Наглядные методы изучения миграций населения Красноярского края
|
Только Word
Введение …………………………………………………………………… 3
Глава 1. Система средств обучения географии и работа с ними
1.1. Система средств обучения географии в школе …………………… 5
1.2. Наглядные средства обучения в географии ……………………… 9
1.3. Таблицы как средство наглядности в обучении
социально-экономической географии ……………………………… 16
Глава 2. География миграций населения Красноярского края
2.1. Понятие миграции; причины и виды ………………………………. 24
2.2. Динамика миграций населения Красноярского края ……………… 29
2.3. География миграций населения Красноярского края …………… 38
2.4. Структура мигрантов ……………………………………………….. 45
Глава 3. Использование материалов дипломной работы в школе
3.1. Изучение миграций населения на школьных уроках географии … 50
3.2. Урок «Использование наглядных средств обучения
при изучении миграций населения Красноярского края» ……….. 57
Заключение ………………………………………………………………… 65
Библиографический список ………………………………………………. 66
Введение …………………………………………………………………… 3
Глава 1. Система средств обучения географии и работа с ними
1.1. Система средств обучения географии в школе …………………… 5
1.2. Наглядные средства обучения в географии ……………………… 9
1.3. Таблицы как средство наглядности в обучении
социально-экономической географии ……………………………… 16
Глава 2. География миграций населения Красноярского края
2.1. Понятие миграции; причины и виды ………………………………. 24
2.2. Динамика миграций населения Красноярского края ……………… 29
2.3. География миграций населения Красноярского края …………… 38
2.4. Структура мигрантов ……………………………………………….. 45
Глава 3. Использование материалов дипломной работы в школе
3.1. Изучение миграций населения на школьных уроках географии … 50
3.2. Урок «Использование наглядных средств обучения
при изучении миграций населения Красноярского края» ……….. 57
Заключение ………………………………………………………………… 65
Библиографический список ………………………………………………. 66
Актуальность темы определяется тем, что миграции населения - сложный общественный процесс, затрагивающий различные стороны социально-экономической жизни многих стран мира. В настоящее время в мире насчитывается более 214 млн. мигрантов. К 2050 году число международных мигрантов почти удвоится, превысив 405 млн. (Международная организация по миграции при ООН).
Миграции населения сыграли выдающуюся роль в истории человечества, с ними связаны процессы заселения, хозяйственного освоения земли, развития производительных сил, образования и смешения рас, языков и народов. Велик вклад мигрантов как в развитие стран их пребывания, так и в экономику стран происхождения. В 2010 г. мигранты перевели на родину 340 млрд. долларов, что сравнимо с валовым продуктом таких стран, как Саудовская Аравия, Бельгия, Украина, занимающих по его величине место в третьем десятке среди стран мира.
В последние двадцать лет, за годы экономических реформ, Россия стала вторым в мире по величине центром притяжения зарубежных мигрантов, но и сама дала большое количество выездов граждан страны за её пределы. Эти процессы оказывают значительное влияние на демографическую ситуацию в стране, половозрастную структуру населения, величину и структуру трудовых ресурсов, национальный и религиозный состав.
В связи с новыми экономическими условиями увеличился размах миграций населения и в России. Красноярский край тоже втянут в миграционные процессы. Сколько мигрантов выехало за пределы края, какова их половая, возрастная структура, география, каково их образование, чем они занимаются – это важные с практической и интересные с научной точки зрения вопросы, изучением которых сейчас занимаются многие дисциплины, н-р, демография, экономика, география, социология, статистика, этнография и др. Данные исследования имеют большое значение для отраслевого и регионального планирования, более гармоничного развития экономики, особенно в период кризиса, начавшегося в 2008 г.
Проблемы, порождаемые миграцией, затрагивают Красноярский край, т.к. они оказывают влияние на структуру населения, экономику, будущее региона.
Объект исследования – процесс изучения миграции населения Красноярского края на уроках экономической и социальной географии в школе
Предмет исследования – применение наглядных средств при изучении миграции населения в школе
Цель исследования – выявление возможностей лучшего усвоения социально-экономической информации школьниками с помощью наглядных средств.
Задачи исследования:
• выявить потенциал применения наглядных средств на уроках экономической и социальной географии
• оценить масштабы и динамику миграции населения Красноярского края, демографическую и социальную структуру мигрантов
• выявить географию мигрантов.
Источниками для написания работы явились исследования учёных-демографов А.Г.Вишневского, Ж.А. Зайончковской, Г.И.Глущенко и др. Большое значение имели статистические материалы Государственного комитета по статистике Российской Федерации, Красноярского отделения Госкомстата.
Методы исследования: аналитический, исторический, статистический, картографический, сравнительный и др.
Миграции населения сыграли выдающуюся роль в истории человечества, с ними связаны процессы заселения, хозяйственного освоения земли, развития производительных сил, образования и смешения рас, языков и народов. Велик вклад мигрантов как в развитие стран их пребывания, так и в экономику стран происхождения. В 2010 г. мигранты перевели на родину 340 млрд. долларов, что сравнимо с валовым продуктом таких стран, как Саудовская Аравия, Бельгия, Украина, занимающих по его величине место в третьем десятке среди стран мира.
В последние двадцать лет, за годы экономических реформ, Россия стала вторым в мире по величине центром притяжения зарубежных мигрантов, но и сама дала большое количество выездов граждан страны за её пределы. Эти процессы оказывают значительное влияние на демографическую ситуацию в стране, половозрастную структуру населения, величину и структуру трудовых ресурсов, национальный и религиозный состав.
