Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В Г. КРАСНОЯРСКЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX − НАЧАЛЕ XX ВВ.

Работа №151974

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы116
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.КРАСНОЯРСКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX − НАЧАЛА XX ВВ. 8
1.1. Сеть педагогических учебных заведений, классов, курсов г. Красноярска конца XIX − начала XX ВВ. 8
1.2. Преподавательский состав 26
1.3. Учащиеся, их состав и успеваемость 35
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 40
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ 45
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ, КЛАССАХ Г. КРАСНОЯРСКА. 45
2.1. Содержание образования 45
2.2. Организация учебного процесса 67
2.3. Организация воспитательного процесса 87
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 97
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 105


Актуальность исследования истории педагогического образования
в г. Красноярске периода конца XIX − начала XX вв. является очевидной. Исследование актуально как с точки зрения истории культуры государства, так и с точки зрения развития современной педагогической науки.
В последнее десятилетие двадцатого века стало все больше и больше появляться научных исследований, чему способствует рост общественного интереса к истории педагогике. Обращение к историческим корням современной системы образования закономерно и связано, в первую очередь, с реформированием системы отечественного образования. В конце прошлого столетия имели место попытки возрождения элитных типов школ, например, лицеев, гимназий. В связи с этим необходимостью стал экскурс к истории появления и особенностям функционирования этих учебных заведений. Появление возможности создания альтернативных типов школ привело к исследованию истории коммерческих училищ, специализированных женских частных школ и т.д.
Для понимания особенностей функционирования современной системы образования важными являются все этапы ее становления и развития. Наиболее актуальными в настоящее время являются исследования по истории образования России начала двадцатого века, в период интенсивного экономического роста и политических изменений, в период становления гражданского общества. Политические, экономические и социальные изменения, происходящие в России в течение последнего десятилетия, дают основания для проведения исторических аналогий. Изучение, в частности, истории образования г. Красноярска конца XIX − начала XX вв. предоставляет возможность показать новые, неисследованные стороны процесса становления и развития системы образования России в целом. Подобное исследование позволит наглядно проиллюстрировать процесс преломления государственных реформ на местах, выявить основные тенденции развития системы образования, показать тесную взаимосвязь экономических, политических, социальных процессов и изменений, происходящих в системе образования.
Научная привлекательность данной темы заключается в том, что, сегодня происходит осознание приоритетности региональных факторов для реформирования системы образования на местах. Поэтому история образования отдельных регионов, в частности г. Красноярска, является необходимостью.
Вопросам истории образования России в целом посвящено значительное число научных работ. Существующую научно-педагогическую литературу по истории образования государства (и отдельных регионов) можно условно разделить на три основных блока: дооктябрьский, советский и современный.
Последние и наиболее интересные публикации по истории образования г. Красноярска исследуемого периода являются исследования Е.В. Ким, А.И. Шилова В данных работах использован богатый фактографический материал, систематизированный с точки зрения принадлежности к определенному временному периоду. К бесспорным плюсам исследований относится использование ряда ранее неизученных документов архивных фондов Сибири.
Обзор и анализ историко-педагогической литературы по теме исследования свидетельствует о том, что количество работ разного уровня по вопросам развития педагогического образования в г. Красноярске в конце XIX − начале XX вв. незначительно. Специальных и особенно фундаментальных работ, посвященных именно исследованиям по истории педагогического образования в г. Красноярске в конце означенного периода, почти нет, несмотря на несомненный научный интерес этой проблемы.
Таким образом, существует противоречие между потребностью современного образования в исследовании исторического опыта развития педагогического образования в г. Красноярске и крайне незначительно разработанностью этого направления....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Процесс развития педагогического образования в г. Красноярске проходил в условиях капиталистических производственных отношений. Педагогического образование г. Красноярска в конце XIX − начала XX вв. в виду экономических, социальных и культурных потребностей общества развивалось непрерывно, динамично, но неравномерно. Система педагогического образования г. Красноярска соответствовала общероссийской и отличалась многотипностью учебных заведений.
В конце XIX − начала XX вв. в г. Красноярске сформировалась и небезуспешно функционировала система педагогического образования, в которую входили учебные заведения, классы, курсы, относящиеся к светскому (МНП) ведомству. К первому относились, кроме учительских семинарий, учительские институты, восьмые педагогические классы женских гимназий, педагогические курсы и классы при женских прогимназиях и начальных училищах повышенного типа.
Система педагогического образования в конце XIX – начале XX вв. развивалась непрерывно и динамично, но при этом неравномерно. На основании изученного материала можно выделить два этапа ее развития: 1873–1907 гг.; 1907–1920 гг., характеризующийся созданием системы среднего и начального профессионального образования, качественными изменениями в учебном и воспитательном процессах, направленностью на развитие личности учащегося.
В развитии педагогического образования проявились следующие тенденции: полный учет возрастных особенностей учащихся; построение учебных курсов по концентрическому принципу; расширение межпредметных и внутрипредметных связей; целенаправленное обучение учащихся самостоятельно мыслить, более осознанно усваивать материал через требование учебных программ; усиление научности школьных курсов и одновременно их практической направленности, отказ от односторонних формальных целей образования и выработка таких навыков и умений, которые позволили бы учащимся применять полученные знания в практической жизни.
Развитие содержания среднего образования раскрывает во временном плане тенденцию более полного учета и реализации прогрессивных идей как при построении учебных курсов разных типов общеобразовательной и профессиональной школы, так и отдельных учебных предметов. Все большую значимость и достойное положение в учебных планах гимназий и реальных училищ стали занимать предметы, содержание которых имело патриотическую направленность. В целом развитие содержания среднего образования было ориентировано на создание благоприятных условий для духовного развития учащихся и подготовки их теоретической и практической деятельности в различных сферах общественной жизни.
Среди ведущих факторов развития системы педагогического образования можно выделить: социально-экономический, политический, культурно-просветительский, общий научный прогресс и логику развития педагогической науки, общественно-педагогическое движение.
Учителя, окончившие педагогические курсы при уездных училищах и соответствующие курсы и классы при женских прогимназиях, тем более получившие право на преподавание в начальной школе по экзамену, имели слабую общеобразовательную и недостаточную педагогическую подготовку, далеко не в полной мере отвечали требованиям, предъявляемым к уровню квалификации учителя сельской начальной школы. Поэтому эти формы подготовки учителей начальной школы к моменту начала революции 1905–1907 гг. прекратили свое существование. Однако педагогические курсы и классы при женских прогимназиях и уездных училищах в свое время сыграли известную положительную роль в обеспечении начальных школ правоспособными учителями и предотвращении развала системы начального образования....


