Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения внеклассной, внеурочной деятельности по истории 12
1.1 Модернизация понятия внеклассная, внеурочная деятельность по
истории на рубеже XX-XXI
веков 12
1.2 От традиционных к инновационным формам внеклассной, внеурочной
деятельности по истории 27
1.2.1 Традиционные массовые формы внеклассной деятельности по
истории 27
1.2.2 Традиционные групповые и индивидуальные формы внеклассной
деятельности по истории 41
1.2.3 Школьный исторический музей как форма внеклассной, внеурочной
деятельности по истории 45
1.2.4 Инновация форм внеурочной работы по истории 50
1.3 Формирование гражданской идентичности во внеклассной, внеурочной
работе по истории 60
Глава 2. Практические аспекты изучения внеурочной деятельности по истории 64
2.1 Неделя истории «1917-2017 гг. 100 лет Русской революции» 64
2.2 Интеллектуальная квест-игра «По следам революционеров 1917
года» 67
2.3 Результаты реализации квест-игры«По следам революционеров 1917 года» в рамах Недели истории «1917-2017 гг. 100 лет Русской революции» на практике 87
Заключение 90
Список использованных источников и литературы 94
Приложения 100
Актуальность темы. Главное требование современности для общеобразовательных школ — это воспитание инициативных и творческих граждан.В настоящее время в педагогической науке остро стоит вопрос о соотношении воспитания и образования.
В ходе многочисленных преобразований в обществе патриотическое воспитание среди подрастающего поколения утратило былую значимость. У многих школьников сформировано негативное отношение к своему Отечеству. Именно поэтому одна из главных целейсовременного российского образования - это повышение интереса школьников к истории своей страны, своего края. В данном контексте следует отметить, что внеклассная работа по истории соединяет как воспитательный процесс, так и образовательный.
К сожалению, в последнее время, наблюдается существенное сокращение часов на изучение истории в школе.Это побуждает учителейк поиску других форм обучения и воспитания будущих граждан.
Решить эту проблему можно с помощью внеурочной деятельности по истории. Ведь она является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Внеурочная деятельность, в настоящее время, обязательный, взаимодополняющий компонент базового образования. В единстве с учебной деятельностью, внеурочная, позволяет решить проблему индивидуализации и дифференциации обучения как средства развития личности учащихся. Также, внеурочная деятельность имеет значительно больше возможностей по сравнению с уроком, в частности временных. Она позволяет учителю в полной мере выявить психологические и возрастные особенности школьников, создаёт условия для полной реализации их творческого потенциала, для формирования интеллектуальных и практических умений за счёт работы в библиотеках, музеях, архивах.
Внеурочная деятельность может помочь учителю в сплочении класса. Ведь именно внеклассное мероприятие способствует объединению школьников в коллективы, связанные общими интересами и увлечениями, а также воспитанию учащихся в духе товарищества и целеустремленности. Внеурочная деятельность по истории предоставляет возможность школьникам приобрести более глубокие умения работы со справочной литературой, подготовить сообщения и доклады, а также выступить с ними перед детской и взрослой аудиториями...
Внеклассная деятельность по истории является неотъемлемой частью образовательного процесса. На рубеже ХХ-ХХ1веков понятие внеклассная деятельность пережило множество изменений и трансформировалось в понятие внеурочная деятельность. Также, модернизации подверглись и основные формы внеклассной работы. Традиционные формы, такие как экскурсии, исторические вечера, Недели истории, усовершенствовали согласно требованиям современных школ. На рубеже XX-XXI веков появились и совершенно новые формы внеурочной деятельности. Это такие, как квест, флешмоб, веб-сайт. Они более современные динамичные и лучше раскрывают внутренний потенциал современных школьников.
В ходе написания работы были проанализированы основные правовые документы, регулирующие реализацию внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях. Одним из главных правовых документов, уделяющих особое внимание процессу внеурочной деятельности, является ФГОС.
Новый ФГОС конкретизирует соотношение между образованием и воспитанием, а также указывает на то, что воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать все виды образовательной деятельности: учебную и внеурочную.
