Только Word
Введение 2
Глава 1. Пути совершенствования обучения информатике школьников 4
1.1 Анализ дефицитов преподавания информатике в школах северных территорий 4
1.2 Возможности образовательных кластеров для учебного процесса по информатике 5
1.3. Модель образовательного кластера «педвуз – школы северных и арктических территорий» 12
Вывод по главе 1 17
Глава 2. Проектирование мегауроков по теме «Кодирование числовой информации» 18
2.1 Программно-аппаратное обеспечение образовательного кластера. 18
2.2. Методическое сопровождение уроков. 19
2.3.Ментальное электронное учебное пособие по теме «Кодирование числовой информации» 35
Вывод по главе 2 43
Заключение. 44
Библиографический список 46
Приложение 48
Современные парадигмы образования в условиях глобальной информатизации и коммуникации связывают с электронным обучением, искусственным интеллектом, облачными технологиями. Они нацеливаются на развитие когнитивных способностей человека, самообразование и производство знаний высоких технологий, инноваций и информационных услуг. Отличительной чертой нового образования становятся виртуальные и «средовые» методы обучения, основанные на интернет-технологиях, интернет-индустрии. Образовательный процесс виртуально выходит за рамки школы, осуществляется уже в информационно-технологической сетевой инфраструктуре, в которой интегрируются беспроводные, сенсорные, семантические сегменты смарт-интернета. Однако, в силу своего консерватизма, образование едва успевает перестраиваться и идти в ногу с современными трендами общества.
Одним из путей решения обозначенной проблемы является реализация проекта Мегакласс [2]. Ведущая идея проекта заключается в том, что развитие культурно-образовательной среды, обеспечивающей высокий уровень качества образования с минимальными материальными и кадровыми затратами, будет обеспечиваться за счет реализации кластерной системы «школа-педвуз», в которой интегрируются в единый учебный процесс обучение школьников и студентов, повышение квалификации учителей на рабочих их местах с использованием технологии мегауроков.
Школьники должны получить возможность освоения современного курса информатики, основанного на фундаментальных идеях информатики и её достижениях в области цифровых технологий и коммуникаций. Учителя школ смогут существенно обогатить свою профессиональную деятельность новыми моделями и технологиями обучения. Студенты смогут активно участвовать в реальном образовательном процессе, выявлять его проблемы и предлагать пути их решения. Преподаватели вуза, интегрируя процесс обучения студента в вузе с реальной образовательной практикой, смогут наметить пути реконструкции основной образовательной программы профильной подготовки студентов, содержания и структуры учебных дисциплин и педагогических практик с целью усиления профессионально-
педагогической направленности обучения.
Проблема исследования: Как обеспечить доступность и освоение базового уровня обучения информатике учеников в общеобразовательной школе в условиях крайнего Севера?
Объект исследования: Учебный процесс по информатике в школах северных территорий.
Предмет исследования: Проектирование мегауроков по информатике для образовательного кластера северных территорий.
Цель исследования: обосновать необходимость и возможность организации образовательного кластера для школ северных и арктической зоны и разработать серию мега-уроков, специального методического обеспечения и методических рекомендаций для их проведения.
Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить дефициты преподавания информатике в северных территориях Красноярского края.
2. Спроектировать модель образовательных кластеров педвуз – школы северных арктических территорий.
3. Описать программно - аппаратное обеспечение образовательного кластера.
4. Разработать ментальное учебное пособие по теме «Кодирование числовой информации» для 8 класса.
5. Разработать мегауроки по теме «Кодирование числовой информации».
Главной выделяющейся чертой нового образования является виртуальные и «средовые» методы обучения, основанные на интернет-технологиях, интернет-индустрии. Образовательный процесс виртуально выходит за рамки школы, осуществляется уже в информационно-технологической сетевой инфраструктуре, в которой интегрируются беспроводные, сенсорные, семантические сегменты смарт-интернета. Однако, в силу своего консерватизма, образование едва успевает перестраиваться и идти в ногу со временим.
Одним из путей решения обозначенной проблемы является реализация проекта Мегакласс. Ведущая идея которого заключается в том, что развитие
культурно-образовательной среды, обеспечивающей высокий уровень качества образования с минимальными материальными и кадровыми затратами, будет обеспечиваться за счет реализации кластерной системы «школа-педвуз», в которой интегрируются в единый учебный процесс обучение школьников и студентов, повышение квалификации учителей на рабочих их местах с использованием технологии мегауроков.
