na-temu-metodika-provedeniyaetapy-organizatsii
30. Подходова, Н. С. Геометрия в развитии пространственного мышления младших школьников /Н. С. Подходова //Начальная школа. - 2005. № 1 - С. 90 - 93.
31. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
32. Рабочая тетрадь по математике, 2 класс. Автор Моро М.И., Волкова С.И. Учебное издание. /Серия «Школа России». Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1. / 5-е издание. - Москва: Просвещение, 2019.
33. Рабочая тетрадь по математике, 2 класс. Автор Моро М.И., Волкова С.И. Учебное издание. /Серия «Школа России». Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 2. / 5-е издание. - Москва: Просвещение, 2019.
34. Ручкина, В. П. Курс лекций по теории и технологии обучении математики в начальных классах / В. П. Ручкина. -Екатеринбург :ФГБОУ ВО «Урал. гос. пед. ун-т», 2016. - 313 с.
35. Сборник примерных программ для начальной школы / Под ред. А. Б. Воронцова. - Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. - 384 с.
36. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. / Г.К. Селевко. - Москва : Народное образование, 2005. - 556 с.
37. Удодова, Н. И. Занимательная математика. 1-4 классы. Смекай, отгадывай, считай. Логические и комбинаторные задачи, развивающие упражнения / Н.И. Удодова. - Москва : Учитель, 2015. - 953 с.
38. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357). Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373
39. Филатова, Е. А. Использование дидактических игр и занимательных заданий в процессе изучения геометрического материала с младшими школьниками /Е. А. Филатова // Materialsofthe XII
Internationalscientificandpracticalconference, «Scienceandcivilization», - 2016. Volume 10. Pedagogicalsciences. Sheffield. Scienceandeducation LTD - 80 c.
40. Филиппова, С. А. Использование геометрического материала в начальной школе / С. А. Филиппова // Начальная школа плюс до и после. - 2010. - № 5. - С. 54-56
41. Царева, С. Е. Нестандартные виды работы с задачами на уроке как средство реализации современных педагогических концепций и технологий /С.Е. Царева // Начальная школа -№ 4 - С. 75-76.
42. Черепанова, Е. С. Использование дидактических игр и занимательных заданий при изучении геометрического материала в начальной школе - [Электронный ресурс] / Е. С. Черепанова // Режим доступа: https://ypoK^/library/ispolzovanie didakticheskih igr i zanimatelnih z 091310.html
43. Чобанова, Е.О. Роль игры в учебном процессе / Е. О. Чобанова. - Режим доступа:http: //ped-kopilka.ru/pedago gika/igra-kak-metod-obuchenij a.html
44. Шадрина, И. В. Методика преподавания начального курса математики: Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / И.В. Шадрина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 279 c.
45. Шапиева, А. С. Применение игровых технологий в процессе обучения / А. С Шапиева, П. К. Магомедова // Евразийский Союз Ученых.- № 10-4 (19) .¬2015.- С. 70-73.
46. Эльконин, Д. Б. Психология игры: учеб. пособие / Д. Б. Эльконин. - Москва: Просвещение, 2004. - 210 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