Игровая деятельность как средство педагогического сопровождения социальной адаптации детей в условиях дошкольного образовательного учреждения
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы социальной адаптации детей в условиях 14 ДОО средствами игровой деятельности
1.1 Социальная адаптация детей в ДОО как педагогическая
проблема 14
1.2 Игровая деятельность как средство социальной адаптации детей
в условиях ДОО 33
1.3 Модель педагогического сопровождения социальной адаптации
детей в условиях ДОО средствами игровой деятельности 47
Глава 2 Опытно-эксперементальная проверка эффективности модели педагогического сопровождения социальной адаптации детей в условиях ДОО средствами игровой деятельности 55
2.1 Организация и результаты констатирующего эксперимента 55
2.2 Содержание деятельности по педагогическому сопровождению
социальной адаптации детей в условиях ДОО средствами игровой деятельности 63
2.3 Анализ результатов реализации модели педагогического
сопровождения социальной адаптации детей в условиях ДОО
средствами игровой деятельности 71
Заключение 77
Список использованных источников 82
Приложения 91
Глава 1 Теоретические основы социальной адаптации детей в условиях 14 ДОО средствами игровой деятельности
1.1 Социальная адаптация детей в ДОО как педагогическая
проблема 14
1.2 Игровая деятельность как средство социальной адаптации детей
в условиях ДОО 33
1.3 Модель педагогического сопровождения социальной адаптации
детей в условиях ДОО средствами игровой деятельности 47
Глава 2 Опытно-эксперементальная проверка эффективности модели педагогического сопровождения социальной адаптации детей в условиях ДОО средствами игровой деятельности 55
2.1 Организация и результаты констатирующего эксперимента 55
2.2 Содержание деятельности по педагогическому сопровождению
социальной адаптации детей в условиях ДОО средствами игровой деятельности 63
2.3 Анализ результатов реализации модели педагогического
сопровождения социальной адаптации детей в условиях ДОО
средствами игровой деятельности 71
Заключение 77
Список использованных источников 82
Приложения 91
Актуальность исследования. В отечественной педагогической науке одними из наиболее важных задач в настоящее время являются создание условий для полноценного всестороннего развития детей, посещающих дошкольные образовательные организации, а также их подготовка к самостоятельной жизни в обществе.
В течении жизни человеку приходится адаптироваться к различным условиям: природно-климатическим, социально-психологическим, в
частности, к правилам и нормам различных социальных групп и институтов.
Процесс адаптации занимает разное по продолжительности время. Это зависит от ряда факторов, основными из которых являются индивидуальные особенности человека и конкретная ситуация, к которой необходимо приспособиться.
Ребёнок дошкольного возраста считается социально адаптированным, если его личность разносторонне развита, он ориентируется в существующей системе ценностей, способен активно приспосабливаться в обществе, самостоятельно выбирать жизненный путь, самостоятельно развиваться и самосовершенствоваться. В результате социально-психологической адаптации к дошкольной образовательной организации ребенок усваивает модели поведения, социальные нормы, знания, ценности, умения, навыки и благополучно действует в обществе.
Именно в дошкольном возрасте происходит интенсивное овладение новыми формами взаимодействия и общения в социокультурной среде. Многие дети посещают дошкольные образовательные организации и, соответственно, проходят период адаптации.
Дошкольные образовательные организации созданы с целью воспитания, обучения, охраны и укрепления здоровья и физического развития дошкольника, а также создания условий для формирования здорового образа жизни. В детских садах также осуществляется всестороннее развитие и формирование гармонично развитой личности. Дошкольная образовательная организация - это организация, в которой обязательно осуществляется личностно-ориентированный и индивидуальный подход к каждому ребенку [5].
В связи с этим на первый план выходит проблема социальной адаптации детей в условиях дошкольной образовательной организации. Одним из условий эффективного решения данной проблемы является использование средств игровой деятельности, что обусловлено возрастными особенностями дошкольников, а также широким спектром возможностей, предоставляемых данным видом деятельности.
Степень научной разработанности проблемы исследования. В современной зарубежной и отечественной психологической литературе понятие социальной адаптации занимает одно из основных мест, что связано с признанием исследователями того факта, что человек может развиваться, только взаимодействуя с окружающей средой [3].
Проблемами социализации и социальной адаптации интересовались О. А. Ахвердова, В. Ащепков, О. И. Зотова, И. С. Кон, И. Кряжева, Л. М. Растова, Т. Шибутани. Общие вопросы социальной педагогики исследовались следующими авторами: А. И. Акулова, Н. Бекетова, Б. Битинас, В. Бочарова, Т. Васильева, Ю. В. Василькова, Б. 3. Вульфова,
A. Е. Выгорбина, М. А. Галагузова, В. Гурова, М. Гурьянова,
B. Загвязинский, И. Закатова, Л. Мардахаева, Г. А. Новокшонова, Л. Я. Олиференко, В. Семенова, Е. Сорочинская, Г. Филонова, П. А. Штептенко, Т. Ф. Яркина.
