Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования здорового образа жизни у детей и подростков 6
1.1.Здоровье детей и подростков как социально-педагогическая проблема 6
1.2.Основные составляющие здорового образа жизни 13
1.3.Факторы, влияющие на отношение к здоровому образу жизни 19
Заключение по первой главе 25
Глава 2. Методические основы организации психолого-педагогического сопровождения в поддержке здорового образа жизни детей и подростков 26
2.1.Отношение детей и подростков к здоровью как главной социально-биологической ценности 26
2.2.Формы, методы и технологии, используемые в образовательной практике для формирования у детей и подростков здорового образа жизни 31
Заключение по второй главе 40
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по формированию здорового образа жизни детей и подростков 41
3.1. Констатирующий эксперимент 41
3.1.1. Оценка отношения детей и подростков к здоровому образу жизни 41
3.1.2. Разработка и обоснование методических рекомендаций по формированию здорового образа жизни у обучающихся детей 11-12 лет 52
Выводы по третьей главе 54
Общие выводы 55
Общее заключение 57
Библиографический список 59
Приложение № 1 64
Здоровье человека является главной ценностью жизни и определяется процессом сохранения и развития психических и физических качеств, оптимальной как умственной, так и физической работоспособностью, социальной активностью.
На состояние здоровья и длительность жизни оказывает влияние значительное количество как биологических, так и социальных факторов. По данным академика Ю.П. Лисицина определяющее влияние на здоровье человека оказывает здоровый образ жизни, составляющий около 50-55% удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье населения.
Подростковый период, несмотря на относительную кратковременность, один из наиболее сложных периодов в жизни человека. Именно в этот период формируется индивидуальный образ жизни. Это связано с развитием у подростков новообразований, которые обусловливают возможность подростков самим определять свой образ жизни. Следовательно, именно на этом этапе взросления важно побудить подростков к формированию полезных привычек, научить их управлять своим поведением и таким образом актуализировать их в сбережении и укреплении здоровья.
Вследствие истощения душевных и физических сил у подростков повышается уровень конфликтности, агрессивности и жестокости во взаимоотношениях, что проявляется и в семье, и в школе. Крайние проявления кризисного состояния проявляются в росте количества самоубийств.
На необходимость формирования здорового образа жизни указывают следующие факты: физиологически зрелыми рождаются не болеё 14% детей; 25-35 % детей первого класса имеют физические недостатки или хронические заболевания; только около 10 % выпускников школ являются здоровыми. По данным Министерства образования и науки Российской Федерации до 70 % учащихся к выпускному классу имеют нарушенную структуру зрения, 30 % - хронические заболевания, 60 % - нарушенную осанку. Все это указывает на необходимость проведения целенаправленной работы по формированию потребности здорового образа жизни у детей и подростков.
Изучение здоровья школьников г. Железногорска, проведенное в 2016 году выявило широкий спектр заболеваний: преобладающими являются заболевания костномышечной системы, заболевания нервной системы, классу болезней органов пищеварения, заболевания эндокринной системы [29]
Этому и посвящена наша выпускная квалификационная работа, в которой мы на основе изучения состояния проблемы сделали попытку определить эффективные подходы в формировании здорового образа жизни детей и подростков.
Объект исследования: процесс использования здоровьесберегающих технологий в воспитании у детей 11-12 лет как ценностного отношения к здоровью.
Предмет исследования: формирование у детей 11-12 лет положительного отношения к здоровому образу жизни.
Цель исследования: выявить эффективные подходы в формировании у детей 11-12 лет положительной мотивации к здоровому образу жизни.
Задачи исследования:
1.Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
2.Основные методы и средства, используемые для формирования здорового образа жизни у детей и подростков, на современном этапе социально-экономического развития.
3.Разработка и апробирование методических рекомендаций по формированию здорового образа жизни детей 11-12 лет.
Гипотеза: процесс формирования здорового образа жизни среди детей будет давать положительные результаты, если в практической деятельности будут:
-учитываться возрастные психофизиологические особенности детей и подростков;
-использоваться активные методы формирования здорового образа жизни;
- осуществляться совместные усилия педагогов, социологов, психологов, врачей и других специалистов в профилактике вредных привычек.
