Только Word
Ведение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Концептуальные и правовые основы государственной молодежной политики…………………………………………………………………………10
1.1 Государственная молодежная политика в Российской Федерации:
цели, задачи, основные направления
1.2 Содержание и принципы молодежной политики Красноярского края….16
Глава 2. Реализация государственной молодежной политики в Красноярском крае………………………………………………………………………………..23
2.1 Динамика численности молодежи края
2.2 Вовлеченность молодёжи в сферу физической культуры и спорта……24
2.3 Патриотическое воспитание молодёжи…………………………………….27
2.4 Культурно-досуговая занятость молодёжи………………………………...31
2.5 Молодежь и образование……………………………………………………38
2.6 Вовлеченность молодежи Красноярского края в государственную молодежную политику: процент вовлеченных молодых людей, типы и виды вовлечения молодежи…………………………………………………………...42
Глава 3. Модернизация государственной молодежной политики Красноярского края……………………………………………………………...55
3.1 Основные предпосылки модернизации государственной молодежной политики в Красноярском крае
3.2 Стратегические цели, задачи и механизмы модернизации государственной молодежной политики……………………………………….62
Заключение……………………………………………………………………….68
Библиографический список…………………………………………………….71
Приложение 1. Анкета исследования, проведенного в рамках дипломной работы…………………………………………………………………………….75
Молодёжь – это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками (14-30 лет) и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности.
Молодежь является наиболее активной составляющей гражданского общества: молодые лучше приспособлены к внедрению инновационных проектов и технологий в различных сферах, они являются сосредоточением принципиально новых знаний и идей, мобильны и полны сил для строительства своей жизни. Российская молодежь – главный стратегический ресурс нашей страны.
Современная Россия в настоящее время переживает особый этап своего развития, на котором необходимы качественно новые правила взаимодействия общества и власти. Развитие современных гражданских институтов и поощрение граждански инициатив послужат катализатором устойчивого развития страны, что может быть оценено, в том числе, в виде прироста к ВВП страны.
Перспективы развития любого государства, так или иначе, связаны с положением молодежи как обособленной социально-демографической группы в обществе. Поэтому разработка теоретических и организационно-экономических основ, нормативно-правовой базы молодежной политики относятся к актуальным проблемам государства и общества.
Государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.
Правительство Красноярского края уделяет серьезное внимание развитию молодежной политики. На территории края беспрерывно реализуются масштабные инфраструктурные площадки, предоставляющие универсальную поддержку молодежи: образовательное, методическое, организационное и финансовое начала. Ежегодно на берегу Красноярского моря проходит международный образовательный форум ТИМ «Бирюса», в рамках Красноярского экономического форума проводится молодежная площадка «Поколение – 2030». В крае действует множество молодежных организаций и движений. Успешно функционируют совещательные органы при органах власти, одним из которых является Молодежное правительство дублеров Красноярского края при Губернаторе края, которое уже на протяжении пяти лет признается лучшим в стране.
Актуальность формирования и развития молодежной политики как отрасли обусловлена тем, что в настоящее время практически отсутствуют механизмы встраивания молодого человека в систему социально-экономических и общественно-политических отношений. Сама молодежь в большей части не проявляет инициативы и активности, а предпочитает либо включаться в предлагаемую деятельность, либо оставаться сторонним наблюдателем. Часть молодежи остается совершенно равнодушной к общественной деятельности, ведет паразитический образ жизни, пополняет маргинальные слои. Причинами такого эффекта можно назвать несовершенство профилактических и воспитательных процессов на ранних стадиях формирования человека, однобокую политику социальной поддержки, недостаток трудового воспитания молодежи.
В настоящее время 20,5% молодежи от общего количества молодых граждан Красноярского края участвуют в социальных проектах. Данный показатель обусловлен не только недостаточной социальной активностью самой молодежи Красноярского края, но и недостаточно эффективной общегосударственной системой, реализующей молодежную политику краевого и муниципального уровней.
Предметом исследования дипломной работы является: социально-демографическая динамика молодежи в крае, ее вовлеченность в реализацию государственной молодежной политики, информированность молодежи о реализации государственной молодежной политики
в Красноярском крае.
Объектом исследования будет молодежь
в возрасте от 14 до 30 лет, проживающая в Красноярском крае.
Цель дипломной работы: выявление особенностей государственного регулирования молодежной политики в Красноярском крае. Рома цель должны быть одна
Задачи дипломной работы:
1) Изучить принципы и правовые основы государственной политики в отношении молодежи;
2) Проанализировать эффективность региональной молодежной политики на примере Красноярского края;
3) Предложить инновационные подходы к организации молодежной политики в регионе
Избранная нами тема исследования в той или иной степени представлена в работах, созданных на общесоюзном материале. Среди них: Луков А.,Абрамова, М. А. ,Авксентьев, В. А.; Алещенок, С. В. 1
Указанные работы впервые в современной России обратили внимание на проблему самоопределения молодежи в России, на отсутствие концептуальных основ молодежной политики в России, а также предложили некоторые пути решения указанных проблем.
