ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 8
1.1 Сущность индивидуального психолого-педагогического сопровождения ……...8
1.2 Психологические особенности детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения 24
Выводы по Главе 1 34
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 40
2.1 Диагностическа особенностей детей с коммуникативными затруднениями 40
2.2 Разработка программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения по развитию коммуникативных детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения………………………………..48
2.3 Реализация программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения по развитию коммуникативных детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения………………………………..52
Выводы по Главе 2…………………………………………………………….60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………..62
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСОЧНИКОВ………………………………….64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Психологическое заключение………………………….. 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Характеристика мероприятий индивидуального психолого-педагогического сопровождения часто болеющего ребенка….77
Одной из наиболее острой проблемой современного российского общества является проблема здоровья населения – физического и психического, в частности, проблема детского здоровья. Данная проблема обострилась в связи с существенными изменениями общества, вызванными интенсивным реформированием многих социальных систем. Также, увеличение количества детей с отклонениями в развитии обусловлено существенным скачком в развитии медицины: медики научились спасать детей, родившихся существенно раньше положенного срока или с патологиями внутриутробного развития, однако, в последующем у большинства данных детей возникают дальнейшие трудности в процессе познавательного, личностного и социального развития. В современной литературе психолого-педагогического и медицинского характера представлено большое количество определений детей, которых можно отнести к «группе риска», предложены классификации на основании различных оснований. Тем не менее, среди большого количества определений, ключевым положением является, что дети «…группы риска –это дети, у которых наблюдаются отклонения от нормы в физическом, психическом и социальном развитии» [14]. По данным обследования детей возраста от 5 мес. до 4-х лет на территории Российской Федерации выявлено, что 8З% обследованных детей имеют различные нарушения. Среди них дети с особыми возможностями здоровья составляют – 24,3%. В большинстве дошкольных образовательных учреждений наиболее распространенной категорией детей «группы риска» являются дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Помимо обозначенных выше факторов, влияющих на тенденцию к увеличению количества детей данной категории, 4 можно еще отметить такие неблагоприятные факторы как экологический и социально-экономический. Анализ факторов, влияющих на возникновение различного отклонений в развитии детей, позволяет также определить существенное влияние различных вредностей, действующих на ребенка в период его внутриутробного развития, осложнения при родах, большое количество и высокая интенсивность психотравмирующих ситуаций и др. Не смотря на влияние различных факторов, существует ряд симптомов, свойственных преобладающему большинству детей с особенностями в развитии. В первую очередь, это слабость нервной системы, выражающаяся в эмоциональной неустойчивости, раздражительности, неспособности длительное время выдерживать нагрузку. Выражены трудности в концентрации внимания, саморегуляции. Задача психологического сопровождения детей дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья на сегодняшний день является особенно актуальной и острой. Теоретические аспекты этой проблемы поднимаются в работах Л.С. Выготского, И.И. Мамайчук, М.Р. Битяновой, М.М. Семаго, Е.Л. Иденбаум, Е.А. Музафаровой, К.А. Сергеевой и др. Однако, остается недостаточно разработанными технологии и формы практической работы по психолог-педагогическому сопровождению детей с особыми возможностями здоровья.
Современная образовательная политика предоставляет право на образование любому ребенку, независимо от состояния его здоровья, физических и психических особенностей, что позволяет обеспечить доступность обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Данное обстоятельство привело к тому, что в теории и практике отечественного образования обозначилось несколько подходов к организации коррекционно-педагогической работы в рамках традиционной системы обучения. С одной стороны, это функционирование специальных групп, классов компенсирующего обучения в условиях общеобразовательных учреждений, с другой — включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду обычной группы, но при условии создания подходящих и соразмерных его возможностям условий получения образования [1]. Оба подхода ориентированы на преодоление возникающих у детей с ограниченными возможностями здоровья трудностей в обучении, поведении, социальной адаптации и оказание им необходимой педагогической поддержки. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, от 29.12.2014 № 2765-р. обращают внимание на создание условий для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности детей, имеющих ограниченные возможности здоровья для обеспечения психологической, педагогической, физической поддержки со стороны педагогов с целью получения необходимых знаний, умений и навыков, необходимых для успешной социализации. В перечисленных нормативных документах актуализируется роль педагогического сопровождения как формы взаимодействия педагогов и детей, а также предоставляется возможность адаптировать образовательную программу с учетом особенностей психофизического развития и специальных образовательных потребностей лиц с ОВЗ, обеспечивая их право на образование [1; 2]....
