Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Индивидуальное сопровождение детей среднего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении.

Работа №152093

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы77
Год сдачи2024
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 8
1.1 Сущность индивидуального психолого-педагогического сопровождения ……...8
1.2 Психологические особенности детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения 24
Выводы по Главе 1 34
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 40
2.1 Диагностическа особенностей детей с коммуникативными затруднениями 40
2.2 Разработка программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения по развитию коммуникативных детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения………………………………..48
2.3 Реализация программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения по развитию коммуникативных детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения………………………………..52
Выводы по Главе 2…………………………………………………………….60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………..62
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСОЧНИКОВ………………………………….64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Психологическое заключение………………………….. 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Характеристика мероприятий индивидуального психолого-педагогического сопровождения часто болеющего ребенка….77

Одной из наиболее острой проблемой современного российского общества является проблема здоровья населения – физического и психического, в частности, проблема детского здоровья. Данная проблема обострилась в связи с существенными изменениями общества, вызванными интенсивным реформированием многих социальных систем. Также, увеличение количества детей с отклонениями в развитии обусловлено существенным скачком в развитии медицины: медики научились спасать детей, родившихся существенно раньше положенного срока или с патологиями внутриутробного развития, однако, в последующем у большинства данных детей возникают дальнейшие трудности в процессе познавательного, личностного и социального развития. В современной литературе психолого-педагогического и медицинского характера представлено большое количество определений детей, которых можно отнести к «группе риска», предложены классификации на основании различных оснований. Тем не менее, среди большого количества определений, ключевым положением является, что дети «…группы риска –это дети, у которых наблюдаются отклонения от нормы в физическом, психическом и социальном развитии» [14]. По данным обследования детей возраста от 5 мес. до 4-х лет на территории Российской Федерации выявлено, что 8З% обследованных детей имеют различные нарушения. Среди них дети с особыми возможностями здоровья составляют – 24,3%. В большинстве дошкольных образовательных учреждений наиболее распространенной категорией детей «группы риска» являются дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Помимо обозначенных выше факторов, влияющих на тенденцию к увеличению количества детей данной категории, 4 можно еще отметить такие неблагоприятные факторы как экологический и социально-экономический. Анализ факторов, влияющих на возникновение различного отклонений в развитии детей, позволяет также определить существенное влияние различных вредностей, действующих на ребенка в период его внутриутробного развития, осложнения при родах, большое количество и высокая интенсивность психотравмирующих ситуаций и др. Не смотря на влияние различных факторов, существует ряд симптомов, свойственных преобладающему большинству детей с особенностями в развитии. В первую очередь, это слабость нервной системы, выражающаяся в эмоциональной неустойчивости, раздражительности, неспособности длительное время выдерживать нагрузку. Выражены трудности в концентрации внимания, саморегуляции. Задача психологического сопровождения детей дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья на сегодняшний день является особенно актуальной и острой. Теоретические аспекты этой проблемы поднимаются в работах Л.С. Выготского, И.И. Мамайчук, М.Р. Битяновой, М.М. Семаго, Е.Л. Иденбаум, Е.А. Музафаровой, К.А. Сергеевой и др. Однако, остается недостаточно разработанными технологии и формы практической работы по психолог-педагогическому сопровождению детей с особыми возможностями здоровья.
Современная образовательная политика предоставляет право на образование любому ребенку, независимо от состояния его здоровья, физических и психических особенностей, что позволяет обеспечить доступность обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Данное обстоятельство привело к тому, что в теории и практике отечественного образования обозначилось несколько подходов к организации коррекционно-педагогической работы в рамках традиционной системы обучения. С одной стороны, это функционирование специальных групп, классов компенсирующего обучения в условиях общеобразовательных учреждений, с другой — включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду обычной группы, но при условии создания подходящих и соразмерных его возможностям условий получения образования [1]. Оба подхода ориентированы на преодоление возникающих у детей с ограниченными возможностями здоровья трудностей в обучении, поведении, социальной адаптации и оказание им необходимой педагогической поддержки. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, от 29.12.2014 № 2765-р. обращают внимание на создание условий для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности детей, имеющих ограниченные возможности здоровья для обеспечения психологической, педагогической, физической поддержки со стороны педагогов с целью получения необходимых знаний, умений и навыков, необходимых для успешной социализации. В перечисленных нормативных документах актуализируется роль педагогического сопровождения как формы взаимодействия педагогов и детей, а также предоставляется возможность адаптировать образовательную программу с учетом особенностей психофизического развития и специальных образовательных потребностей лиц с ОВЗ, обеспечивая их право на образование [1; 2]....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ литературы показал, что понятие «психолого-педагогическое сопровождение» является разносторонним, определяется через различные категории: и как непосредственная деятельность специалистов, и как технология работы, и как комплекс воздействий, и как взаимодействие, и как система. Психолого-педагогическое сопровождение может рассматриваться и как процесс, как метод и как служба, оно может быть ориентировано на максимальное раскрытие возможностей ребенка, развитие его личности при опоре на ее возможности, а может определяться оценкой границ перехода состояния ребенка в дезадаптивное и поддержанием необходимого объема информации в оптимальных границах, не допуская перехода состояния ребенка в дезадаптивное. При любом подходе особое значение имеет применение индивидуального подхода к ребенку, понимаемого как принцип сопровождения, согласно которому в процессе психолого-педагогического сопровождения учитываются индивидуальные особенности ребенка.
Проведенное нами исследование было направлено на решение актуальной проблемы - адаптации детей с ОВЗ к условиям ДОО. Оно включало ряд теоретических и практических задач.
В ходе анализа литературы было выявлено, что успешность адаптации ребенка с ОВЗ к ДОУ зависит: от уровня развития ребёнка; самостоятельности, развития познавательной сферы ребенка (восприятие), представлений об окружающем мире, владения речью.
Нами была разработана и реализована индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения. направленная на развитие коммуникативных навыков ребенка с ОВЗ входят психопрофилактические и просветительские мероприятия для ребенка, его родителей и педагогов, целью которых явилось повышение психолого-педагогической грамотности взрослых (родители и педагоги).
1. Диагностические мероприятия;
2. Профилактические, просветительские и консультативные мероприятия;
3. Коррекционно-развивающие мероприятия.
Повышению уровня адаптации детей с ОВЗ к ДОО, может способствовать индивидуальный подход, при котором учитываются состояние эмоциональной и коммуникативной сферы, особенности поведения, характер познавательной деятельности, инициативность ребенка в установлении контакта со взрослым. При этом основой для повышения уровня адаптации могут стать способы установления эмоционально- тактильного и делового контакта с ребенком, повышения культурной грамотности родителей ребенка с ОВЗ. Эти факторы были использованы нами во время формирующего эксперимента. Кроме того, эффективными формами взаимодействия педагогов с родителями вновь поступивших детей с ОВЗ являются: индивидуальные и групповые беседы, родительские собрания, круглые столы, совместные праздники и досуги, игры, выставки, информационные проспекты для родителей, организация открытых дверей, просмотров занятий и др.. Такую работу с родителями надо начинать до поступления ребенка в ДОО - это дает возможность педагогам правильно построить маршрут адаптации.
.