В связи с новыми экономическими условиями увеличился размах миграций населения и в России. Красноярский край тоже втянут в миграционные процессы. Сколько мигрантов выехало за пределы края, какова их половая, возрастная структура, география, каково их образование, чем они занимаются – это важные с практической и интересные с научной точки зрения вопросы, изучением которых сейчас занимаются многие дисциплины, н-р, демография, экономика, география, социология, статистика, этнография и др. Данные исследования имеют большое значение для отраслевого и регионального планирования, более гармоничного развития экономики, особенно в период кризиса, начавшегося в 2008 г.
Проблемы, порождаемые миграцией, затрагивают Красноярский край, т.к. они оказывают влияние на структуру населения, экономику, будущее региона.
Объект исследования – процесс изучения миграции населения Красноярского края на уроках экономической и социальной географии в школе
Предмет исследования – применение наглядных средств при изучении миграции населения в школе
Цель исследования – выявление возможностей лучшего усвоения социально-экономической информации школьниками с помощью наглядных средств.
Задачи исследования:
• выявить потенциал применения наглядных средств на уроках экономической и социальной географии
• оценить масштабы и динамику миграции населения Красноярского края, демографическую и социальную структуру мигрантов
• выявить географию мигрантов.
Источниками для написания работы явились исследования учёных-демографов А.Г.Вишневского, Ж.А. Зайончковской, Г.И.Глущенко и др. Большое значение имели статистические материалы Государственного комитета по статистике Российской Федерации, Красноярского отделения Госкомстата.
Методы исследования: аналитический, исторический, статистический, картографический, сравнительный и др.
Внешние мигранты составляют примерно пятую часть всех мигрантов Красноярского края. Гораздо больше мигрантов перемещаются внутри Красноярского региона, главным образом из периферийных районов в центральные, в Красноярскую агломерацию. Но передвижение внутренних мигрантов не меняет общую численность населения Красноярского края и его трудовых ресурсов.
А вот внешняя миграция может изменить численность и населения, и трудовых ресурсов. Правда, это палка о двух концах, потому что изменения численности могут быть как со знаком «плюс», так и со знаком «минус».
В межрайонной миграции у Красноярского края сформировалась миграционная убыль населения, в международной – миграционный прирост. Также неоднозначно качество рабочей силы, участвующей в разных видах движения: среди межрайонных мигрантов высока доля лиц с высшим и средним профессиональным образованием, профессиональная квалификация международных мигрантов гораздо ниже.
Главные районы оседания межрайонных мигрантов, убывающих из региона – Центральный, Южный и Северо-Западный экономические районы России, т. е районы с более высоким уровнем жизни, заработной платы, бо`льшим количеством мест приложения труда. Главные районы выхода прибывающих мигрантов – Украина, Таджикистан, Казахстан, Азербайджан, Узбекистан, т. е. бывшие республики СССР. В этих странах уровень жизни заметно ниже российского, что и объясняет стремление этих мигрантов попасть в Россию.
Такое распределение мигрантов позволяет сделать вывод, что главные причины миграции населения в Красноярском крае – экономические.
А вот внешняя миграция может изменить численность и населения, и трудовых ресурсов. Правда, это палка о двух концах, потому что изменения численности могут быть как со знаком «плюс», так и со знаком «минус».
В межрайонной миграции у Красноярского края сформировалась миграционная убыль населения, в международной – миграционный прирост. Также неоднозначно качество рабочей силы, участвующей в разных видах движения: среди межрайонных мигрантов высока доля лиц с высшим и средним профессиональным образованием, профессиональная квалификация международных мигрантов гораздо ниже.
Главные районы оседания межрайонных мигрантов, убывающих из региона – Центральный, Южный и Северо-Западный экономические районы России, т. е районы с более высоким уровнем жизни, заработной платы, бо`льшим количеством мест приложения труда. Главные районы выхода прибывающих мигрантов – Украина, Таджикистан, Казахстан, Азербайджан, Узбекистан, т. е. бывшие республики СССР. В этих странах уровень жизни заметно ниже российского, что и объясняет стремление этих мигрантов попасть в Россию.
Такое распределение мигрантов позволяет сделать вывод, что главные причины миграции населения в Красноярском крае – экономические.
Подобные работы
- Наглядные методы изучения миграций населения Красноярского края
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2017 - Красноярский край и международном сотрудничестве по миграционному вопросу в постсоветский период
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Проблемы освоения нефтегазовых месторождений в Красноярском крае (1991-2016 гг.)
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Охотничьи ресурсы Новоселовского района и их использование
Бакалаврская работа, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Современное состояние гусиных птиц Хакасии
Магистерская диссертация, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - УПРАВЛЕНИЕ БЛАГОУСТРОЙСТВОМ В ГОРОДАХ-МИЛЛИОННИКАХ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - Положение депортированного населения на юге Западной Сибири в контексте национальной, социальной и экономической политике СССР в конце 1930-1960-х гг.
Дипломные работы, ВКР, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ОТРАЖЕНИЕ ЭТНОМИРА СИБИРИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СИБИРСКИХ ХУДОЖНИКОВ
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ВОРОБЬИНЫЕ ПТИЦЫ СЕЛА БАРХАТОВО В ЗИМНИЙ ПЕРИОД КАК ОБЪЕКТ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ БИОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2022





