Только Word
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава I. Теоретические аспекты развития нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
1.1.Сущность, понятие и содержание нравственного воспитания дошкольников……………………………………………………………………...…………..8
1.2.Методы нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………………..22
Глава II. Изучение развития нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
2.1.Методы исследования развития нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста…………………………………...……..…....37
Заключение……………………………………………………...………………..67
Список литературы…………………………………………...………………….70
Нрaвственное вoспитание детей дошкoльного возраста трудный прoцесс воспитания в условиях современного дошкольного обрaзовательного учрeждения. На то, как развивaлись нрaвственные прeдставлeния, можно сказaть пoвлияли aвторы, такие как: Л.И.Божович; Л.С.Выготский; А.В.Запорожец; Я.З.Неверович; Д.Б.Эльконин, дoшкoльный вoзраст – это время зарождeния и фoрмирования этических инстaнций, норм нравственности и морали. 1
В данное время особенно актуально встает вопрос о развитие нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Важно создать у детей основу отношений к себе и к окружающим людям, и обществу в целом. Нравственное представление дошкольников может быть только при участии семьи. Дети овладевают нравственными правилами, формированием навыков доброжелательности, способности к сопереживанию и адекватное проявление этих чувств. Относиться к сверстникам с уважением и вниманием к родным.
Без привлечения родителей, без тесной связи с семьёй ребёнка, невозможно добиться желаемого итога. Нередко родители снимают с себя ответственность за развитие нравственных представлений своего ребёнка, переложив всё на образовательное учреждение. К сожалению, нынешние родители в силу своей постоянной занятости и собственной безграмотности в вопросах нравственного воспитания, порой не имеют сведения, как это сделать. Вследствие этого нужно проводить родительские лектории, на которых передавать советы по нравственному воспитанию ребёнка в семье. Вследствие тесного сотрудничества с родителями обязаны быть развиты нравственные единые критерии, ориентиры на ребёнка.
У некоторых дошкольников искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, правильности, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности рожден общим ростом агрессивности и жестокости социальной среды.
Детский возраст с 6 до 7 лет это этап активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно проявить на его чувства и поведение. Современных дошкольников охарактеризует эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Воспитание детей без нравственной основы неполноценно. Подобное воспитание вредно для детей. В старшем дошкольном возрасте происходит основание осознанного восприятия мира. Оттого этот возраст проявляется одним из благоприятных периодов воспитания, в котором закладываются главные принципы гуманной жизни. Oснoвная цель содержится в том, чтобы на основе сотрудничества семьи и детского сада воспитать личность, старающуюся к духовному росту, доброте, способную противостоять злу. Особое место уделяется семье, как основному наставнику ребёнка, а также коллективно – творческой деятельности, которая оказывать содействие перенаправлению энергии ребенка из деструктивного направления в конструктивное.
Это и подтверждает, И. А. Каиров полагая, что в воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья...
Мы разобрали теоретическую часть проблемы по развития нравственного представления у детей старшего дошкольного возраста. Развитие нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста является важным фактором появления нравственных качеств. Мы разграничили само понятие нравственное воспитание со схожими понятиями. Выяснили, что на данный момент очень важно дошкольнику помочь овладеть нравственными нормами в обществе. Нами выделенная гипотеза о том, что развитие нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста будет успешным при условии:
- активного включения ребенка дошкольного возраста в деятельность, (игру, познание, общение), способствующую принятию ребенком нравственных представлений.
- разработанный комплекс мероприятий программы, направленных на формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Для потверждения гипотезы мы провели исследование дошкольников 6 – 7 лет в количестве 20 обучающихся из них 9 мальчиков и 11 девочек. База исследования находилась в МБДОУ Красноярского края. Эмпирическое исследование проходило с помощью нескольких методик: методика «Сюжетные картинки» Р.М. Калинина, методика «Закончи историю» Р.М.Калинина и с помощью метода наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста.
Результаты исследования проведения предоставленных методик, потвердили, что развитие у дошкольников нравственных представлений будет эффективнее при включении дошкольника в деятельность и программы мероприятий. Таким образом, на основании анализа результатов, приобретенных по
указанным методикам, можно сделать вывод, что цель работы достигнута и
гипотеза подтвердилась.
1. Аболин Л.М. Духовно-нравственное развитие личности в событийной деятельности / Л.М. Аболин, Х.Х. Валиахметов.- Казань: Изд-во «Карпол», 2012. - 230 с.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. М.: Академия, 2007. - 702 с.
3. Ананьев Б.Г. Воспитание дошкольников. - М.: Спарк. - 2010. - 189с.
4. Андреев В.И. Диалектика нравственной личности / В.И. Андреев. - Казань. - Изд-во Казанского ун-та, 2008.- 236 с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в дошкольном возрасте / Л.И. Божович - Спб.: Питер, 2009.
6. Бреслав Г.М. Нравственные качества личности в детстве. [Текст] / Г. М. Бреслав - М., 2008.
7. Буре Р.С. Основы нравственного воспитания детей. - М.: Перспектива. - 2009.
8. Венгер Л.А. Психология: учебное пособие для учащихся пед. училищ / Л.А. Венгер, В.С. Мухина - М.: Просвещение, 1988.
9. Волобуева Л. Ранний и дошкольный возраст: вопросы нравственного воспитания // Дошкольное воспитание. - 2007. - №3.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В.Давыдова - М.: Педагогика, 1991.
11. Година Г.Н. Нравственность и воспитание. - М.: Спарк. - 2011.
12. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. М.: Просвещение, 2009.
13. Дубровина И.В. Словарь для начинающего психолога / под ред. И.В. Дубровиной - Спб.: Питер, 2009.
14. Запорожец А.В. Воспитание детей в раннем возрасте. - М,: Просвещение. - 2010.
15. Каиров И.А. Азбука нравственного воспитания. – Под ред. И.А. Каирова 3-е изд., перераб. и доп. М., 1979....46