1. Абрамова, Н.Е. К проблеме активизирующего общения взрослого и ребенка [Текст]: Дошкольное воспитание/ Абрамова Н.Е – 2012. №3. – С.18 – 21.
2. Авдулова, Т. П. Психологические особенности нравственного развития ребенка [Текст]: Психология обучения/ Авдулова Т. П. – 2007. - № 5. – С. 41-47.
3. Агапова, И.А. Игры и задания по чудо - воспитанию. Веселый этикет для детей и их родителей/ Агапова И.А. – М. : Лада, 2012. – 224 с.
4. Адамс-Уэббер, Дж. Р. Когнитивная сложность [Электронный ресурс] / Корсини Р., Ауэрбах А. Краткая психологическая энциклопедия. 2016 - URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_psychology/359 (дата обращения: 01.06.2016)
5. Аксарина,Н.М.Воспитаниедетейраннеговозраста:изд.2-е, исправленное и дополненное. - М.: 1972.
6. Алексеева, Е.Е. Проблемы адаптации родителей и детей к детскому саду: дошкольная педагогика [Текст] /Е.Е. Алексеева // Дошкольная педагогика. - 2007. - №2-С.58-60
7. Алябьева, Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет: Методическое пособие/ Алябьева Е.А. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
8. Андреева, Г. М. Социальная психология: учеб. пособие для вузов/ Андреева Г. М. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 302 с.
9. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Наука, 1997. - 456 с.
10. Андриенко, Е.В. Социальная психология. / Е.В. Андриенко. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 452 с.
11. Аркаше, Е.А. Ребенок в дошкольные годы/ Аркаше Е.А. – М.: Проспект, 2014. – 366 с.
12. Баркан, А.И. Его Величество Ребенок / А.И. Баркан.- М.: Столетие, 1996.- 368 с.
13. Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития - М., 1992.
14. Бизикова, О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре/ О.А. Бизикова. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 136 с.
15. Битянова, М.Р. Социальная психология. / М.Р. Битянова. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 1994. - 390 с....61


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