Введение 3
Глава 1. Экологическая культура как объект социологического изучения 5
1.1. Специфика изучения экологической культуры в разных науках 5
1.2. Структура экологической культуры 10
1.3. Факторы формирования экологической культуры 16
Глава 2. Экологическая культура жителей города Пензы: социологический аспект 22
2.1. Экологическое сознание и экологическое отношение жителей города
Пензы 27
2.2. Экологическое поведение пензенцев 43
2.3. Экологическая проблематика в контенте новостных источников города
Пензы 54
2.4. Рекомендации 60
Заключение 65
Список литературы 70
Приложение 1 77
Приложение 2 85
Приложение 3 88
Приложение 4 89
В 20 веке всё возрастающая эксплуатация природы в связи с производственной деятельностью постепенно начала осознаваться людьми как негативное явление, потому что люди обратили внимание на те последствия, которые оказывает их деятельность на состояние природной среды. Масштабность экологических проблем заставила человечество обратить на них внимание и учитывать их в своей деятельности. Экологи, социологи, экономисты стали обосновывать другой подход к природе, при котором важной задачей становится охрана окружающей среды. Это привело к тому, что человечество стало стремиться к сокращению негативного влияния на природу. Актуальным направлением развития общества стал переход от потребительского отношения к природе к рациональному природопользованию.
Нынешняя экологическая ситуация способствует тому, что проблема формирования экологической культуры выходит на первый план, так как изменение деятельности людей возможно только в случае трансформации экологических ценностей и формирования экологической культуры. Только изменение отношения человека к природе может способствовать тому, чтобы человечество не оказалось на грани глобальной экологической катастрофы.
Экологические проблемы влияют на то, что среди населения возникает обеспокоенность относительно состояния окружающей среды. Экологическая озабоченность способствует тому, что происходит экологизация всех сфер жизни общества. Это реализуется через распространение идей о сохранении природы среди широких слоёв населения посредством экологического образования и просвещения.
Сейчас актуальной является проблема низкого уровня экологической культуры общества, потому что это напрямую связано с тем, в каком состоянии находится экологическая обстановка. Если люди не будут бережно относиться к природе, то это вызовет негативные изменения в окружающей среде, что в свою очередь скажется на условиях проживания самих людей. Поэтому формирование экологической культуры населения является одной из приоритетных задач в данный момент.
Целью данной работы является рассмотрение теоретических аспектов экологической культуры, а также эмпирическое изучение экологической культуры населения на примере жителей города Пензы.
Задачи:
1. обозначить специфику изучения экологической культуры
представителями разных наук;
2. выявить различные подходы к структуре экологической
культуры;
3. выявить факторы, влияющие на формирование экологической культуры;
4. обозначить, описать и проанализировать особенности экологической культуры населения на примере жителей города Пензы.
Объектом данной работы является население России как носитель экологической культуры, а предметом - экологическая культура, в том числе экологическое сознание, экологическое отношение, экологическая деятельность населения.
В данной бакалаврской работе используются следующие методы: анкетный опрос, кейс-опрос и контент-анализ. Анкетный опрос применяется с целью получения информации об экологических знаниях, установках, ценностях, эмоциональных переживаниях, отношении к природе, деятельности жителей города Пензы. Кейс-опрос применяется для выявления экологического поведения населения. Это метод осуществляется посредством предложения опрашиваемым кейс-ситуаций, с которыми они могут повседневно сталкиваться в частной и публичной сфере. Контент- анализ применяется для того, чтобы узнать степень и характер освещения экологической информации в новостных источниках города Пензы...
Целью нашей бакалаврской работы было рассмотрение теоретических аспектов экологической культуры, а также эмпирическое изучение экологической культуры населения на примере жителей города Пензы.
Для этого мы проанализировали взгляды на экологическую культуру представителей ряда наук. Социальная экология изучает влияние природных и социальных факторов на человека и влияние человека на окружающую среду. Социология изучает социальные институты, группы, индивиды, взаимодействующие друг с другом и природой. Она анализирует социальные детерминанты, которые оказывают влияние на то, как люди относятся к окружающей природной среде. Социология исследует экологическую озабоченность людей, их поведение и ценности. Философия рассматривает экологическую культуру как способ организации и регуляции взаимодействия общества и природы. Политология акцентирует внимание на том, как политические институты регулируют взаимоотношения общества и природы и деятельность по охране окружающей среды. Экономика рассматривает взаимоотношения природы и хозяйственной деятельности человека. Культурология рассматривает экологическую культуру как часть культуры общества в целом. Этика изучает нравственный аспект взаимоотношений общества и природы. Психология изучает экологическое сознание как часть экологической культуры. Педагогика делает акцент на проблеме формирования экологической культуры через экологическое воспитание и образование.
Также мы изучили различные подходы к структуре экологической культуры. Мы рассмотрели классификации Н. Бутенко, Б. Лихачева, И. Сафронова, В. Ситарова и В. Пустовойтова. В своей работе мы опирались на структуру, предложенную В. Ситаровым и В. Пустовойтовым, содержащую экологическое сознание, экологическое отношение, экологическую деятельность и экологические институты. Она наиболее полно и разносторонне охватывает элементы экологической культуры. Эта классификация не так конкретизирована, как остальные, поэтому подразумевает под собой более широкий набор компонентов.
Мы рассмотрели, какие факторы влияют на формирование экологической культуры. Этими факторами являются воспитание в семье, образование в школе и других образовательных организациях, средства массовой информации, экологические партии, организации и движения.
