Реферат 2
Введение 5
1 Теоретические аспекты формирования коммуникативных универсальных
учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения 8
1. 1 Понятие «коммуникативные универсальные учебные действия» в психолого-педагогическом контексте 8
1. 2 Специфика формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения 12
1. 3 Педагогические условия организации групповой работы младших
школьников на уроках литературного чтения 18
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных
универсальных учебных действий у младших школьников через использование групповой работы на уроках литературного чтения 23
2. 1 Изучение уровня сформированное™ коммуникативных универсальных
учебных действий у младших школьников 23
2.2 Организация групповой работы на уроках литературного
чтения 28
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по
формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения через использование групповой работы 32
Заключение 39
Список использованных источников 42
Приложение А Технологическая карта урока литературного чтения Н. Н. Носов «Телефон» 48
Приложение Б Технологическая карта урока литературного чтения М. М. Зощенко «Золотые слова» 60
Приложение В Технологическая карта урока литературного чтения А. П.
Платонов «Цветок на земле» 72
В настоящее время, при реализации основной образовательной программы, необходимо учитывать совокупность обязательных требований, которые трактуют нормативно-правовые акты и документы. Так, согласно ФГОС НОО, результатом деятельности учителя начальных классов является - формирование системы УУД у обучающихся. Следовательно, важнейший показатель компетентности учителя начальных классов - сформированность у обучающихся ряда предметных и метапредметных (познавательных, регулятивных и коммуникативных) умений.
Успешное освоение образовательной программы не является гарантом удачной социализации младшего школьника. Школьнику необходимо овладеть умениями и навыками общения, взаимодействия и сотрудничества с окружающими его людьми. Только в этом случае, он сможет с легкостью стать полноценным членом любого коллектива.
Младший школьный возраст наиболее благоприятен и сенситивен для формирования коммуникативных умений, так как именно на этом возрастном этапе у большинства детей появляются увлечения и складывается круг общения, связанный с определенными интересами. Поэтому, перед педагогом начальных классов встает задача - формирование навыков общения, расширение речевого опыта, а также создание ситуаций активного взаимодействия учащихся друг с другом.
Руководитель группы разработчиков системы универсальных учебных действий - А. Г. Асмолов отмечает, что стадия развития действительной коммуникативной грамотности учащихся, безусловно, различна, но в целом - далека от желаемого. Следовательно, можно считать данную сторону развития приоритетным направлением в образовании [22].
Стоит отметить, что формирование коммуникативных умений - это весьма актуальная проблема, ведь уровень сформированное™ данных умений, является показателем социализации и развития личности учащегося в целом.
Коммуникативные УУД предполагают: «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами», а также умение обучающихся «осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах». Поэтому, мы считаем, что рационально рассмотреть процесс формирования коммуникативных УУД в контексте уроков литературного чтения.
Стоит отметить, что необходим основательный подход к решению проблемы по формированию коммуникативных УУД у младших школьников, который для действительной эффективности будет подкреплен соответствующими методами и приемами. На уроках литературного чтения происходит активное формирование всех видов речевой деятельности: чтение, слушанье, говорение и письмо. Все эти процессы возложены лишь в социуме, поэтому целесообразно способствовать этому через взаимодействие ребенка с классом, то есть через использование групповой работы.
Теоретические основы развития коммуникативных умений младших школьников рассматривались в трудах А. Г. Асмолова, Ю. И. Архипова, М. М. Лукьянцева, Ю. В. Касаткиной и других.
Объект исследования: формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения.
Предмет исследования: использование групповой работы на уроках литературного чтения для формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально подтвердить результативность формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения через использование групповой работы.
...
В результате выполнения работы нами была изучена психологопедагогическая литература по теме исследования и проанализировано понятие «коммуникативные универсальные учебные действия». В своей работе, мы опирались на понятие, предложенное А. Г. Асмоловым, который определяет коммуникативные УУД как осознанную деятельность учащихся интегрироваться в группу сверстников, с целью выстраивания линии собственного поведения и управление им в соответствии с задачами общения.
Нами была определена специфика организации групповой работы младших школьников на уроках литературного чтения. Мы выяснили, что для эффективного формирования коммуникативных УУД у обучающихся на уроках литературного чтения, необходимо учитывать следующие:
1. Речевая направленность уроков литературного чтения, которая проявляется в целевом ориентире уроков литературного чтения и подразумевает выполнение детьми заданий, носящих преимущественно устный характер.
2. Характер взаимоотношений выстроенный на принципах
сотрудничества, который обусловлен возрастной характеристикой младшего школьного возраста. Учитель начальных классов.являясь авторитетным взрослым для обучающихся, оказывает значительное влияние на
выстраиваемые взаимоотношения между детьми. Поэтому, на уроках литературного чтения, педагогу важно и необходимо организовать учебный процесс построенный на основных принципах сотрудничества.
3. Наличие рефлексивной составляющей на уроках литературного чтения является важной составляющей процесса формирования коммуникативных УУД, так как через анализ собственной деятельности, происходит процесс осознания и признания приобретаемого коммуникативного умения.
