• Введение 2
Глава 1. Поколение как социальный феномен и единица социального анализа 4
■ 1.1 Семантика и эмпирическое применение термина «поколение» 4
■ 1.2 Модель поколенческой структуры современной России 8
■ 1.3 Соотнесение феномена «поколенияY» и российской поколенческой
структуры 10
Глава 2. Поколенческие особенности современной российской молодежи 12
■ 2.1 Личностное самоопределение как основная проблема современной
молодежи 12
■ 2.2 Трудовые ориентации молодых сотрудников 18
■ 2.3 Интернет как главный фактор формирования потребительского
поведения современной молодежи 23
• Заключение 28
• Библиографическая ссылка 30
• Приложения 32
Современный неугасающий интерес к проблематике и механизму «смены поколений» в нашей стране связан, помимо множества научных, теоретических факторов, прежде всего с некоторыми историческими обстоятельствами. Во-первых, с оценкой роли и места уже уходящего поколения «шестидесятников», осуществившего подготовку к современным трансформациям, но, как это часто случается, в них себя не нашедшего. Во- вторых, с представлениями и прогнозами о моделях развития страны на ближайшие будущее, т.е. с вопросом о том, что представляет собой так называемое «поколение Y». Интерес к данному понятию активно используют СМИ, освещая эту тему то в контексте маркетинга и брендинга, то в разрезе социологии, психологии и HR. И именно благодаря массмедиа у многих сформировалось некое сумбурное представление об этом термине и непонимание того, какую социальную общность он описывает. Данное исследование — попытка перевести дискурс в плоскость социологического анализа.
Цель исследования - изучить феномен «поколения Y» в России, выделить ключевые свойства, характеристики данной социальной группы.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
1. Выделить семантику термина «поколение»
2. Выявить возможности его эмпирического применения
3. Составить модель поколенческой структуры современной России
4. Понять, как с этой моделью соотносится феномен «поколения Y»
5. Проанализировать ключевые характеристики феномена «поколения Y» применительно к современной российской
поколенческой структуре.
Объектом исследования являются представители современной российской молодежи, которые подпадают под понятие «поколение Y».
Предмет исследования - ключевые свойства и характеристики данной социальной группы.
Гипотезы исследования представлены в виде трех тезисов:
• Представители данной социальной группы испытывают
сложность с личностным самоопределением
• Профессиональную деятельность они рассматривают сквозь призму личного интереса и возможностей для самореализации
• Главным фактором, формирующим потребительское поведение молодежи, является интернет.
В качестве методов исследования были применены следующие: метод фокус-групп, метод анкетного опроса и метод вторичного анализа.
Подводя итог необходимо отметить, что в ходе проведения исследовательской работы были выполнены все поставленные задачи, а именно:
1. Выделена семантика термина «поколение»
2. Выявлены возможности его эмпирического применения
3. Составлена модель поколенческой структуры современной России
4. Установлено, как с этой моделью соотносится феномен «поколения Y»
5. Проанализированы ключевые характеристики феномена «поколения Y» применительно к современной российской поколенческой структуре
Это позволят сделать вывод о том, главная что цель исследования - выделение ключевых свойств, характеристик социальной группы «поколения Y» в России - была достигнута.
«Поколение Y» в России - поколение современной молодежи, рожденной в промежутке между 1990 и 2000 годами, обладающими не только приписываемыми определением (согласно Штраусу и Хоуву) характеристиками, но и собственными уникальными свойствами, полученными в процессах уникальной исторической и социокультурной динамики. «Поколение Y» в целом - социальный конструкт, который объединяет выборочные, поверхностные качества представителей
современных молодежных поколений в разных странах. Данное определение не является синонимичным поколению и не может претендовать на всеобщность и универсальность, так как не учитывает целый ряд особенностей, характерных для представителей определенных поколений молодежи в различных социокультурных общностях.
На основании результатов исследования мы можем констатировать подтверждение всех выдвинутых гипотез. 28
Во-первых, представители данной социальной группы испытывают сложность с личностным самоопределением, при этом поиск себя, поиск ответа на вопрос «кто я и чего я хочу» являются для представителей этого поколения важнейшими компонентами процесса обеспечения собственного благополучия и счастья.
Профессиональную деятельность они рассматривают сквозь призму личного интереса и возможностей для самореализации. Рутинная работа, даже приносящая деньги, представляется большинству представителей молодого поколения образом несчастной, скучной жизни. Именно потому им так важен поиск себя, что в жизни, в труде, они ищут, прежде всего, самореализацию, которая немыслима для них без удовольствия от деятельности.
Главным фактором, формирующим потребительское поведение молодежи, является интернет. Более того, сеть Интернет является для молодежи и основным источником информации, в этом их главное отличие от старшего поколения, от поколения их дедушек-бабушек. Привлекательные образы для внешнего вида, автомобиля, жилища, тенденции моды и критерии стиля молодые люди черпают в сети Интернет.