Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие учреждений музыкального образования в СССР во второй половине XX века. (На примере Ставрополя-Тольятти)

Работа №110959

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы46
Год сдачи2020
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
66
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Становление и развитие учреждений музыкального образования в СССР во второй половине XX века 7
1.1 Реформирование системы музыкального образования 7
1.2 Профессиональное музыкальное образование 9
Глава 2 Деятельность учреждений музыкального образования города Ставрополь-Тольятти во второй половине XX века 21
2.1 Развитие учреждений общего музыкального образования в городе
Ставрополь-Тольятти в 1950-1990-х гг 21
2.2 Становление и развитие Тольяттинского музыкального училища 29
2.3 Обучение особо одаренных детей. Подготовка педагогических кадров для
общего музыкального образования города Ставрополь-Тольятти 35
Заключение 38
Список используемых литературы и источников 40
Приложение

Актуальность темы исследования обусловлена тем фактом, что в России становление и развитие музыкальной культуры детей проходило в условиях постоянно меняющейся политической, социальной, экономической и культурной обстановки. Вопрос изучения системы российского музыкального и художественного образования детей остается особенно актуальным на сегодняшний день.
В 1953 г. Министерство просвещения РСФСР утверждает единые «Положения о внешкольных учреждениях РСФСР» в системе воспитания подрастающего поколения, меняются содержание, формы и методы обучения. Таким образом, постепенно совершенствуется структура музыкального образования: 4-летние музыкальные школы преобразуются в 7-летние. Внешкольное образование полностью отвечает идеологии партии, становится ориентированным на искусство соцреализма.
В 1970-1980-е гг. создается широкая сеть специализированных внешкольных детских учреждений с учетом интересов детей. В эти годы много внимания уделялось развитию массового музыкального и художественного образования детей. Создавались разные кружки (обучали игре на различных музыкальных инструментах, хоровые коллективы, кружки рисования и лепки) при дворцах и домах Пионеров, где занятия в кружках были бесплатными.
Профессор Б. М. Неменский вспоминал: «Основой содержания образования во внешкольной системе всегда были профессиональные, языковые особенности самого искусства, а целью - выявление одарённых детей, талантов и их подготовка к профессиональному развитию» [23].
Все это вносило свой вклад в становление музыкальной и художественной культуры у детей и юношества, развивало творческое начало и художественный вкус, влияло на формирование гуманистических
идеалов.
Согласно статистике, проводимой в СССР, мы наблюдаем положительную динамику в развитии музыкального и художественного образования. Так, в 1970 г. в Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) было построено 4510 ДШИ (детские школы искусств). По прошествии десятилетия количество этих школ увеличилось (1980 г. - 7691), а спустя еще восьми лет (1988 г. ) возросло до 9210 школ. В данной работе мы ассмотрим пути становления системы музыкального и художественного образования детей в советский период на примере города Ставрополя-Тольятти.
Объектом исследования являются этапы становления системы музыкального и художественного образования детей в советский период на примере города Ставрополя-Тольятти.
Предмет исследования - развитие учреждений музыкального образования в СССР во второй половине XX века на примере города Ставрополя-Тольятти.
Целью исследования является анализ истории развития учреждений музыкального образования в СССР во второй половине XX века на примере города Ставрополя-Тольятти.
Для достижения указанной цели были решены следующие задачи:
- выявить этапы реформирования системы музыкального образования ;
- рассмотреть особенности профессионального музыкального образования;
- охарактеризовать особенности становления деятельности
учреждений музыкального образования города Ставрополь-Тольятти;
- рассмотреть становление и развитие Тольяттинского музыкального училища;
- выявить особенности обучения особо одаренных детей и подготовки педагогических кадров для общего музыкального образования города Ставрополь-Тольятти.
Хронологические рамки исследования 1953 - 1991 гг. Нижняя дата хронологической рамки обусловлена тем, что Министерство просвещения РСФСР утвердило единые «Положения о внешкольных учреждениях РСФСР» в системе воспитания подрастающего поколения. Верхняя дата обусловлена распадом СССР и началом нового периода в развитии системы музыкального образования.
Территориальные рамки исследования город Ставрополь - Тольятти.
Методологическая основа исследования. В работе активно использовались методы научных исследований, чтобы решить задачи максимально грамотно и эффективно. В частности, речь идет о диалектическом методе как основном методе объективного и, что немаловажно, всестороннем познании реальности, аналогии, обобщения, а также многих частных научных методов: исторического, системно- структурного, сравнительно-правового, формально-правового, статистики и других. Использование этих методов позволило нам глубже изучить весь комплекс проблем, связанных с взаимосвязью и целостностью.
Особенности структуры работы. Выбор структуры бакалаврской работы определяется логикой изложения материала в соответствии с основной целью исследования и соответственно поставленными выше задачами. Работа состоит из следующих частей: введение, две главы, включающие пять параграфов, заключение, список использованных источников и литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


