Введение 2
Глава 1 Основы российско-африканского сотрудничества 4
1.1. Интересы и цели сторон в сотрудничестве 4
1.2. Политико-правовая основа сотрудничества РФ со странами
Африки 9
Глава 2 «Трансформация российского присутствия в Африке в XXI веке» 18
2.1 Трансформация отношений России со странами Африки в
постбиполярном миропорядке 18
2.2 Конкуренция России и третьих акторов в Африканском регионе,
перспективы развития отношений России со странами Африки 27
Заключение 37
Список использованных источников 40
Приложение А 48
Актуальность работы. Взаимоотношения России и Африки начались еще в колониальный период и прошли долгий путь тесного сотрудничества и дружбы. В памяти многих еще свежо активное взаимодействие стран в советский период, гуманитарные обмены, помощь и союзничество, однако сегодня, в 2020 году, России приходится вновь утверждать свои позиции на континенте.
Более того, события 2014 года и последующие санкции поставили перед Россией непростую задачу - поиск новых партнеров на мировой арене. Сегодня Россия проводит многовекторную политику, обращая свое внимание как на восток, так и на страны Африки.
Важнейшим связующим фактором отношений между Россией и Африкой сегодня является советское наследие России, поскольку между странами проводилось активное сотрудничество в советский период. На протяжении всего периода своего существования СССР тесно взаимодействовал с Африкой, проводя активную политику в гуманитарной, энергетической, торговой сферах.
Поэтому анализ современных отношений России со странами перспективного региона является актуальным и на сегодняшний день, когда формируются новые контуры взаимодействия между Россией и Африкой.
Объект исследования: внешняя политика государства.
Предмет исследования: внешняя политика Российской Федерации с государствами региона Африка.
Цель исследования - анализ современной внешней политики РФ на Африканском континенте.
Задачи исследования:
1. Определить интересы и цели России и ее африканских партнеров.
2. Изучить политико-правовую основу взаимодействия РФ со странами Африки.
3. Исследовать эволюцию отношений России со странами континента.
4. Проанализировать конкуренцию России с третьими акторами на континенте и определить перспективы развития российского присутствия в Африке.
Большое влияние на исследование имеют работы авторов, занимающихся развитием в африканского вектора внешней политики России: И.О. Абрамова, директор института Африки РАН, Т.Л. Дейч, ведущий научный сотрудник Центра российско-африканских отношений Института Африки РАН. Также ценной для исследования является работа Тамаша Геруча «The transformation of African-Russian economic relations in the multipolar world-system».
Хронологические рамки исследования охватывают период становления государства Российская Федерация в 1991 и до настоящего времени.
Методологической основой исследования является системный подход, который дает возможность провести качественный анализ африканского направления внешней политики Российской Федерации.
При раскрытии темы применялись исторический и сравнительный методы исследования, дававшие возможность раскрывать тенденции развития отношений России со странами Африки, а также их современное состояние.
Поставленная цель и задачи сформировали структуру выпускной квалификационной работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Для ведения эффективной внешней политики государствам необходимо искать новых партнеров и развивать именно многовекторную политику, не ограничивая выбор только традиционными партнерами. В условиях постоянно меняющихся политических реалий государствам необходимо корректировать свое присутствие в регионах, поддерживая старые и устанавливая новые связи. Более того, за последние десятилетия на мировую сцену вышли государства, не имеющие до этого большого экономического, политического влияния, сменился состав самых влиятельных акторов. Однако геополитические интересы государств сохранили свои векторы, геостратегические пункты в целом сохранили свою значимость и остались в тех же точках земного шара, усилилась конкуренция за ресурсы и влияние на рынках.
При распаде СССР Россия потеряла свое былое влияние во многих странах разных регионов, в том числе в Африке. Более того, Россия уделяла большое внимание развитию западного вектора внешней политики, забывая про восточный и южный. Таким образом, сегодня России приходится возвращать былые позиции в Африканском регионе, конкурируя с государствами, которые давно закрепили свое влияние там. Именно поэтому сегодня Африка является одним из приоритетных направлений внешней политики России. Более того, вопрос поиска эффективных методов укрепления России в регионе, усиление своего влияния и построение дружественных, партнерских взаимоотношений со странами Африки является очень актуальным.
В ходе работы над выпускной квалификационной работой мною были тщательно изучены и проанализированы цели и интересы сторон в развитии сотрудничества. Так, основными целями России в сотрудничестве с регионом являются:
1. Проекция силы на мировой арене.
2. Доступ к сырью и природным ресурсам богатого региона.
3. Экспорт вооружений и военной продукции.
4. Поддержка развития энергетики в Африке с помощью российских компаний.