В работах Е.М. Александровской, Б.Н. Алмазова, М. Антропова, М. Безруких, А. Беличева, В.С. Богословской, Б.3. Вульфова, Г.Д. Глейзер, И.В. Гребенникова, Т.Ю. Гущина, С.В. Дармодехина, И. Крупина, Ю. Никитина, А. Панова, А. Роботова раскрыты проблемы формирования личности, ее воспитания и социальной адаптации...
В течении жизни человеку приходится адаптироваться к различным условиям: природно-климатическим, социально-психологическим, в
частности, к правилам и нормам различных социальных групп и институтов.
Процесс адаптации занимает разное по продолжительности время. Это зависит от ряда факторов, основными из которых являются индивидуальные особенности человека и конкретная ситуация, к которой необходимо приспособиться.
Ребёнок дошкольного возраста считается социально адаптированным, если его личность разносторонне развита, он ориентируется в существующей системе ценностей, способен активно приспосабливаться в обществе, самостоятельно выбирать жизненный путь, самостоятельно развиваться и самосовершенствоваться. В результате социально-психологической адаптации к дошкольной образовательной организации ребенок усваивает модели поведения, социальные нормы, знания, ценности, умения, навыки и благополучно действует в обществе.
Именно в дошкольном возрасте происходит интенсивное овладение новыми формами взаимодействия и общения в социокультурной среде. Многие дети посещают дошкольные образовательные организации и, соответственно, проходят период адаптации.
Дошкольные образовательные организации созданы с целью воспитания, обучения, охраны и укрепления здоровья и физического развития дошкольника, а также создания условий для формирования здорового образа жизни. В детских садах также осуществляется всестороннее развитие и формирование гармонично развитой личности. Дошкольная образовательная организация - это организация, в которой обязательно осуществляется личностно-ориентированный и индивидуальный подход к каждому ребенку [5].
В связи с этим на первый план выходит проблема социальной адаптации детей в условиях дошкольной образовательной организации. Одним из условий эффективного решения данной проблемы является использование средств игровой деятельности, что обусловлено возрастными особенностями дошкольников, а также широким спектром возможностей, предоставляемых данным видом деятельности.
Степень научной разработанности проблемы исследования. В современной зарубежной и отечественной психологической литературе понятие социальной адаптации занимает одно из основных мест, что связано с признанием исследователями того факта, что человек может развиваться, только взаимодействуя с окружающей средой [3].
Проблемами социализации и социальной адаптации интересовались О. А. Ахвердова, В. Ащепков, О. И. Зотова, И. С. Кон, И. Кряжева, Л. М. Растова, Т. Шибутани. Общие вопросы социальной педагогики исследовались следующими авторами: А. И. Акулова, Н. Бекетова, Б. Битинас, В. Бочарова, Т. Васильева, Ю. В. Василькова, Б. 3. Вульфова,
A. Е. Выгорбина, М. А. Галагузова, В. Гурова, М. Гурьянова,
B. Загвязинский, И. Закатова, Л. Мардахаева, Г. А. Новокшонова, Л. Я. Олиференко, В. Семенова, Е. Сорочинская, Г. Филонова, П. А. Штептенко, Т. Ф. Яркина.
В работах Е.М. Александровской, Б.Н. Алмазова, М. Антропова, М. Безруких, А. Беличева, В.С. Богословской, Б.3. Вульфова, Г.Д. Глейзер, И.В. Гребенникова, Т.Ю. Гущина, С.В. Дармодехина, И. Крупина, Ю. Никитина, А. Панова, А. Роботова раскрыты проблемы формирования личности, ее воспитания и социальной адаптации...
Термин «социальная адаптация» понимается как процесс активного приспособления личности к условиям социальной среды, а также тип взаимодействия с ней.
Социальная адаптация человека реализуется в двух основных направлениях: в социально-психологической сфере жизни и в системе общественно-психологических отношений и личностных связей, которые возникают при выполнении ею различных социальных и психологических ролей. В связи с этим целесообразно выделить социально-психологическую адаптацию личности в области профессиональных, учебных, познавательных и иных деятельностных связей и отношений.
В результате социально-психологической адаптации человек учится сравнивать свои цели с ценностями общества. Он остается самим собой, успешно уживается и взаимодействует с другими людьми, становится способным проявлять инициативу, строить планы на будущее и принимать верные решения, а также получать новые знания, умения, навыки, развивать уже имеющиеся. Помимо вышесказанного - человек научается устанавливать близкие, эмоциональные и долгосрочные отношения с другими людьми.
