ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания выстраивания каналов коммуникаций крупного бизнеса и органов власти 7
1.1 Теоретико-методологический потенциал моделей коммуникации для анализа отношений бизнеса и власти 7
1.2 Роль и место РСПП в системе деловых ассоциаций 23
1.3 Возможность влияние деловых ассоциаций на выбор приоритетных направлений государственной политики 33
Глава 2. Особенности коммуникативных процессов в РСПП в контексте реализации государственной политики на уровне региона (на примере республики Коми) 45
2.1 Сетевой анализ структуры коммуникаций регионального отделения РСПП в контексте политико-административного режима Республики Коми 45
2.2 Интерпретация результатов сетевого анализа 58
2.3 Воздействие сетевой структуры КСПП на возможность участия в национальный проектах 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ К ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ 88
Актуальность темы заключается в том, что в современном обществе эффективная коммуникация играет немаловажную роль в достижении успеха в различных сферах деятельности. В контексте взаимодействий между государством и предпринимательским сообществом, особый интерес для исследования вызывают российские бизнес-ассоциации. Данные объединения призваны отстаивать интересы предпринимателей, а также решатьсоциальные и экономические задачи, обеспечивая функционирование общественной системы. Бизнес-ассоциации сосредотачивают в себе информацию о текущем м состоянии различных секторов экономики, настроениях и запросах предпринимательского сообщества. В современной России данные организации выступают ключевым посредником между бизнесом и государством, оказывая содействие в принятии многих решений в сфере экономики и политики.
Одной из организаций, которая имеет огромное значение в российской экономике и представляет интересы крупного бизнеса, является Российский Союз Промышленников и Предпринимателей (РСПП), который объединяет около крупнейшие и ведущие предприятия и компании. Его влияние на политику страны, взаимодействие с государственными органами, активное участие в разработке социально-экономических и политических решений, делает его значимой структурой в контексте реализации приоритетных направлений государственной политики. Исследование особенностей коммуникаций в РСПП помогает понять механизмы взаимодействия между бизнесом и государством и то, как организация формирует и продвигает как свои, так и интересы членов организации на государственным уровне.
В условиях современной глобализированной экономики важно понимать не только внутренние механизмы функционирования организации, но и её взаимосвязи с другими структурами и акторами. Сетевой анализ позволит оценить эффективность коммуникаций в РСПП и выявить ключевые факторы, способствующие успешной реализации тех или иных проектов. Стремительные изменения в экономике, постоянное обновление государственной политики и активное развитие коммуникационных технологий требуют понимание данных особенностей, что может поспособствовать оптимизации процессов взаимодействия и повышении эффективности при достижении поставленных целей и задач.
Степень научной разработанности. Существуют многочисленные исследования, посвященные коммуникациям как таковым. В рамках данных исследований, начиная с середины прошлого века, многие учёные стремились описать коммуникативные процессы на разных уровнях, в том числе и на организационном. Здесь можно отметить труды Г. Малецке, Дж. и М. Райли, И.М. Дзялошинского, М. Дефлера и другие. Конкретно к политическим коммуникациям обращались следующие авторы – А.И. Савельев, И.А. Чихарев, В.Ю. Бровков, Г.А. Кожедуб и тд.
Исследованиями деловых ассоциаций, их месту и роли в обществе также посвящены множество работ, среди которых труды А.Н. Шохина, А. Зудина, А.С. Тетерюка, Д. Дувановы. Среди зарубежных авторов весомый вклад внесли Б. Шнайдер, Р. Донер, также отдельно можно упомянуть труды М. Олсона, которые спровоцировали рост исследований на данную тематику
Что касается РСПП, то ряд авторов акцентировали своё внимание на деятельности данной ассоциации. Л.В. Сморгунов, Л.Н. Тимофеева, Т.В. Бутов, М.К. Кривцова и Е.С. Свиридова рассматривали данное объединение в своих работах.
Возможность влияния деловых ассоциаций на государственную политику оценили такие авторы, как А.А. Яковлев, А. Зудин, В.В. Голикова, Т.А. Халилов и другие.
В целом, существует множество работ, затронувшие тематику деловых ассоциаций во взаимодействии с государственными структурами, однако незначительное количество из них акцентируют внимание на ихвнутренней коммуникационной структуре, которые бы смогли более полно раскрыть специфику их взаимодействий.
...
В работе были рассмотрены вопросы, связанные со особенностями структуры коммуникаций в РСПП в контексте реализации приоритетных направлений государственной политики. В ходе исследование был рассмотрен теоретико-методологический потенциал моделей коммуникации для анализа отношений бизнеса и власти. На основании анализа различных авторских моделей, высоко оценен потенциал модели Г. Малецке, которая является наиболее универсальной и удобной для интерпретации процесса коммуникации, так как позволяет включить любые элементы, которые исследователь сочтёт нужным. Также отмечается высокая эффективность личной коммуникации. Преимущество факторных моделей заключается в том, что они позволяют идентифицировать препятствия в коммуникации, например, различия в ценностях, культуре или восприятии, и разрабатывать стратегии по их преодолению, что критически важно при построении деловых отношений.
Было выявлено, что взаимодействие государства с деловыми ассоциациями вносит скорее позитивные эффекты, которые выражаются в доступе к оперативной информации о состоянии рыночной среды, а также в апробации готовящихся решений и заблаговременном представлении о реакции бизнеса на них. В России среди всех остальных деловых ассоциаций особое место занимает РСПП, который занимает место центрального партнёра государства.