К середине 70-х гг. ХХ столетия в СССР была сформирована и по сей день сохраняется следующая система музыкального образования:
Начальное звено - детские музыкальные школы. Обучение длится 7 лет, и ученик получает общие музыкальные знания.
Среднее звено - музыкальные техникумы и училища. Обучение продолжается в течение 4-х лет. Ученики получают среднее профессиональное образование, и могут идти работать в хор, оркестр или идти преподавать в детские музыкальные школы.
С существующей системой школа - колледж - университет, происходил непрерывный процесс профессионального музыкального образования, детские музыкальные школы работали в каждом центре страны во второй половине ХХ века. Утверждение программы для музыкальных школ как для начальной ступени профессионального музыкального образования, было утверждено в 1980 году «Положением о детской музыкальной школе и художественной школе Министерства культуры СССР».
Получение музыкального образования приобретало популярность в то время, и наборы в музыкальные школы стали проводить на основе проверки музыкальных способностей. В советское время росло количество учреждений музыкального образования, и само профессиональное музыкальное образование быстро развивалось.
Так к концу СССР в стране существовали 5800 детских музыкальных школ, 260 техникумов и колледжей, а так же 50 высших музыкальных учреждений. Такой масштабной сети государственных музыкальных учебных заведений, не имела ни одна страна.
Высшее звено - консерватории и институты. Обучение длится 5 лет. На этом этапе формируются высокопрофессиональные мастера. Из выпускников выходят талантливые певцы, симфонисты, композиторы, музыковеды и др., а также педагогических институтах готовят очень хороших учителей музыки.
В некоторых учреждениях высшего звена, можно было получить знания по общеобразовательным предметам, проучившись 11 лет, получить сразу начальное и среднее музыкальное образование и быть подготовленным для поступления в музыкальные институты.
В г. Ставрополе-Тольятти одновременно с развитием города и строительством промышленных предприятий возникает сеть детских музыкальных школ (№1-№4), строятся новые здания, создается сеть педагогических заведений для подготовки музыкантов-педагогов.
Тольяттинская филармония была открыта 15 апреля 1980 года как отделение (филиал) Куйбышевской государственной филармонии. Первый директор филиала - заслуженный работник культуры РФ Г. А. Сапожинский.
У существующей системы музыкального образования и обучения имеются свои недостатки. При внешнем балансе и порядке всей структуры между учебными заведениями разных уровней не было единства. ДМШ, колледжи и высшие музыкальные учреждения существовали самостоятельно, без взаимосвязи. По этой причине кадры не всегда отбирались лучшим образом, когда музыканты переходили из одного класса в другой и выше.
Несмотря на объективные трудности и отдельные недостатки в системе музыкального образования, она имела очень важное значение для изменения общей культурной атмосферы в городе Ставрополе-Тольятти.