4. Использование групповой работы на уроках литературного чтения способствует вовлечению всех обучающихся в активную речевую деятельность. Работая в команде, дети научаются распределять обязанности, разрешать конфликты, отстаивать свою точку зрения и вести диалог со сверстниками.
В рамках работы мы также теоретически обосновали педагогические условия организации групповой работы младших школьников на уроках литературного чтения, такие как:
• системность групповой работы;
• разнообразие методических приемов групповой работы;
-организация учебной среды, направленной на формирование коммуникативных УУД.
Мы провели опытно-экспериментальную работу по формированию коммуникативных УУД у младших школьников на уроках литературного чтения через использование групповой работы.
На констатирующем этапе опытно-экспериментальной после проведения первичной диагностики работы мы получили следующие результаты: средний уровень сформированное™ коммуникативных УУД выявлен у 10 обучающихся (59%), высокий уровень наблюдается у 6 обучающихся (35%) и низкий уровень - у 1 обучающегося (6%). Полученные результаты позволили нам сделать вывод о том, что необходимо организовать и провести формирующую работу, направленную на формирование коммуникативных УУД.
На этапе формирующего эксперимента нами был разработан и проведен комплекс уроков по литературному чтению с использованием групповой работы. В ходе формирующей работы мы параллельно, последовательно в интеграции друг с другом создавали следующие педагогические условия:
• разработка и реализация системы заданий, направленных на организацию групповой работы;
• использование системы методических приемов, направленных на формирование коммуникативных УУД.
На контрольном этапе опытно-экспериментальной работы нами была проведена повторная диагностика, в результате который были получены следующие результаты: высокий уровень продемонстрировали 47% обучающихся (8 человек), средний уровень наблюдается у 53% обучающихся (9 человек), а низкий уровень не был выявлен ни у кого из обучающихся. Сравнивая результаты первичной и вторичной диагностики, мы отметили, позитивные изменения, возникшие в результате проведения формирующего эксперимента.
Таким образом, задачи выпускной квалификационной работы решены, цель достигнута.
1. Абдуллина, Л. Б. Развитие коммуникативных умений и навыков младших школьников / Л. Б. Абдуллина, К. X. Гизатуллина // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 4. - С. 9 - 11.
2. Алибоева, И. Н. Ролевые игры как средство развития коммуникативных умений младших школьников / И. Н. Алибоева, Д. А. Джалилова // Academic research in educational sciences. - 2021. - № 10. - C. 890 - 893.
3. Архипова, Ю. И. Управление образовательной коммуникацией младшего школьника на уроке / Ю. И. Архипова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 61 - 2 - С. 37 - 41.
4. Асмолов, А. Г. Психология личности : культурно-историческое понимание развития человека : учебник для студентов высших учебных заведений / А. Г. Асмолов. - Москва : Academia : Смысл, 2007. - 526 с.
5. Бережная, А. А. Групповая работа на уроках литературного чтения как средство развития коммуникативных и учебных умений младших школьников / А. А. Бережная, С. В. Белогузова // Шаг в науку. - 2019. - С. 255 - 260.
6. Борытко, Н. М. Теория обучения : учебник для студентов педагогических вузов / Н. М. Борытко. - Волгоград, 2006. - 72 с.
7. Буева, Л. П. Человек : деятельность и общение / Л. П. Буева - Москва : Мысль, 1978. - С. 43.
8. Будивский, О. Д. Освоение социально-коммуникативных навыков младшими школьниками в условиях общеобразовательной организации / О. Д. Будивский // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70 - 4. - С. 50 - 52.
9. Витковская, И. М. Технология обучения в сотрудничестве как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников / И. М. Витковская // Известия волгоградского государственного педагогического университета. - 2019. - № 3 (136). - С. 32 - 36.
10. Вуке, Я. Н. Развитие коммуникативных компетенций в начальной школе / Я. Н. Вуке // Здоровье - основа человеческого потенциала : проблемы и пути их решения. - 2020. - № 2. - С. 126 - 131.
11. Габеркорн, И. И. Организация групповой учебной деятельности младших школьников / И. И. Габеркорн // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63 - 1. - С. 73 - 76.
12. Газизова, Т. В. Способы организации учебного сотрудничества на уроках в начальной школе / Т. В. Газизова, М. В. Соломина, Е. Н. Карпечина, С. А. Коваль // Перспективы науки. - 2019. - № 11. - С. 23 - 25.
13. Гусева, Д. И. «Коммуникация» и «Общение» : соотношение понятий / Д. И. Гусева // Вестник науки и образования. - 2019. - № 20. - С. 84 - 87.
14. Дроздова, О. А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников как ведущий результат обучения / О. А. Дроздова, Т. А. Смирнова // Филологические науки. Вопросы практики. - 2016. - № 5 - 1. - С. 182 - 184.
15. Дьяченко, В. К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе работы / В. К. Дьяченко. - Москва : Просвещение, 1991. - 192 с.
... всего 50 источников