В большинстве перечисленных работ не конкретизируется региональный аспект изучаемой проблемы. Единственным источником, в котором в качестве примера указан региональный, является работа С.И Григорьева: В поисках смысла жизни и справедливости: студенчество России на пороге XXI в. 1995 года выпуска. 2
Отсутствие региональных обобщающих исследований по избранной теме подтверждает ее актуальность.
В данной дипломной работе достигнута основная цель: исследование и выявление особенностей государственного регулирования молодежной политики в Красноярском крае и определение перспективных направлений развития данной сферы.
Для достижения цели была рассмотрена концептуальная и законодательная основа молодежной политики в Российской Федерации, проанализировано положение молодежи Красноярского края, а также механизмы реализации молодежной политики на территории края, позволив таким образом выявить неэффективность некоторых механизмов и предложить пути совершенствования государственной молодежной политики в крае.
В первой главе отчетливо можно проследить модернизацию законодательства в сфере государственной молодежной политики в Российской федерации, которое менялось в след за как внутренним, так и внешним общим государственным политическим курсом. В том числе, законодательство претерпело некоторые изменения в процессе практики работы с молодежью, так как выстраивание новых институтов по воспитанию и развитию молодежи с учетом изменившейся формации требовало не только новых подходов, но и обновления кадрового состава и его подготовки.
При формулировании модернизации тех или иных государственных механизмов необходимо системно изучить положении той отрасли, на которую направлена повестка модернизации. Требует структурного анализа положения целевой аудитории, которая в первую очередь почувствует на себе изменения той или иной политики государства, что и было сделано во второй главе. Также при модернизации необходимо понимать, почему существующие концептуальные подходы и механизмы не эффективны в реализации определенной политики, почему не достигаются ключевые показатели эффективности при ее осуществлении. Это также было рассмотрено во второй главе, тем самым была подготовлена науно-практическая основа для формулирования предложений.
Третья глава включала в себя пул предложений по модернизации государственной молодежной политики Красноярского края. Стоит отметить, что указанные предложения будут включены в долгосрочную стратегию социально-экономического развития региона до 2030 года.
Однако сами предложения требуют от руководства органов государственной власти Красноярского края, реализующих деятельность в сфере государственной молодежной политики, и от руководства Красноярского края модернизации трех основополагающих процессов:
1. Приведение законодательной базы Красноярского края, в том числе краевого Закона о государственной молодежной политики Красноярского края;
2. Обновление материально-технической базы органов, подведомственных агентству молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края, в том числе рассмотреть вопрос о частичной приватизации молодежных центров некоммерческим общественным объединениям края, осуществляющих работу с молодежью;
3. Модернизация механизмов по подготовке кадров, осуществляющих деятельность в сфере государственной молодежной политики на территории края.
Основа любой государственной деятельности заключается в законодательном фундаменте страны, региона, муниципалитета. Стоит отметить, что предложенные мною механизмы по частичной передачи функций по идеологическому воспитанию молодежи, а именно патриотическому воспитанию, на уровне регионального законодательства не сможет быть урегулирован, так как государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы»1, в которой детально прописаны функции и полномочия регионов РФ по реализации данной программы, утверждена на уровне федеральных органов власти.
На мой взгляд, основная нагрузка по модернизация государственной молодежной политики должна возлагаться на регионы, которые вправе выбирать свойственные для данного субъекта РФ управленческие модели, в то время как роль Центра необходима в определении основных стратегических направлений. Определение конкретной законодательной платформы, календарного плана организационных мероприятий и структуры управления должно оставаться на региональном уровне.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации;
2. Гражданский кодекс Российской Федерации;
3. Закон Красноярского края от 8.12.2006 г. № 20-5445 «О государственной молодёжной политике Красноярского края»;
4. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 г.;
5. Постановление Администрации Красноярского края от 19 ноября 2001 года N 809-п «О концепции государственной молодежнойполитики Красноярского края»;
6. Постановление Правительства Красноярского края от 12.08.2015 N 428-п «О внесении изменений в Постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 519-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Молодежь Красноярского края в XXI веке»
7. Распоряжение Правительства Красноярского края от 12 марта 2013 года N 177-р «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие государственной молодежной политики Красноярского края на 2013-2015 годы»;
8. Трудовой кодекс Российской Федерацииот 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (с изм. и доп. от 24, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г., 27 апреля, 22 августа 2004 г.);
9. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
10. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
11. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»;
12. Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;
13. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «О некоммерческих организациях»;
14. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 31.01.2016) «Об общественных объединениях».
15. Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»;...21