Только Word
Введение …………………………………………………………………..…
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития критического мышления
учащихся...…..............................................................................................
1.1 Мышление и знание………………………………………………………
1.2 Особенности мышления учащихся старших классов……….……….…
1.3 Сущность мышления и стадии его развития…..………………………..
ГЛАВА 2.Технология развития критического мышления
2.1 Стадия вызова………………………………....................................
2.2 Стадия осмысления………………………....................................
2.3 Стадия рефлексии……….................................................................
ГЛАВА 3. Опытная работа по развитию критического мышления
на старшем этапе……….....................................................
Заключение………………………………………………………………….
Список используемой литературы…………………………………………
Приложение………………………………………………………………..
Актуальность работы. Новейшие тенденции в обучении иностранному языку и современные разработки в области педагогики и психологии всё больше и больше входят в жизнь образовательного процесса, что обуславливается высокой эффективностью новейших систем в работе с учащимися разных возрастов. Стремительное развитие высокоскоростных технологий и увеличение информационного поля с каждым годом требует от выпускников учебных заведений освоение новыми знаниями на кардинально новом уровне. Появление интернациональных фирм, международное сотрудничество, программы по обмену специалистами диктуют новые условия к выпускникам нынешних дней. Специалист нового уровня должен не только уметь анализировать свою работу, уметь самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, уметь находить оптимально-полезную информацию по заданному вопросу, но и при этом иметь достаточно сформированные личностные качества, среди которых, особенно стоит подчеркнуть креативность и коммуникабельность. Что означает умение контактировать с людьми в разных ситуациях, уметь творчески подходить к поставленной задаче и создавать новые творческие направления и идеи для работы. Языковая компетенция на сегодняшний день, не только требует знания грамматических и фонологических норм языка, но и умение выражать мысль грамотно, умение отличать верные и неверные, в языковом отношении, выражения, умение моделировать ситуацию, согласно языковым и культурным нормам страны. Современный специалист должен быть мобильной, креативной, всестороннеразвитой личностью.
Достаточно не простая задача встаёт перед преподавателем 21 века. Как же воспитать личность, имеющую все эти качества, как же успеть обучить всем хитростям жизни и подарить ученику все те знания, благодаря которым он станет успешным человеком в жизни, когда огромные информационные потоки увеличиваются вдвое каждую минуту? Одним из способов выхода из положения является технология развития критического мышления. Программа, которая ещё в 1997г. стала внедряться в образовательную систему 11 стран Восточной и Центральной Европы и Азии, включая Россию.
Известно, что сегодня на первом месте в развитии полноценной личности выдвигается потребность интеллектуального развития. В наши дни перед преподавателем стоит цель научить ученика самостоятельно ориентироваться в информации. Критичность мышления и интеллектуальная подвижность являются основополагающими моментами современной преуспевающей личности. Обучение в основе которого лежит идея развития критического мышления, безусловно, является лучшим на сегодняшний день, так как самостоятельность, креативность, быстрая адаптация безусловно, является связующей и, в тоже время главной, частью любого предприятия.
Согласно последним исследованиям, способность критически мыслить помогает справиться с задачами освоения информации на любом уровне, в любом навыке - будь то чтение, аудирование или письменная речь.
Согласно многочисленным работам ведущих специалистов, следует отметить, что развитие навыка критического мышления, является одним из ведущих подходов в обучении. Это связанно с тем, что данный подход, не только учит грамотно находить ответы в сложных вопросах, но и создаёт поле, т.е. условия, для постоянного развития индивида .
Нельзя представить всесторонне развитую личность, не учитывая главного момента продуктивной стороны – критическое мышление. Именно критическое мышление учит человека видеть пробелы в своём развитии и помогает самостоятельно заполнить эти пробелы, учиться и познавать, анализировать и отсеивать, выбирать и применять. Без этих умений, немыслимо полноценное существование личности в современном социуме. Личности, которая может без мнения авторитетов и экспертов найти своё решение для поставленных задач.
Технология Критического мышления была разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). Технология Критического мышления является целостной системой, которая помогает не только формировать навыки работы с информацией, но и развивает качества гражданина, являющегося частью определённой культуры и открытого для межкультурного взаимодействия. Технология является одним из основополагающих методов по решению большого спектра проблем в образовательной сфере.
Теоретической основой для написания дипломной работы стали исследования отечественных и зарубежных педагогов: И.В.Муштавинской, С.И.Заир-Бека, К. С. Мередита, Ч. Темпла, Д. Клустера, Г.К.Селевко, Р. Бустрома, Е.С. Корольковой, В.А. Сластенина, Е.И. Федотовской, И.О. Загашева, Д. Халперна и др.
Из вышесказанного следует, проблема развития критического мышления сегодня является наиболее актуальной . Это и определило выбор темы дипломной работы «Развитие критического мышления учащихся старших классов при обучении чтению на уроках иностранного языка».
Цель исследования: оценить эффективность использования методов развития критического мышления с учащимися старших классов при обучении чтению на уроках иностранного языка.
Задачи:
1. Обозначить теоретические основы понятия «критическое мышление»;
2. Определить характерные особенности технологии развития критического мышления;
3. Провести экспериментальную работу с использованием стратегий и методов технологии развития критического мышления с учащимися старшего звена.
