Реферат 2
Введение 4
1 Особенности альпинизма и горного туризма и нормативно-правовые документы, регулирующие профессиональную деятельность в сфере ту
ризма 6
1.1 Особенности альпинизма и горного туризма 6
1.2 Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской
Федерации» 13
1.3 Профессиональные стандарты 7
1.4 Положение о системе подготовки кадров в спортивномтуризме 20
1.5 Государственные стандарты, регулирующие профессиональную деятельность в туризме 22
1.6 Законопроект о внесении изменений в ФЗ «Об основах туристской деятельности" 24
1.7 Демонстрационный экзамен на основе стандартов Ворлдскиллс 25
1.8 Организация и проведение демонстрационного экзамена 27
2 Методы и организация исследования 32
2.1 Методы исследования 32
2.2 Организация исследования 32
3 Демонстрационный экзамен для инструкторов-проводников по альпинизму
и горному туризму на основе стандартов Ворлдскиллс 33
3.1 Относительная важность трудовых действий, знаний и навыков инструктора-проводника по альпинизму и горному туризму 33
3.2 Описание структуры демонстрационного экзамена и конкурсного задания 40
Заключение 44
Список использованных источников48
Приложения А-Б 54-60
В настоящее время активно развивается такие виды спорта, как альпинизм и спортивный туризм. Горный туризм является одной из составляющих спортивного туризма, в настоящее время свою популярность он приобретает ни как вид спорта, а как вид активного туризма. Сравнивая с другими вариантами активного отдыха, именно этот опасный и недосягаемый для всех, привлекает туристов, особенно в России. Именно инструктор-проводник обеспечивает безопасность на протяжении всего маршрута. С помощью проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс можно провести оценку квалификации инструктора-проводника по альпинизму и горному туризму именно на практике [48].
За основу проведения демонстрационного экзамена были взяты стандарты Ворлдскиллс. Качественный подход и формально определенные правила помогают инструкторам, в повышении своего профессионализма и практического опыта, дают больше возможностей для работы в сфере туризма. Данная причина является основной в выборе нашей темы.
Участником такого Движения Ворлдскиллс наша страна стала еще в 2012 году (60-ые по счету). И сейчас оно на государственном уровне призвано стать главной движущей силой в деле популяризации рабочих профессий, подготовки высококвалифицированных кадров на благо отечественной экономики. В целом Ворлдскиллс охватывает 74 страны [2].
Объект исследования - оценка квалификации инструктора-проводника по альпинизму и горному туризму на основе Ворлдскиллс.
Предмет исследования - конкурсное задание на основе стандартов Ворлдскиллс.
Цель исследования - разработка проекта конкурсного задания демонстрационного экзамена для инструкторов-проводников по альпинизму и горному туризму на основе стандартов Ворлдскиллс.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие за
дачи:
1. Выявить особенности альпинизма и горного туризма.
2. Определить перечень нормативно-правовых документов, регулирующих профессиональную деятельность инструктора-проводника по альпинизму и горному туризму в России.
3. Выделить особенности стандартов Ворлдскиллс.
4. Определить относительную важность трудовых действий, знаний и навыков инструктора-проводника по альпинизму и горному туризму, выявить объективные аспекты оценки навыков инструктора-проводника, выделить модули демонстрационного экзамена.
Для реализации поставленной цели и решения задач использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы и документальных источников по исследуемой проблеме, анкетный опрос, метод математической статистики.
Новизна исследования связана с тем, что впервые предпринята попытка использования стандартов Ворлдскиллс для оценки квалификации инструкторов-проводников по альпинизму и горному туризму посредством проведения демонстрационного экзамена.
1. В ходе работы мы выявили особенности альпинизма и горного туризма. Г орный туризм — передвижение группы людей в горной местности по заранее составленной нитки маршрута.
Одной из особенностей горного туризма является то, что протяжённые препятствия в нем не оцениваются, его цель - преодоление командой с помощью не только силой мышц определенной дистанции, проложенной в горной местности, характеризующейся протяженностью и сложностью. Только горный туризм имеет проходимость на такой большой высоте над уровнем моря (2500-3000 м). Наличие в горном туризме элементов скалолазания приравнивает высшие категории горных походов по сложности к альпинистским восхождениям, грань между походом V-VI категории сложности и альпинистским восхождением весьма расплывчата. Отличие горных походов от альпинизма кроется в цели каждого из названных видов спорта.
Альпинист имеет цель забраться на вершину, а горный турист ставит цель пройти перевалы, которые имеют разные категории сложности.
Данные виды активного отдыха доступны всем здоровым людям любого возраста. Оздоровительное воздействие горного туризма и альпинизма, неоспоримо. Участие в походах в горном туризме и альпинизме отвечает всем требованиям активного отдыха в путешествиях: обеспечивает активную нагрузку на всю скелетную мускулатуру и внутренние органы дыхания.
2. Нами были изучены такие нормативно-правовые документы, регулирующие профессиональную деятельность в сфере туризма, как: Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в РФ»; профессиональные стандарты; положение о системе подготовки кадров в спортивном туризме; государственные стандарты, регулирующие профессиональную деятельность в туризме.
Федеральный Закон содержит лишь наличие понятия «инструктор-проводник». С недавнего времени существует профессиональный стандарт «инструктор-проводник», который не требует получения высшего образования, а после 45
получения среднего специального дает возможность прохождения программы переподготовки и дальнейшей работы по профессии.