Также, одной из главных составляющих, заявленных во ФГОС, является деятельностный подход. Именно благодаря этому подходу у школьников формируется готовность к саморазвитию, непрерывному образованию и самообразованию. Все это согласно ФГОС достигается в современных образовательных условиях не только с помощью уроков, но и с помощью внеурочной деятельности. Деятельностный подход предполагает окончательный отход от восприятия ребенка объектом образования. Теперь, педагог, учитывая индивидуальные, возрастные, психологические особенности и здоровье учеников, должен создавать не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, такие ситуации, которые позволят ребенку самому найти ответы и решить задачи.
Данные требования толкнули методистов-практиков на рубежеХХ-ХХ1 веков на поиски оптимальноновых методических форм реализации внеурочной деятельности и совершенствование традиционных форм внеклассной работы по истории.
В данной работе были рассмотрены традиционные массовые, групповые, индивидуальные формы внеклассной работы по истории.
Данные формы, характерные для недавнего прошлого, уже не так активно способны привлечь внимание учащихся, а также сформировать у них умения и навыки, необходимые в новых общественных отношениях, условиях жизни. Роль учителя при этом существенно меняется, но нисколько не уменьшается, а даже возрастает. От учителя требуется искусство организации активной познавательной деятельности во внеурочной работе, что намного интереснее, хотя и сложнее. Поэтому традиционные формы подвергаются в современных условиях также изменениям. К примеру, чтобы активизировать внимание учащихся во время экскурсий, современные педагоги уже не используют монотонный рассказ о прошлом, а активно подключают к беседе школьников. Недели истории в современных школах обычно посвящены наиболее актуальным проблемам истории нашей страны, памятным историческим датам. Это позволяет учащимся активно участвовать в обсуждении данных проблем, опираясь как на исторический материал прошлого, так и на информацию, опубликованную СМИ на просторах интернета...
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Минобрнауки РФ №1897 от 17 декабря 2010 г. [Электронный ресурс] - Москва, 2010. - Режим доступа: ййр://минобрнауки.рф/документы/938.
2. Историко-культурный стандарт. [Электронный ресурс] - Москва, 2013. - Режим доступа: ййр://минобрнауки.рф/документы/348.
3. Письмо Министерства образования и науки Российской
Федерации № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации
дополнительных общеобразовательных программ» от 14 декабря 2015 г. [Электронный ресурс] - Москва, 2015. - Режим доступа:
http://www.garant.ru/doc/71187190.
4. Письмо Министерства образования и науки РФ № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 года. [Электронный ресурс] - Москва, 2011. - Режим доступа: http:// www.garant.ru/doc/55071318.
5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования на 2013-2020 годы», утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации №792-р от 15.05.2013г. [Электронный ресурс] - Москва, 2013. - Режим доступа:
http://минобрнауки.рф/документы/3409/файл/2228/ 13.05.15-Г оспрограмма- Развитие_образования_2013-2020.pdf
6. Как разработать программу внеурочной деятельности и дополнительного образования: методическое пособие / Е.Б.Евладова, Л.Г.Логинова. - М.: Русское слово,2015. - 296 с.
7. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2014. - 224 с.
8. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - 96 с.
9. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности: начальное и основное образование. - М.: Просвещение, 2010. - 192 с.
10. Сборник программ курсов внеурочной деятельности (из опыта работы образовательных учреждений Челябинской области). - Челябинск: ЧИППКРО, 2012. - 93 с.
11. Закон «Об образовании в Российской Федерации от 29 декабря
2012. [Электронный ресурс] - Москва, 2012. - Режим
доступа: ййр://минобрнауки.рф/документы/2974.
12. Андреевская Т. История России к учебнику А.В. Торкуновой. 10 класс. Поурочные рекомендации. (ФГОС). - М.: Просвещение, 2015. - 243 с.
II. Монографии и статьи по теме исследования
13. Асочакова Е.Г. Принципы и формы организации внеурочной работы по истории // Научный альманах. - 2016. - №1-2. - С.41-43.
14. Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах. - М.: Просвещение, 2014. - 176 с.
15. Белозерова Л. С. Теоретические подходы к обоснованию проблем гражданского воспитания в современных условиях // Теория и практика обучения и воспитания в образовательных учреждениях. - Кострома, 2005. С.54-58...54