Целями Африки являются:
1. Решение гуманитарных проблем: преодоление нищеты и голода, увеличение количества образованного населения, ликвидация терроризма и наркотрафика, решение миграционных проблем.
2. Разработка новых месторождений ресурсов в соответствии в экологическими стандартами и требованиями, а также развертывание "зеленой" энергии.
3. Решение проблемы нехватки чистой пресной воды.
4. Решение проблем реальной и потенциальной нехватки рабочих мест в связи с неуклонным ростом численности населения.
5. Развитие современной инфраструктуры и городской среды для растущего населения.
Был сделан обзор политико-правовых основ сотрудничества России со странами Африки. Так, на сегодняшний день, основная площадка для решения актуальных вопросов развития отношений России со странами Африки, является саммит «Россия-Африка», который впервые прошел в 2019 году в Сочи. На данный саммит приехали представители 54 признанных государств Африки. Также отношения регулируются двусторонними договорами, на сегодняшний день действуют более 400 соглашений между Россией и всеми странами Африки по линии МИДа. Данные соглашения можно разделить по сферам, которые наиболее важны на сегодняшний день: гуманитарная, военная, экономическая. Они регулируют отношения в областях: культура, наука, образование, техника и технологии, военнотехническое и военное сотрудничество, торговля, рыбное хозяйство, энергетика. Также с рядом стран заключены соглашения об отмене визовых требований, что свидетельствует об особом уровне отношений.
...
1. Абрамова И.О. Африка в современной модели мироустройства: весомый игрок или аутсайдер? Контуры глобальных трансформаций / И.О. Абрамова // Политика, экономика, право. - 2018. - №11(5). - С. 6
21.
2. Абрамова И.О., Фитуни Л.Л. Африка и Россия: перспективы сотрудничества в новых исторических условиях / И.О. Абрамова, Л. Л. Фитуни // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2015. - №6. -С. 141-150.
3. Алешин К.А. Россия и Африка: новые контуры сотрудничества /К.А. Алешин // Современная экономика: проблемы и решения. - 2019. - №11(119). - С. 33-44.
4. Африка — Россия+: достижения, проблемы, перспективы
[Электронный ресурс] // РСМД. - 2020. - № 53. - Режим доступа: https://russiancouncil.ru/activity/publications/afrika-rossiya-dostizheniya- problemy-perspektivy/
5. Бовдунов А. Битва за континент: почему США недовольны ростом влияния России и Китая в Африке [Электронный ресурс] // RT. - 2018.
- Режим доступа: https://russian.rt.com/world/article/583235-rossiya-kiati- ssha-afrika-protivostoyanie
6. Богданов А.С. Трансформация отношений между Россией и Египтом (1991 - 2011 гг.) : дисс. ... канд. ист. Наук : 07.00.15 / Богданов Михаил Леонидович. - Москва, 2016. - 285 с.
7. Боришполец К.П. Стратегические интересы России в Африке / К.П. Боришполец // Международная аналитика. - 2019. - (1-2). - С.7-15.
8. Валагин А. Россия вытесняет США и Францию с африканского рынка вооружений [Электронный ресурс] // RG.RU. - 2021. - Режим доступа: https://rg.ru/2021/02/24/ni-rossiia-vytesniaet-ssha-i-franciiu-s-afrikanskogo- rynka-vooruzhenij .html
9. Внешняя торговля Российской Федерации со странами дальнего
зарубежья [Электронный ресурс] // Федеральная служба
государственной статистики. - Режим доступа:
http://old.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/ftrade/#
10. Возвращение России в Африку: стратегия и перспективы
[Электронный ресурс] Валдай. - 2019. - Режим доступа:
https://ru.valdaiclub.com/files/30230/
11. Военно-стратегическое значение Африки в постмонополярном мире [Электронный ресурс] // Национальная оборона. - 2017. - № 2. - Режим доступа: https://oborona.ru/includes/periodics/geopolitics/2017/0227/210520646/deta il.shtml
12. Второй саммит Россия—Африка пройдет в 2022 году [Электронный
ресурс] // Коммерсантъ. - 2021. - Режим доступа:
https://www.kommersant.ru/doc/4742100
9. Гончаров В. Россия: «второе открытие» Африки [Электронный ресурс] // Международная жизнь. - 2020. - Режим доступа:
https: //interaffairs. ru/news/show/25173
14. Декларация первого саммита Россия - Африка [Электронный ресурс] // Саммит и Экономический форум Россия - Африка. - 2019. - Режим доступа: https://summitafrica.ru/about-summit/declaration/
15. Дейч Т.Л. Китай в Африке: «неоколониализм» или «win-win» стратегия? / Т.Л. Дейч // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. - 2018. - №11(5). - С. 119-141.
... всего 70 источников