Также мы эмпирически исследовали особенности экологической культуры жителей города Пензы. Для этого мы выявили экологическое сознание и отношение населения города Пензы. Мы узнали, что большинство респондентов волнует весь комплекс экологических проблем, а не какая-либо конкретная проблема. Население считает, что все жители города должны проявлять заботу о состоянии природы. Это демонстрирует то, что большая часть населения осознает, что каждый человек ответственен за состояние окружающей природной среды. По мнению населения, самыми эффективными мероприятиями по повышению экологической культуры являются участие населения в озеленении, благоустройстве, уборке города и штрафы за нарушение природоохранных законов. Мы узнали, что наибольший вклад в развитие экологической культуры населения города Пензы, по мнению его жителей, вносят семья и средства массовой информации.
Результаты анкетирования показали, что население воспринимает природу как самоценность, считает, что человек занимает равное положение с другими существами, и думает, что каждый человек должен проявлять заботу о состоянии природы. В сознании людей присутствует эмоциональноэстетический компонент в отношении природы. Люди проявляют беспокойство относительно экологических проблем и иногда интересуются экологической ситуацией. Они оценивают своё отношение к природе как бережное и ответственное, а также считают, что охрана природы в первую очередь нужна ради самой природы и сохранения её многообразия и красоты. Всё это демонстрирует, что для жителей города Пензы характерно экоцентрическое экологическое сознание, то есть гипотеза «Среди населения города Пензы преобладает антропоцентрическое экологическое сознание» была опровергнута. Если же сравнивать социально-демографические группы, то в целом антропоцентрическое сознание более характерно для мужчин, а также для лиц со средним профессиональным образованием и населения в возрасте 30-44 лет и старше 60 лет. Экоцентрическое сознание более характерно для женщин, а также для лиц с высшим образованием и населения в возрасте 18-29 лет и 45-59 лет.
Гипотеза о том, что наиболее обеспокоенными относительно экологической ситуации являются лица с высшим образованием, была опровергнута. Она проверялась по ответам на два вопроса: «Как часто Вы интересуетесь экологической ситуацией в регионе, стране, мире?» и «Какая из нижеперечисленных экологических установок наиболее соответствует Вашему мировоззрению?». Мы предполагали, что варианты ответа «Регулярно. Я стараюсь следить за состоянием окружающей природной среды» и «Я крайне обеспокоен(-а) экологической ситуацией и активно стремлюсь способствовать её улучшению» будут чаще выбирать люди с высшим образованием, но оказалось, что эти варианты также часто выбирают люди со средним профессиональным образованием. Около 50% респондентов среди лиц с высшим образованием и столько же среди лиц со средним профессиональным образованием выбирали хотя бы один из вышеназванных вариантов ответа...
1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ (последняя редакция) 10 января 2002 года N 7-ФЗ // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан.
- М., 2018.
2. Проект Федерального закона N 90060840-3 «Об экологической культуре» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 13.07.2001) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан.
- М., 2018.
3. Аутлева А.Н. Экологическое образование и воспитание в системе экологической социализации личности // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2013. - №2. - С. 93 - 99.
4. Ахмедов М.А., Ахмедбекова Р.Р. Экологическая культура личности специалиста // Известия ДГПУ. - 2010. - №4. - С. 6 - 10.
5. Ахметова М.Х., Бобкова Е.Ю., Магсумов Т.А., Максимов Я.А. Экологические практики как способ интериоризации экологической модели поведения учащейся молодёжи // Современные исследования социальных проблем. - 2017. - №7. - С. 330 - 346.
6. Бабашина М.Г. Особенности экологической культуры студентов России и Германии: сравнительный социологический анализ // Вестник МГЛУ. - 2013. - №24. - С. 19 - 30.
7. Баранова В.И. Отношение к природе нравственно активной личности // Экология, культура, образование. - М., 1989. - С. 76 - 80.
8. Бутенко Н.В. Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности: дис. канд. пед. наук: 13.00.07 / Челябинский гос. пед. универ. - Челябинск, 2006. - 187 с.
9. Вагнер И.В., Глазачев О.С., Глазачев С.Н. Фактор культуры в проблемном поле экологии человека: информационное общество и экологическая культура // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Социальноэкологические технологии. - 2013. - №2. - С. 21 - 37.
10. Васильев Н.Г. Экологическое сознание: генезис и сущность: автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. филос. наук / Гос. универ. им. A.A. Жданова. - Иркутск, 1985. - 23 с.
11. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Русский космизм: антология философской мысли. - М., 1993. - С. 303 - 311.
12. Владимирова А.С., Селезнева И.С. Экологическая культура:
характерные признаки и воспитание // Система управления экологической безопасностью: сборник трудов IX заочной международной научно
практической конференции (Екатеринбург, 30-31 мая 2015 г.). — 2015. — С. 192 - 196.
13. Воронков Н.А. Экология общая, социальная, прикладная: Учебник для студентов высших учебных заведений. Пособие для учителей. - М.: Агар, 1999. - 424 с.
14. Вороткова И.Ю. Развитие экологической культуры личности в современном образовательном учреждении // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. — 2011. — № 4. — С. 126-134.
15. Глазачев С.Н. Экологическая культура мира - приоритет безопасности планеты // Зеленый мир. - 2003. - №9-10. - С. 17...70