Также нами был рассмотрен законопроект о внесении изменений в ФЗ «Об основах туристской деятельности». В данном законопроекте была предложена система аттестации инструкторов-проводников, порядок аккредитации учреждений, которые выдавали бы специальные аттестаты и были предусмотрены штрафы для тех, кто осуществлял бы деятельность без наличия данного разрешения на работу в данной сфере.
3. Мы изучили основы стандартов движения Ворлдскиллс. Формат демонстрационного экзамена Ворлдскиллс предусматривает оценивание именно практических действий (навыков), которые основаны на знании теории, таким образом, оценка теоретических знаний не требуется. Демонстрационный экзамен состоит из модулей, количество которых может быть от 3 до 9. Каждый модуль имеет свой вес в баллах. Общее время на выполнение 100% Конкурсного задания должно быть не более 22 часов. Оценивает экзамен экспертная группа, которая определяется заранее. Участники, прошедшие аттестационные испытания в формате демонстрационного экзамена имеют возможность получить документ, подтверждающий уровень профессиональных компетенций в соответствии со стандартами Ворлдскиллс Россия - Паспорт компетенций. Все выпускники, прошедшие демонстрационный экзамен и получившие Паспорт компетенций вносятся в базу данных eSim , доступ к которой предоставляется всем ведущим предприятиям-работодателям, признавшим формат демонстрационного экзамена, для осуществления поиска и подбора персонала. Теоретически, возможно проведение экзамена на основе стандартов Ворлдскиллс по компетенции «Инструктор-проводник по альпинизму и горному туризму».
4. Мы провели опрос экспертов с целью определения относительной важности трудовых действий, знаний и навыков инструктора-проводника по альпинизму и горному туризму для распределения баллов по каждому модулю. По результатам опроса экспертов было выявлено, что большей степенью относитель-
ной важности (при оценке квалификации инструктора-проводника по альпинизму и горному туризму) обладает трудовая функция «Сопровождение и обеспечение безопасности» - 44%; «Проведение работ во время аварийных ситуаций» - 29%, «Разработка и планирование маршрута» -27%. С точки зрения требования проверки, в разделе «Разработка и планирование маршрута при занятиях альпинизмом и горным туризмом» самый значимый для оценки навык инструктора- проводника в альпинизме и горном туризме - разрабатывать планы прохождения альпинистских маршрутов при занятиях альпинизмом и горным туризмом. А как наименее значимый - анализировать и оценивать социально-культурные особенности района при занятиях альпинизмом и горным туризмом.
...
RUSSIA. TRAVEL [ Электронный ресурс]. - Режим доступа/: http//www/russiatourism.ru/news/10316/.
2. WorldSkills Russia [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //worldskills. ru/o-nas/dokumentyi/obshhie. html/.
3. Байковский, Ю.Н. Анализ динамики развития альпинизма как вида спорта // теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. - М.: Некоммерческое партнерство содействия развитию физической культуры, спорта и туризма "Спортунивергрупп" (Москва), 2011. - С. 34-36.
4. Балабанов, И.Т. Экономика туризма: Учеб. пособие / И.Т. Балабанов,
А.И. Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 174 с.37.
5. Брумштейн, Ю.Н. Анализ структуры и особенностей объектов авторского права в сфере альпинизма и горного туризма // интеллектуальная собственность. авторское право и смежные права. - 2010. - №12. - С. 4-10.
6. Осташев, Е.В. Горный туризм в Приэльбрусье: эффекты срочной адаптации сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма человека // теория и практика физической культуры. - 2019. - №4. - С. 17.
7. Еремеев, В.Б. Несчастные случаи в промышленном альпинизме и верхолазных работах: систематизация и анализ причин // механизация строительства. - 2015. - №10 (856). - С. 46-50.
8. Заборовец, Н.П. Термины горного туризма и альпинизма: сематический аспект // Вестник МИЛ. - 2016. - №1. - С. 50-53.
9. Иваницкая, М.В. Демонстрационный экзамен. Плюсы минусы // «Электронный научно методический журнал Омского ГАУ». - 2013. - №2 (10). - С. 3
10. Козина Ж.Л., Прусик К. Я. Факторная структура комплексной подготовленности элитных спортсменов - представителей горных видов спорта // Pedagogy of Physical Culture and Sports. - 2013. - №11. - C. 45-49.
11. Козина, Ж.Л., Репко Е.А, Прусик К.Я., Чеслицка М.З. Психофизиологические возможности альпинистов и скалолазов, специализирующихся в скоростном лазании и лазании на сложность // «Науки о здоровье». - 2013. - №10. - С. 8-11.
12. Козина, Ж.Л., Репко Е.А., Прусик К.Я. Психофизиологические возможности альпинистов и скалолазов, специализирующихся в скоростном лазании и лазании на сложность // Педагогика, психология и медико - биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2013. - №10. - С. 41-46.
13. Козина, Ж.Л. Результаты определения уровня специальной физической подготовленности и функционального состояния спортсменов / Ж. Л. Козина, Л.
В. Гринь // Физическое воспитание студентов. - 2013. - № 3. - С. 53-60.
14. Кошиева, З.Р. Специфика организации и продвижения горных туров в россии // international scientific review. - 2016. - №8 (18). - С. 61-62.
15. Кравчук, Т.А. Разработка морфофункциональной модели скалолазов / Т.А. Кравчук // Теория и практика прикладных и экстремальный видов спорта. - 2014. - № 2 (14). - С. 21-23.
... всего 50 источников