Анализ литературы показал, что понятие «психолого-педагогическое сопровождение» является разносторонним, определяется через различные категории: и как непосредственная деятельность специалистов, и как технология работы, и как комплекс воздействий, и как взаимодействие, и как система. Психолого-педагогическое сопровождение может рассматриваться и как процесс, как метод и как служба, оно может быть ориентировано на максимальное раскрытие возможностей ребенка, развитие его личности при опоре на ее возможности, а может определяться оценкой границ перехода состояния ребенка в дезадаптивное и поддержанием необходимого объема информации в оптимальных границах, не допуская перехода состояния ребенка в дезадаптивное. При любом подходе особое значение имеет применение индивидуального подхода к ребенку, понимаемого как принцип сопровождения, согласно которому в процессе психолого-педагогического сопровождения учитываются индивидуальные особенности ребенка.
Проведенное нами исследование было направлено на решение актуальной проблемы - адаптации детей с ОВЗ к условиям ДОО. Оно включало ряд теоретических и практических задач.
В ходе анализа литературы было выявлено, что успешность адаптации ребенка с ОВЗ к ДОУ зависит: от уровня развития ребёнка; самостоятельности, развития познавательной сферы ребенка (восприятие), представлений об окружающем мире, владения речью.
Нами была разработана и реализована индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения. направленная на развитие коммуникативных навыков ребенка с ОВЗ входят психопрофилактические и просветительские мероприятия для ребенка, его родителей и педагогов, целью которых явилось повышение психолого-педагогической грамотности взрослых (родители и педагоги).
1. Диагностические мероприятия;
2. Профилактические, просветительские и консультативные мероприятия;
3. Коррекционно-развивающие мероприятия.
Повышению уровня адаптации детей с ОВЗ к ДОО, может способствовать индивидуальный подход, при котором учитываются состояние эмоциональной и коммуникативной сферы, особенности поведения, характер познавательной деятельности, инициативность ребенка в установлении контакта со взрослым. При этом основой для повышения уровня адаптации могут стать способы установления эмоционально- тактильного и делового контакта с ребенком, повышения культурной грамотности родителей ребенка с ОВЗ. Эти факторы были использованы нами во время формирующего эксперимента. Кроме того, эффективными формами взаимодействия педагогов с родителями вновь поступивших детей с ОВЗ являются: индивидуальные и групповые беседы, родительские собрания, круглые столы, совместные праздники и досуги, игры, выставки, информационные проспекты для родителей, организация открытых дверей, просмотров занятий и др.. Такую работу с родителями надо начинать до поступления ребенка в ДОО - это дает возможность педагогам правильно построить маршрут адаптации.
.
1. Абрамова, Н.Е. К проблеме активизирующего общения взрослого и ребенка [Текст]: Дошкольное воспитание/ Абрамова Н.Е – 2012. №3. – С.18 – 21.
2. Авдулова, Т. П. Психологические особенности нравственного развития ребенка [Текст]: Психология обучения/ Авдулова Т. П. – 2007. - № 5. – С. 41-47.
3. Агапова, И.А. Игры и задания по чудо - воспитанию. Веселый этикет для детей и их родителей/ Агапова И.А. – М. : Лада, 2012. – 224 с.
4. Адамс-Уэббер, Дж. Р. Когнитивная сложность [Электронный ресурс] / Корсини Р., Ауэрбах А. Краткая психологическая энциклопедия. 2016 - URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_psychology/359 (дата обращения: 01.06.2016)
5. Аксарина,Н.М.Воспитаниедетейраннеговозраста:изд.2-е, исправленное и дополненное. - М.: 1972.
6. Алексеева, Е.Е. Проблемы адаптации родителей и детей к детскому саду: дошкольная педагогика [Текст] /Е.Е. Алексеева // Дошкольная педагогика. - 2007. - №2-С.58-60
7. Алябьева, Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет: Методическое пособие/ Алябьева Е.А. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
8. Андреева, Г. М. Социальная психология: учеб. пособие для вузов/ Андреева Г. М. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 302 с.
9. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Наука, 1997. - 456 с.
10. Андриенко, Е.В. Социальная психология. / Е.В. Андриенко. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 452 с.
11. Аркаше, Е.А. Ребенок в дошкольные годы/ Аркаше Е.А. – М.: Проспект, 2014. – 366 с.
12. Баркан, А.И. Его Величество Ребенок / А.И. Баркан.- М.: Столетие, 1996.- 368 с.
13. Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития - М., 1992.
14. Бизикова, О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре/ О.А. Бизикова. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 136 с.
15. Битянова, М.Р. Социальная психология. / М.Р. Битянова. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 1994. - 390 с....61