Только Word
Введение 3
Глава 1. Использование видеоматериалов при обучении говорению учащихся 5 класса………..…..…………….…….……………………..…………………………6
1.1 Понятие «видеоматериалы». Актуальность их использования на уроках английского языка……….………..................................................................................6
1.2 Монологическая и диалогическая речь................................................….…...…...8
1.3 Основные виды речевых ситуаций и способы их создания................................11
1.4 Виды видеоматериалов и их применение при обучении говорению.................14
Глава 2.Практическая Часть. Внедрение видеоматериалов…..………............20
2.1 Анализ учебно-методического комплекса…...........…………… ………………20
2.2 Характеристика учащихся 5 «В» класса…………………..…...………………..22
2.3 Конспект фрагмента урока с применением видеоматериалов…..……………..23
2.4 Исследование уровня развития навыков говорения после проведения уроков с применением видеоматериалов…..………………………………………….……….28
2.5 Методические рекомендации по использованию видеоматериалов на уроках английского языка …………………………………………………............................30
2.5.1 Критерии отбора видеоматериалов…………………………………...………..30
2.5.2 Организация работы с видеоматериалами……………………………….........34
Заключение...................................................................................................................36
Список используемой литературы ..........................................................................38
Приложение 1.........………………………………………………………………......41 Приложение 2..……………………………………………………………………….41
Приложение 3………………………………………………………………...............42
Приложение 4…..………………………………………………………………...…..44
Приложение 5……………………………………………………………......……….44
Современная система обучения иностранному языку характеризуется тем, что практическое владение иностранным языком стало потребностью каждого образованного человека в связи с предъявляемыми к нему требованиями общества. Иностранный язык благотворно влияет на общий уровень культуры людей, способствует развитию коммуникации.
Сегодня особенно актуально формирование коммуникативной компетенции, которая в свою очередь непосредственно является основной и ведущей целью обучения иностранному языку. Устное общение, роль которого в настоящее время стала особенно значительной, невозможно без хорошо развитого умения говорения.
Объектом исследования является использование видеоматериалов при формировании лексических навыков у учеников 5 класса в иноязычном образовании.
Предметом исследования является процесс формирования лексических навыков у учеников 5 класса в иноязычном образовании.
Для грамотного иноязычного общения необходимо знать грамматические правила, постоянно пополнять свой лексический запас, иметь знания о фонетических особенностях языка, представление о традициях и культуре изучаемого языка и, безусловно, развивать навыки говорения. Согласно государственному стандарту обучения иностранному языку для базового уровня, для успешного общения ученик должен научиться вести диалог, используя оценочные суждения, в ситуациях официального и неофициального общения, беседовать о себе, своих планах; участвовать в обсуждении проблем в связи с прочитанным / прослушанным иноязычным текстом, соблюдая правила речевого этикета; рассказывать о своем окружении, рассуждать в рамках изученной тематики и проблематики; уметь представлять социокультурный портрет своей страны и страны/стран изучаемого языка. [23]
Закон РФ «Об Образовании» говорит, что содержание образования должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества , формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира и интеграцию личности в национальную и мировую культуру. [26, с.14-15]
Достижение этой цели невозможно без использования в процессе обучения современных технологий, в том числе и технических средств обучения, таких, как видео. Несмотря на достаточную оснащённость школ различной техникой, учителя зачастую не используют её на уроках – в первую очередь потому, что современные учебно-методические комплекты редко содержат в себе видеокурсы, а на подбор дополнительного материала не хватает времени. Некоторые считают, что применение видео на уроках излишне, «расхолаживает» детей, тратит время на уроке. Однако мы видим видеоматериалы как одно из средств, повышающих активность учащихся на уроке и порождающих у них желание высказаться, выразить своё мнение по поводу увиденного. Таким образом, у учеников будут развиваться навыки говорения и умение коммуникации на иностранном языке, а именно оно и является главной целью обучения иностранному языку. Недостаточная разработанность методики применения видеоматериалов на уроках английского языка определила актуальность данной работы.
Целью данной работы является выявление влияния применения видеоматериалов на уроках английского языка в 5 классе на развитие у учащихся навыков говорения.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
1. Проанализировать понятие «говорение», рассмотреть говорение как вид речевой деятельности
2. Проанализировать возрастные особенности учащихся 5 класса средней школы и их учёт при обучении говорению.
3. Дать определение понятию «видеоматериалы», проанализировать их роль в развитии навыков говорения у учащихся 5 класса....
Любая речевая деятельность должна быть обусловлена ситуацией, поэтому при обучении говорению на иностранном языке учителю необходимо создавать речевые ситуации с целью мотивирования учащихся на активное общение.