В результате работы выполнены следующие задачи:
• Выявлены дефициты преподавания информатике в северных территориях Красноярского края такие как, малая плотность населения при небольшой численности населенных пунктов. Порой отсутствие кадрового обеспечения учебного процесса в школах сельской местности и Крайнего Севера. Существует проблема реализации образовательных стандартов и учебных программ в актированные дни, что приводит к сокращению учебных часов, экстремальные природно-климатических условий;
• Спроектирована модель образовательных кластеров педвуз – школы северных арктических территорий;
• Приведено описание программно - аппаратное обеспечение образовательного кластера;
• Разработано ментальное ЭУП по теме «Кодирование числовой информации» для 8 класса;
• Разработаны мегауроки по темам урок № 1 Тема «Представление числовой информации с помощью систем счисления» и урок № 2 «Арифметические операции в позиционных системах счисления».
1. Иванов К.А. Проектирование ученик - центрированных мегауроков для школ Северных территорий Красноярского края. Перспективы и вызовы информационного общества: материалы IV Всероссийской научно-практической кон- ференции с международным участием. Красноярск, 12 ноября 2015 г. [Электронный ресурс] / ред. кол.; отв. ред. Н.И. Пак. – Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2015
2. Ивкина И.М., Кулакова И.А., Пак Н.И., Романов Д.В., Симонова А.Л., Сокольская М.А., Хегай Л.Б., Яковлева Т.А. Мегакласс как инновационная модель обучения информатике с использованием ДОТ и СПО // Коллективная монография. – Красноярский государственный педагогический университет. – 2014
3. Ивкина И.М., Кулакова И.А., Пак Н.И., Романов Д.В., Симонова А.Л., Сокольская М.А., Хегай Л.Б., Яковлева Т.А. Мегакласс как инновационная модель обучения информатике с использованием ДОТ и СПО // Коллективная монография. – Красноярский государственный педагогический университет. – 2014
4. Ивкина И.М., Кулакова И.А., Пак Н.И., Романов Д.В., Симонова А.Л., Сокольская М.А., Хегай Л.Б., Яковлева Т.А. Мегакласс как инновационная модель обучения информатике с использованием ДОТ и СПО // Коллективная монография. – Красноярский государственный педагогический университет. – 2014
5. Ивкина И.М., Кулакова И.А., Пак Н.И., Романов Д.В., Симонова А.Л., Сокольская М.А., Хегай Л.Б., Яковлева Т.А. Мегакласс как инновационная модель обучения информатике с использованием ДОТ и СПО // Коллективная монография. – Красноярский государственный педагогический университет. – 2014
6. Ивкина Л.М., Пак Н.И. Технология «Мега-класс» как средство коллективной учебной деятельности в образовательных кластерах // Открытое образование. - 2015. - №5. - С. 23-28
7. Ивкина Л.М., Хегай Л.Б. Методическое сопровождение мега-уроков в условиях глобализации учебного процесса // Информатика и образование. - №10 2015г
8. Конради Т.А., Яковлева Т.А. Сравнение учебных программ по информатике в основной школе // Развитие современного образования: теория, методика и практика. 2015. № 3 (5). С. 46-49
9. Кузюк И. Г., Туч В. В. ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 14. URL: http://sibac.info/archive/social/8(11).pdf
10. Лукьяненко Н.Г. Интегрированная модель обучения информатике и английскому языку в условиях информационной образовательной среды школ крайнего севера: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Омск: Омский гос. Пед. Университет, 2007. – 19 с.
11. Н.И. Пак,А.Л. Симонова, М.А. Сокольская, Д.А. Старченко, Т.А. Степанова, А.А. Стюгин, А.А. Стюгина, Л.М. Туранова, Т.А. Яковлева Создание кластерной системы социально-образовательной поддержки школьников сельской местности и Крайнего Севера на дистанционной платформе «школа – вуз» – Электронное издание, Красноярск. 2013
12. Смирнов А.В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе: Монография. – Казань: РИЦ «Школа», 2010. – 234 с.
13. Соловьева Л.Ф. Информатика и ИКТ. 8—9 классы: Методическое пособие для учителей. СПб., 2007.