1. Андреева Г.И., Панкова В.А. История развития народного отдела - класса баяна ДМШ № 2 / Обл. метод. кабинет по учебн. заведениям искусства и культуры Самарской области.- Самара: 1999. - С. 4.
2. Арнаутов Ю.П. Воспоминания об учителе. Интервью. - Тольятти: 2007.
3. Асафьев, Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б. В. Асафьев. — Л.: Музыка, 1973. — 142 с.
4. Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании [Текст] / Ред. и вступ. ст. Е.М. Орловой. - Ленинград : Музыка, 1973. - 144 с.
5. Бердюгина Н.Я. Из истории музыкального образования Самары // Профессиональное музыкальное искусство России / Материалы Всероссийской научной конференции 26 апреля, 2011 г. - Самара: 2012. - С. 65.
6. Богоявленская, Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д. Б. Богоявленская. — Ростов н/Д: Феникс, 1983. — 168 с.
7. Бодина, Е.А. История музыкальной педагогики. От Платона до Кабалевского [Текст]: учебник и практикум для вузов / Е.А. Бодина. - Москва: Юрайт, 2018. - 234 с.
8. Венгер, Л. А. Педагогика способностей / Л. А. Венгер. — М.: Просвещение, 1973. — 268 с.
9. Груздова, И.В. Теория и методика музыкально-эстетического образования младшего школьника: электронное учеб.-метод. пособие / И.В. Груздова. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2017
10. Гуляницкая Н. Предисловие. О современной композиторской музыкологии // Слово композитора (по материалам второй половины ХХ века): сб. тр. Вып. 145. М., 2001.
11. Игнатов А.В. Баянист, педагог, композитор... // Самарские судьбы. - Самара: 2008. - №12. - С. 31 - 35
12. Имханицкий М.И. История исполнительства на русских
народных инструментах. - М.: 2002.- С. 183.
13. История музыкального образования в России: основные этапы // https://music-education.ru/istoriya-muzykalnogo-obrazovaniya-v-rossii/
14. История музыкальной школы № 3 г. Тольятти //
https://dmw3 .edusite.ru/
15. История развития образования Ставрополя - Тольятти с 1738 по 1996 гг. // http://tltmuseum.ru/nauchnye-publikaczii/1152-istoriya-razvitiya- obrazovaniya-stavropolya-tolyatti.html
16. История Тольяттинской филармонии //
http://filarman.ru/artcampostory/
17. Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музыке / Д. Б. Кабалевский - М.: Спарк, 1999. - 208 с.
18. Кабалевский, Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программно-методические материалы / Д. Б. Кабалевский.- М.: Музыка, 2001. - С. 21.
19. Калантарян Л. А. Основные вехи формирования музыкально-педагогического образования на Ставрополье как региональной системы // Kant. - 2016. - №1(18). - С. 34- 36.
20. Калантарян Л. А. Становление системы музыкально-педагогического образования на Ставрополье. Национальная ассоциация ученых. IX международная научно-практическая конференция: «Отечественная наука в эпоху изменений». Ежемесячный научный журнал. - Екатеринбург. - Часть 7. - 2015. - №4(9). - С. 46-48.
21. Кац А.М. «Честно говоря, своих учеников я не считала» // Самарские известия. 2010, 22 июня. № 108 (5817) // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://samarskieizvestia.ru/document/8789 (02.02.2020)
22. Маранц, Б. С. Самостоятельная работа студента-пианиста [Текст] / Б. С. Маранц // Фортепиано. - 2004. - № 3. - С. 23-28; № 4. - С. 35-47; 2005. - № 1. - С. 37-42; № 2. - С. 68-72; № 4. - С. 55-62
23. Неменский Б. М. фрагменты из книги Педагогика искусства.
Видеть, ведать и творить. Пособие для учителя // [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_17_4_2045.pdf, с. 6 (дата
обращения: 05.03.2020).
24. Николаева С. Красиво звучит баян // Волжский комсомолец. 1960, 22 марта. - С. 3.
25. Овсянников В.А. Ставрополь - Тольятти: страницы истории. Ч. II. Тольятти: Современник, 1999. С. 46-47.
26. Поволжская государственная социально-гуманитарная академия [Электронный ресурс]. URL: http://www.pgsga.ru/academy (дата обращения: 02.02.2020 г.).
27. Прасолов Е. Н. Тольяттинский институт искусств // Вестник департамента культуры мэрии Тольятти. — Тольятти. — 2005. — С. 39-40.
28. Самарская государственная академия культуры и искусств (СГАКИ) [Элек тронный ресурс]. URL: http://smrgaki.ru/1/index1.htm (дата обращения: 02.02.2020).
29. Ходырева В. В. Из истории музыкального образования в России (Опыт ретроспективного анализа) // Прикосновения: сб. авторских программ и методических работ. — Вып. 4, кн. I. — Тольятти, 2007. —С. 8-55
30. Художественное образование в XXI веке: целостно-личностный подход в контексте одаренности // Матер. круглого стола «Одаренные дети Тольятти (Педагогика сотворчества)»/Ред.-сост. Е.Ю. Куприна, В.В. Ходырева. 2-е изд., перераб. и доп. Тольятти, 2017. 259 с.
31. Яворский Б. Л. Статьи, воспоминания, переписка: сборник. В 2 т. — Т. 1. — М.: Сов. композитор, 1972.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