. Абаимов В. Странички из истории училищ // Сибирская школа. 1916. № 4. С. 70−73.
2. Бакай Н.Н. К двадцатипятилетию Красноярской женской гимназии (1896−1894гг.). Красноярск, 1895. 78 с.
3. Беляк Д.Н., Романова Н.С. Воспитательный процесс в женских учебных заведениях г. Красноярска в конце XIX − начале XX вв. // Актуальные проблемы образования: история и современность. 2016. № 6. С. 210−218.
4. Беляк Д.Н., Романова Н.С., Шилов А.И. Сеть профессиональных школ г. Красноярска в конце XIX − начале XX вв. // Актуальные проблемы образования: история и современность. 2016. № 6. С.218−234.
5. Ведомость о числе учебных заведений и учащихся в Енисейской губернии за 1891. Красноярск, 1892. 40 с.
6. Вестник Всероссийского союза учителей и деятелей по народному образованию. СПб., 1905. № 1−3.
7. Восточно-Сибирский календарь на 1885 год. Иркутск, 1884. 48 с.
8. Ганелин Ш.И. История педагогики. М., 1940. 408 с.
9. Джуринский А.И. История педагогики. М., 1999. 432 с.
10. Долидович О.И. Женское образование в Сибири в XIX – начале XX в. // Мартьяновские краеведческие чтение (2005–2006 гг.) / отв.завып. Н.А. Голованенко; науч.ред. Л.Н. Ермолаева. Минусинск, 2007. ВВП. 4. С. 30–35.
12. Елиницкий К. Методика начального обучения отечественному языку для учительских семинарий и институтов, педагогических классов при женских гимназиях и начальных учителей. 33-е изд. 1916. 186 с.
13. Ельницкий К.В. Очерки по истории педагогики. СПб., 1891. 143 с.
14. Ельницкий К.В. Факторы воспитания // Вестник воспитания. 1893. № 6. С. 37−54.
15. Жолудев Д.Г. Краткая история школ Красноярского края (до Великой Октябрьской социалистической революции). Енисейск, 1961. 155 с....120


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