Целью работы являлось создание, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка модели педагогического сопровождения социальной адаптации детей в условиях ДОО средствами игровой деятельности.
Так, в работе представлено обоснование модели педагогического сопровождения социальной адаптации детей в условиях ДОО средствами игровой деятельности, обеспечивающей эффективность включения дошкольников в новую социальную среду.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1) проанализировать понятие «социальная адаптация», выявить сущность данного процесса, его содержание, структуру и особенности социальной адаптации детей в условиях дошкольной образовательной организации;
2) изучить классификации игр и определить особенности их использования в качестве средства социальной адаптации дошкольников;
3) определить роль педагогического сопровождения в успешности социальной адаптации детей в условиях дошкольной образовательной организации;
4) выявить педагогические условия эффективной реализации модели педагогического сопровождения социальной адаптации детей в условиях дошкольной образовательной организации;
5) разработать, теоретически обосновать и апробировать модель педагогического сопровождения социальной адаптации детей в условиях ДОО средствами игровой деятельности.
Новизной исследования является теоретически обоснованная, разработанная и внедренная в педагогический процесс дошкольной образовательной организации модель педагогического сопровождения социальной адаптации детей средствами игровой деятельности, включающая в себя четыре блока: целевой (цель, задачи, ведущие принципы), содержательный (направления педагогического сопровождения),
операционно-деятельностный (формы, методы, приёмы и средства) и оценочно-результативный (показатели, уровни и результат).
Направления педагогического сопровождения адаптации
дошкольников были выделены исходя из видов детской деятельности, и, соответственно, из видов их адаптации: социальной и социально-психологической. Также были определены три уровня адаптированности детей дошкольного возраста в условиях ДОО: низкий, средний и высокий...
Социальная адаптация человека реализуется в двух основных направлениях: в социально-психологической сфере жизни и в системе общественно-психологических отношений и личностных связей, которые возникают при выполнении ею различных социальных и психологических ролей. В связи с этим целесообразно выделить социально-психологическую адаптацию личности в области профессиональных, учебных, познавательных и иных деятельностных связей и отношений.
В результате социально-психологической адаптации человек учится сравнивать свои цели с ценностями общества. Он остается самим собой, успешно уживается и взаимодействует с другими людьми, становится способным проявлять инициативу, строить планы на будущее и принимать верные решения, а также получать новые знания, умения, навыки, развивать уже имеющиеся. Помимо вышесказанного - человек научается устанавливать близкие, эмоциональные и долгосрочные отношения с другими людьми.
Целью работы являлось создание, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка модели педагогического сопровождения социальной адаптации детей в условиях ДОО средствами игровой деятельности.
Так, в работе представлено обоснование модели педагогического сопровождения социальной адаптации детей в условиях ДОО средствами игровой деятельности, обеспечивающей эффективность включения дошкольников в новую социальную среду.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1) проанализировать понятие «социальная адаптация», выявить сущность данного процесса, его содержание, структуру и особенности социальной адаптации детей в условиях дошкольной образовательной организации;
2) изучить классификации игр и определить особенности их использования в качестве средства социальной адаптации дошкольников;
3) определить роль педагогического сопровождения в успешности социальной адаптации детей в условиях дошкольной образовательной организации;
4) выявить педагогические условия эффективной реализации модели педагогического сопровождения социальной адаптации детей в условиях дошкольной образовательной организации;
5) разработать, теоретически обосновать и апробировать модель педагогического сопровождения социальной адаптации детей в условиях ДОО средствами игровой деятельности.
Новизной исследования является теоретически обоснованная, разработанная и внедренная в педагогический процесс дошкольной образовательной организации модель педагогического сопровождения социальной адаптации детей средствами игровой деятельности, включающая в себя четыре блока: целевой (цель, задачи, ведущие принципы), содержательный (направления педагогического сопровождения),
операционно-деятельностный (формы, методы, приёмы и средства) и оценочно-результативный (показатели, уровни и результат).
Направления педагогического сопровождения адаптации
дошкольников были выделены исходя из видов детской деятельности, и, соответственно, из видов их адаптации: социальной и социально-психологической. Также были определены три уровня адаптированности детей дошкольного возраста в условиях ДОО: низкий, средний и высокий...
Подобные работы
- Формирование социальных навыков у детей в условиях дошкольного образовательного учреждения
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2024 - Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения (Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМФОРТА ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ МИГРАНТОВ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2016 - Адаптация детей к условиям детского сада (Смоленский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЧАСТО БОЛЕЮЩЕГО РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Социализация детей старшего дошкольного возраста средствами
игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ
РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2023