Объект исследования: технология развития критического мышления.
Предмет исследования: уроки чтения, организованные по принципу технологии развития критического мышления, на английском языке у учащихся 9 классов.
Новизна работы: определение действенности приёмов и методов технологии критического мышления с учащимися старшего звена.
Методы исследования:
- изучение и анализ педагогической и методической литературы по исследуемой теме;
- эксперимент (наблюдение, диагностика).
База исследования: Частная школа «Cool School» г. Красноярска
Структура дипломной работы: введение, три главы, заключение, список литературы.
Главной особенностью общества, в котором мы живём сегодня, является постоянно меняющаяся информация. Информация, которая умножается каждую минуту, перепроверяется, корректируется, дополняется и переосмысливается, за счёт этого быстро устаревает и ведёт к появлению новой информации. В условиях постоянного изменения современное общество нуждается в специалистах нового уровня: умеющих самостоятельно решать вопросы, касающиеся разных сторон профессиональной компетенции, имеющих не только фундаментальные знания по базовым критериям, но и навык развиваться самостоятельно, совершенствовать свои познания и умения, умеющих выстраивать познавательную деятельность на основе опыта и вне опыта. Как выяснилось, за вышесказанные способности целиком и полностью отвечает критическое мышление. У человек с развитым критическим мышлением отлично развита оценочная сторона, открытость к новым идеям, развито собственное мнение, рефлексивная обоснованность собственных критических суждений, умение применяет аргументацию в спорах, видение несоответствий и недочётов в материале, а также видение рационально-организованных путей решения этих недочётов. Основными признаками критического мышления являются: способность различать реальное от нереального, выделять в тексте, факте, событие основу и уметь предвидеть дальнейшее развитие.
Известно, что одну из важных ролей в становлении личности играет школа, так как именно школа учит специалистов функционировать в обществе. Изменение содержания и форм образования, переход от хранения и накапливания информации к приёмам развития мышления, к способности самостоятельного сопоставления, оценки и классификации, к способности организовывать свою познавательную деятельность и не забывать про ведущие мотивы. Все это школа должна сегодня выдвигать на повестку дня.
Многие говорят о необходимости формирования самостоятельности у учащихся в процессе обучения. Об этом писал ещё К. Д. Ушинский в своих работах отмечая, что ученик должен не только получать знания, являющиеся опытом учителя, но развивать в ученике желание без учителя получать новые познания. Школа должна научить самостоятельно находить полезную и важную информацию, и не только из научных печатных изданий, но и из знаний окружающих, из событий, из истории, из опыта. Обладая такой способностью, человек сможет учиться постоянно, что, по мнению Ушинского, является одной из главнейших задач школьного обучения [Ушинский, 1974].
Мы рады отметить, что в нынешнее время технология развития критического мышления получает всё большую и большую популярность. Данная технология активно внедряется в школах и используется в высших учебных заведениях. Существует огромное количество отечественных и зарубежных работ, среди которых нам хотелось выделить блестящие материалы: С.И.Заир-Бека, И.В.Муштавинской, Д. Халперна, Пиаже, И.О.Загашева, Л.С. Выготского и др.
Работая с приёмами и стратегиями на уроках английского языка, нам удалось подтвердить высокую эффективность технологии развития критического мышления при работе с учащимися старшего этапа. В нашем эксперименте мы использовали, по нашему мнению, наиболее интересные приёмы, что отразилось на высокой результативности работы.
Выводы, которые мы сделали, обоюдны многим выводам ведущих специалистов, технология развития критического мышлении действительно является ценной разработкой и должна стать обязательным атрибутом каждого преподавателя. Благодаря обучению в данной технологии учитель может научить учащихся получать знания самостоятельно. Знания, которые помогут им в личностном становлении и успешном развитии в обществе.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов – М.: Академический проект, 2000. – 624 с.
2. Алексеев Н.А. Понятие личностно ориентированного обучения // Завуч.- 1999.- № 3.- С. 15.
3. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Книга 2. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1998.
4. Ахмедова М., Живая отметка, Сборник “Оценка без отметки”, составитель О.Варшавер- М.: ЦГЛ, 2005, с. 30
5. Байбородова Л.В., В.В.Белкина Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005. – 108 с.
6. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. – с. 12 - 14
7. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе. -2002.-№2
8. Бим И.Л. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей / И.Л. Бим // Иностранные языки в школе. – 2011.- № 1.
9. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. – М.: Знание, 1986. – 234с.
10. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М., 1995. - С. 213-227.
11. Болотов В., Спиро Д. Критическое мышление - ключ к преобразованиям российской школы // Директор школы. – 2009. - № 4. C. 67-73.
12. Борытко, Н. М. Педагогические технологии: Учебник для студентов педагогических вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков. Под ред. Н. М. Борытко. — Волгоград: 2006.— 59 с.
13. Брюшинкин В.Н. Критическое мышление и аргументация // Критическое мышление, логика, аргументация - Калининград, 2007. С. 29-34.
14. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. - М.: Просвещение. - 2007. – 345 с.
15. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. - М.: АсТ, 2008. – 367 с....67