Обучение говорению происходит благодаря общению в диалоге и монологе. Использование видеоматериалов в обучении устной иноязычной речи является целесообразным для активизации речевой деятельности учащихся, создания ситуаций для их общения и совершенствования умений и навыков в использовании иноязычной лексики в речи. Видеоматериалы могут использоваться для изучения самых разнообразных тем – о личности, окружении человека, природе и истории, традициях и интересных особенностях иноязычных стран, а также для развития навыков монологической и диалогической речи.
Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что как средство развития навыков говорения видеоматериал является довольно эффективным. Также использование видео на уроках способствует повышению качества произношения, лучшего понимания иностранной речи непосредственно из источника, мотивации к обучению.
В данной работе было рассмотрено влияние применения видеоматериалов на развитие навыков говорения у учащихся 5 класса. При реализации педагогического эксперимента, проводившегося во время практики, удалось провести ряд уроков с применением видеоматериалов для сравнения достигнутых результатов и возникающих трудностей. На уроках учащиеся 5 «В» класса отвечали активнее, с большим интересом иболее высокой мотивацией. Домашнее задание они всегда выполняли с энтузиазмом, творчески. Таким образом, можно сделать вывод, что применение видеоматериалов на уроках английского языка более эффективно в младшем подростковом возрасте, а на более старшем этапе необходимо проводить такие уроки чаще для достижения положительных результатов.
Как было сказано ранее, развить навыки говорения можно при помощи введения новой лексики, благодаря творческим заданиям, ролевым играм, при высказывании учащимися своего мнения, точки зрения, отношения к увиденным или сформулированным ситуациям в устной форме. Все это было учтено при разработке заданий к выбираемому нами видеофрагменту. Данные задания использовались на всех этапах работы с видеоматериалами. Результаты проведенной работы, на наш взгляд, были положительными.
В конце нашей преддипломной практики была отмечена положительная динамика в обучении учащихся 4 класса. Речь учеников на уроках стала более насыщенной, ответы – более развёрнутыми; учащиеся активно употребляли изученную лексику, их речевые навыки приобрели более развитый характер. Следует отметить, что и у «трудных» учеников увеличилась мотивированность к урокам, они стали более часто отвечать на уроках, высказывая свое мнение, используя изученную лексику, хотя и делая существенные ошибки в построении предложений. Таким образом, сформулированная в начале данной работы цель, заключавшаяся в выявлении педагогических условий успешного использования видеоматериалов для развития навыков говорения на уроках английского языка и поставленные задачи были реализованы успешно.
Барышников Н.В. Методика обучения второму иностранному языку в школе. – М.: Просвещение, 2003. – 159 с.
2. Закон РФ «Об образовании». – СПб; АО "Гиппократ", 1996.
3. Бгашев В., Эрнарестьен Н. Универсальный курс по интенсивному обучению английскому разговорному языку (по методике Н. Эрнарестьен): Американский вариант: Учебное пособие, 3-е изд., перераб. и доп. – М.: АСТ Издательство, 2006. – 158 с.
4. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: Учебное пособие. 5-е стер. изд. – М.: Академия ИЦ, 2008. – 334 с.
5. Каджаспирова Г.М. Педагогика: учебник. – М.: Гардарики, 2007. – 528 с.
6. Каджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. – М.: Академия ИЦ, 2008. – 351 с.
7. Каменецкая Н.П., Ефременко В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе, 2007. №8. – с. 18.
8. Каменецкая Н.П., Мятова М.И. Использование видеофильмов при обучении инстранному языку в средней общеобразовательной школе.//Иностранные языки в школе, 2006. №4 - с. 31.
9. Каменецкая Н.П., Леонович Е.О. Об использовании некоторых традиционных норм обращения в английском языке.// Иностранные языки в школе, 2006. №5. – с. 87.
10. Каменецкая Н.П., Ефременко В.А. Антропова А.И. Педагогические технологии в медиаобразовании при обучении английскому языку// Иностранные языки в школе, 2006. №7. – с. 62.
11. Каменецкая Н.П., Смирнов И.Б. Развитие устной речи учащихся на основе аутентичного художественного фильма.// Иностранные языки в школе, 2006. №6. – с. 11.
12. Ким Н.А., Королева Г.В., Ливенец М.А., Малышева С.В., Перкова В.Г., Рожкина Е.В., Сапрыкин Э.Э., Черкасский В.С., Щеглов Ю.А. Дидактические материалы к базовому курсу обучения компьютерным технологиям. – Новосибирск: Ферт-М, 2001 – 168 с.
13. Кириллова Е.П., Лазарева Б.Т., Петрушин С.И. Хрестоматия по методике преподавания иностранных языков. - М.: Просвещение, 1981. – 207 с.
14. Китайгородская Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. - М.: Изд-во Московского университета, 1986. – 176 с.
15. Колкер Я.М., Устинова Е.С., Еналиева Т.М. Практическая методика обучения иностранному языку: Учебное пособие для студентов филологических специальностей высших педагогических учебных заведений, 2-е стер. изд. – М.: Академия ИЦ, 2004. – 259 с....27