Была оценена возможность влияния деловых ассоциаций на выбор решений государственными органами. Их роль в данном процессе зависит от множества факторов: открытость политической системы; правовые рамки; финансовые и человеческие ресурсы; налаженные связи; уровень коррупции; политической стабильности; участие в совместных проектах и многое другое. Понимание этих факторов помогает деловым ассоциациям разрабатывать эффективные стратегии для участия в политическом процессе и реализации своих целей. Также были отмечены наиболее часто применяемые технологии: : воздействие на различные государственные органы и организации через систему «корпоративного» лоббизма, представителей законодательных органов, консультационные советы, комиссии и комитеты; подготовка проектов законодательных, административных предложений, выражающих волю и интересы предпринимателей; переговорный процесс; заключение договоров и соглашений, в том числе двусторонних о взаимном доверии между предпринимателями и органами государственной власти.
Во второй части, охарактеризовав социально-экономическую и политическую обстановку в Республике Коми, можно заключить, что в регионе сохраняется непростая политическая ситуация, команда губернатора сталкивается со многими трудностями, особенно при взаимодействии с местными, в том числе и бизнес-структурами.
Сетевой анализ структуры коммуникации КСПП позволил изучить и визуализировать взаимодействия в рамках организации, выявить ключевые узлы и связи, определить степень их влияния с помощью различных метрик, а также выявить закономерности в отношениях. Союз объединил вокруг себя крупнейших бизнесменов региона, которые представляют ключевые для региона отрасли промышленности, к тому же, часть из которых представлены в государственных органах, что может дать более чёткоепредставление о в внутриполитических процессах, получение так называемых инсайдов, а также открывает возможность продвигать интересы союза на государственном уровне. Широкие возможности и ресурсы КСПП могут нести потенциальные угрозы для позиций местной власти, потому стратегия власти скорее всего будет основано на «давлении» или «принуждении» по отношению к данной организации.
Рассматривая возможность участия в национальных проектах, было выявлено, что национальные проекты России представляют собой масштабные программы, направленные на социально-экономическое развитие страны и улучшение качества жизни граждан. Регионы играют ключевую роль в реализации национальных проектов, поскольку они обеспечивают непосредственное выполнение мероприятий на местах и адаптацию программ к местным условиям. Деловые ассоциации могут играть важную роль в содействии и реализации национальных проектов на территории того или иного региона, используя свои ресурсы, знания и возможности. Их участие может проявляться через различные формы взаимодействия с государственными структурами или другими заинтересованными сторонами.
Также, рассмотрев структуру коммуникации КСПП и проанализировав связи, можно сделать вывод, что союз не просто имеет широкие возможности для участия, но и активно способствует реализации национальных проектов на территории Республики Коми.
1. Закон Российской Федерации от 07.07.1993 N 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2269/ дата обращения: 13.05.2024).
2. Постановление Правительства Республики Коми от 01.04.2019 № 185 «О Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 года» // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW096;n=222946#9gZfuDU4JWewqJN31 (дата обращения 04.05.2024).
3. Дзялошинский И.М. Медиапространство России: коммуникационные стратегии социальных институтов. Монография: – М.: Издательство АПК и ППРО. 2013. С. 5 – 479.
4. Жукова Я., Ширков Ю. Модели массовой коммуникации: Научный отчет. М., ГостелерадиоСССР. 1989. С. 1 – 4.
5. Григорян, А. В. Бизнес-ассоциации как институты развития в системе публичной политики // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки». — 2020. — № 7 (46). — С. 6.
6. Чирикова А.Е, Бизнес как субъект социальной политики в современной России // Общество и экономика. Независимый институт социальной политики. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. – 232 с.
7. Лапина Н.Ю. Модели взаимодействия бизнеса и власти в российских регионах и типы предпринимательского делового поведения // Российское предпринимательство: Стратегия, власть, менеджмент. М.: Институт социологии РАН. 2000.
8. Михайлова О.В. Проблемы идентификации и оценки политических сетевых альянсов // Государственное управление: электронный вестник. – 2012. – Вып. 35. – С. 11.
9. Халилов Т.А. Стратегии политического взаимодействия государства и бизнес-структур в современной России // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2015. T. 7. – № 6–2. С. 193 – 198.
10. Яковлев А.А., Зудин А.Ю., Голикова В.В. «Бизнес- ассоциации и их роль в процессах модернизации в Рос-сии» // Общественные науки и современность. 2011. №3. С. 26-35.
11. Яковлев А.А., Зудин А.Ю., Голикова В.В. Бизнес-ассоциации и их роль в процессах модернизации в России // Общественные науки и современность. – 2011. – № 3. – С. 26-35.
12. Сморгунов Л. В. , Тимофеева Л. Н. GR-связи с государством: теория, практика и механизмы взаимодействия бизнеса и гражданского общества с государством: учебное пособие / Л. В. Сморгунов, Л. Н. Тимофеева – М.: РОССПЭН, 2012. С. 166 – 176.
13. Чихарев И. А., Бровко В. Ю., Кожедуб Г. А. Политические коммуникации: пределы и возможности концептуального моделирования // [Электронный ресурс] / Полит. наука. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskie-kommunikatsii-predely-i-vozmozhnosti-kontseptualnogo-modelirovaniya (дата обращения: 07.05.2024).
14. Шмиттер Ф. Неокорпоратизм // Политические исследования. 1997. № 2. С. 15.
15. Шохин А.Н. Бизнес и власть в России: теория и практика взаимодействия. Монография / Шохин А.Н. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики. 2011 . С. 1 - 349.
...
67 источников