ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО
ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Развитие воображения дошкольников как психолого-педагогическая
проблема 7
1.2. Методы и приемы развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности 11
1.3. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста 19
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
2.1. Диагностика уровня сформированности творческого воображения детей
старшего дошкольного возраста 30
2.2. Содержание работы по развитию творческого воображения детей
старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования 36
2.3. Определение эффективности использования нетрадиционных техник рисования в работе по развитию творческого воображения детей старшего
дошкольного возраста 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что развитие творческого воображения является важной задачей современной педагогики. Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Культурный прогресс общества и его духовное возрождение обеспечивается за счет творческого потенциала своих граждан. Чтобы человек смог успешно адаптироваться и самореализоваться в современном мире, нужно с раннего детства развивать его творческие способности.
Творческое воображение является сложным психологическим процессом, под которым понимается самостоятельное создание новых образов в процессе творческой деятельности, в ходе которой получаются оригинальные и ценные продукты. Такое воображение присутствует в любой форме деятельности и поведения ребенка.
Изучением творческого воображения дошкольников занимались такие исследователи, как Л.С. Выготский, А.В. Брушлинский, О.М. Дьяченко, А.А. Люблинская, В.С. Мухина, Р.С. Немов, А.В. Петровский и др. Они считают, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством проявляется новый тип деятельности - творческий.
По мнению педагогов и психологов Т.М. Бондаренко, А.А. Грибовской, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Е.А. Коссаковской, В.Б. Косминской и др., обучение художественному творчеству позволяет успешно развивать творческое воображение дошкольников.
В развитии творческого воображения неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно -творческой деятельности: рисование, лепка, вырезывание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из строительных и природных материалов. Одной из интересных видов художественно-творческой деятельности являются нетрадиционные техники рисования. Они отличаются необычностью материала, техникой нанесения изображения, специфическими приёмами передачи образа в изображаемых образах.
Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности может приобрести творческий характер, если у детей сформированы эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, а также, если дети овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями.
С помощью разнообразных техник рисования и материалов воспитатель дошкольного учреждения сможет развивать заинтересованность у дошкольников к изобразительному искусству и доказать, что с помощью простых, на первый взгляд, материалов и техник, можно создавать настоящее произведение искусства. На занятиях рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование необычными материалами оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.
Эмоции - это и процесс, и результат практической деятельности художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование не только положительно влияет на развитие творческого воображения, но и способствует:
- интеллектуальному развитию ребенка;
- коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;
- появлению уверенности в своих силах;
- развитию пространственного мышления;
- становлению умения свободно выражать свой замысел;
- совершенствованию мелкой моторики рук...
Основой эффективного усвоения любой новой информации, знаний и умений, необходимой для творческой деятельности дошкольников, является развитое творческое воображение и наглядно-образное мышление. В некоторых жизненных ситуациях какие-то действия невозможно воспроизвести, в таком случае поможет только воображение и чувственный опыт. Следовательно, их обогащение через развитие воображения ребенка является прочной основой познавательной деятельности: чем активнее и творчески работает воображение ребенка, тем больше он узнает и усваивает, тем значительнее и продуктивнее будет его деятельность.
Творческое воображение является сложным психологическим процессом, под которым понимается самостоятельное создание новых образов в процессе творческой деятельности, в ходе которой получаются оригинальные и ценные продукты. Такое воображение присутствует в любой форме деятельности и поведения ребенка.
Главной особенностью формирования творческого воображения у детей является его привязанность к жизненному опыту и окружающей действительности. Ребенок должен учиться отражать предметы и явления, которые встречал в жизни или самостоятельно выдумал, посредством творчества. При этом полученные знания и эмоции могут находить выражение в самых разных видах искусства: рисунках, танцах, сочинении стихов, сказок и т. д.
Задатки творческого воображения присутствуют практически у всех детей дошкольного возраста, однако оно не способно развиваться самостоятельно: для успешного и правильного формирования творческой личности ребенка необходима благоприятная почва. На наш взгляд, одним из основных средств для развития творческого воображения дошкольников может стать рисование нетрадиционными техниками. Этот вид деятельности является наиболее любимым у детей дошкольного возраста, он способствует не только развитию воображения, но и проявлению инициативы, самостоятельности, индивидуальности. Используя и сочетая различные способы изображения в одном рисунке, дети дошкольного возраста учатся думать, самостоятельно решать, какой способ применить, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование редко утомляет детей и надоедает им, благодаря чему у них сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени, которое отведено на выполнение задания. Все это делает изобразительную деятельность универсальным способом развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
В первой главе была изучена психолого-педагогическая литература по теме исследования; раскрыты критерии и уровни оценки развития творческого воображения; дана характеристика нетрадиционных способов рисования и определены возможности их использования как средства развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Во второй главе путем педагогического эксперимента на базе филиала №1 «Рябинка» МБДОУ д/с №109 г. Пензы «Планета детства» был выявлен исходный уровень развития творческого воображения у детей старшего школьного возраста.
Анализ результатов на этапе констатирующего эксперимента показал, что в группе большое количество детей имеют низкий уровень сформированности творческого воображения, поэтому необходима организация и проведение специальной работы по его развитию.
С целью повышения уровня развития творческого воображения старших дошкольников нами был составлен перспективный план работы на основе использования нетрадиционных техник рисования. Были разработаны конспекты НОД, обеспечивающие реализацию данного плана. Формирующий эксперимент проводился с дошкольниками экспериментальной группы с октября 2019 г. по март 2020 года...
1. Архипенко М. Художественно-эстетическое воспитание - лепка из глины - лепка из соленого теста. // Дошкольное воспитание. - 2015. - №4. - С. 59-62.
2. Белобрыкина О.А. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству. - Новосибирск: НГПИ (Новосибирский государственный педагогический институт), 1993. - 62 с.
3. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. - Воронеж: Учитель, 2015. - 274 с.
4. Брушлинский А.В. Воображение и творчество. - М.: Эксмо, 2016. - 145 с.
5. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. - М.:
Просвещение, 2017. - 245 с.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб: СОЮЗ, 1997. - 93 с.
7. Грибовская А.А. Детям о народном искусстве. - М.: Скрипторий, 2015. - 164 с.
8. Грибовская А.А. Лепка в детском саду. - М.: Сфера, 2016. - 180 с.
9. Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации: конспекты занятий. - М.: Скрипторий, 2017. - 151 с.
10. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть
1. - М.: Скрипторий, 2007. - 80 с.
11. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть
2. - М.: Скрипторий, 2007. - 72 с.
12. Демьянченко О.М. Воображение дошкольника. // Дошкольное воспитание. - 2016. - №5. - С. 136-138.
13. Доронова Т.Н. Обучение детей рисованию, лепке, аппликации в игре. - М.: Просвещение, 2017. - 143 с.
14. Дъяченко О.М. Развитие воображения в дошкольном детстве. - М.: РАО,
2015. - 131 с.
15. Зеньковский В.В. Психология детства. - М.: Академия, 2016. - 346 с...42