Практическая значимость исследования: разработанные нами практические рекомендации могут использоваться в образовательных учреждениях для формирования здорового образа жизни детей и подростков.
Методологическая основа исследования:
Методологическую основу нашего исследования составили труды выдающихся философов, педагогов, психологов, врачей физиологов, как прошлых лет, так и настоящего времени. К ним относятся:
- исследование материалистической философии о личности;
- учение психолого-педагогических и медицинских наук о здоровье и здоровом образе жизни....
Анализ литературных истоников по проблеме исследования свидетельствует о том, что формирование к здоровью и здоровому образу жизни весьма сложный и обусловлен группами факторов: внешними (окружающая и профессиональная среда), внутренними (индивидуально - психологические и особенности человека, а состояние его здоровья).
Основой содержания образовательной области ОБЖ является подготовка обучающихся к безопасному поведению, включая формирование здорового образа жизни и сохранение здоровья. При этом основополагающее значение имеет использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий.
2. Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что у обучающихся 11-12 лет преобладает ресурсно-прагматический тип ценностного отношения к здоровью. На когнитивном уровне дети о здоровья на уровне, на эмоциональном - проявляется оптимальная тревожность по отношению к здоровью, на поведенческом - дети не свои и поступки требованиям образа жизни, на ценностно-мотивационном - значимость в ценностей не достигает уровня.
Большинство обучающихся (58,33%) ведут недостаточно здоровый образ жизни.
3. Разработанные рекомендации включают в себя комплекс мероприятий, направленные на повышение эффективности формирования ценностного отношения обучающихся в возрасте 11-12 лет к здоровому образу жизни на уроках ОБЖ и во внеклассной деятельности. При разработке рекомендаций мы учитывали три смысловые сферы – эмоциональную, конгнитивную и мотивационно-поведенческую.
При определении содержания методических рекомендаций учитывались возрастные особенности обучающихся, где основное внимание уделялось развитию мышления и интиллектуальных способностей. На наш взгляд, такой подход является наиболее эффективным, потому что отношение человека к здоровью и здоровому образу жизни, как главным жизненным ценностям, определяется уровнем его развития.
1. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье / Н.М. Амосов. М., 1987.
2. Андронов О. П. Физическая культура, как средство влияния на формирование личности. М.: Мир, 1992.
3. Афсахов, И.А. Отношение человека к здоровью / И.А. Афсахов // Социология. – 1992. – №6.
4. Бальсевич В.К. Физическая культура в школе: пути модернизации преподавания //Педагогика. 2004,- 1. 26-32.
5. Белов В.И., Михайлович Ф.Ф. Валеология: здоровье, молодость, красота, долголетие. - М.: Недра Коммюникейшенс Лтд, 1999. - С.30 - 33
6. Дидук И.А. Воспитание ответственного отношения подростков к здоровью, как общественной ценности (на примере курса ОБЖ)/ И.А. Дидук: Автореф. . канд. пед. наук. Смоленск, 2007. — 18 с.
7. Диннер М.В., Дунаевская Э.Б. Особенности отношения к здоровью у подростков.// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2012. № 24-1. С. 58-63.
8. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Валеология. Культура здоровья. Книга для учителей и студентов педагогических специальностей. – Самара, 2013. – 216 с.
9. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г.Педагогика здоровья // Инновации в образовании. №4. 2014.
10. Закирова О. Уроки здоровья. // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2001. - № 9. - С. 49-54
11. Здоровье: Учебно-методическое пособие для учителей 1 – 11 классов / Под ред. В.Н. Касаткина, Л.А. Щеплягиной. - Ярославль: Аверс Пресс, 2003. -446с
12. Здоровьесберегающие технологии в системе общего образования. /Под ред. Г.М. Соловьева. – СПб: Сервисшкола, 2010. – 496с.
13. Зеленкова В. Быть здоровым - это здорово! Комплекс мероприятий для пропаганды здорового образа жизни, проводимых в рамках недели ОБЖ / В. Зеленкова // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2000. - № 12. - С. 51-57.
14. Зинченко Т.О. Особенности отношения к здоровью у подростков в зависимости от пола.// Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2014. № 1 (262). С. 140-142.
15. Иванюшкин А.Я. “Здоровье” и “болезнь” в системе ценностных ориентаций человека // Вестник АМН СССР, 1982....51