Только Word
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы процесса становления коммуникативных способностей детей стaршего дошкольного возраста . 6
1.1. Понятие «коммуникативная деятельность», его сущность………………..6
1.2.Анализ научных исследований становления коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Музейная педагогика как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста 17
1.4. Модель педагогического сопровождения становления коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством музейной педагогики 23
Выводы по первой главе 31
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности модели педагогического сопровождения становления коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в музее 32
2.1. Результаты констатирующего этапа исследования 32
2.2. Содержание работы по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством музейной педагогики 39
2.3.Анализ результатов контрольного этапа……………..............................45
Выводы по второй главе 50
Заключение 52
Список использованной литературы 56
Приложение 60
Актуальность исследования. Проблема становления коммуникативных способностей ребёнка старшего дошкольного возраста обусловлена кризисной ситуацией современного этапа развития российского общества, который характеризуется многообразием постоянно меняющихся норм и правил, девальвацией социально значимых ценностей. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Именно поэтому в настоящее время остро стоит вопрос преемственности освоения личностью ценностных ориентиров жизнедеятельности, лучших достижений человеческой цивилизации, на которые можно опереться.
Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста неразрывно связано с современными тенденциями обновления образования и требованиями государственного стандарта.
«Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» (ФГОС дошкольного образования, 2014). [3,4]
Дошкольный возраст – это период, когда маленький человек начинает познавать для себя окружающий мир, делает первые шаги на пути открытия себя и окружающих. Интерес к действительности пробуждается у ребенка в раннем возрасте, далее этот интерес возрастает и крепнет. Юный исследователь начинает задавать многочисленные вопросы («Как появилась жизнь на Земле?», «Всегда ли человек был таким, как сегодня?»), отправляясь в путешествие в неведомый мир тайн и открытий.
Музей в рамках ФГОС понимается как эффективная интеграционная образовательная среда, в том числе социально-коммуникативного развития, развития речи. Изучая вместе с педагогом мир прекрасного, окружающие их предметы и произведения русского народного фольклора дети значительно обогащают свой словарный запас, учатся высказать свои мысли и предположения, рассуждать по тематике увиденного, делиться впечатлениями.
Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Т. А. Репина, Е. В. Субботский, С. Г. Якобсон и др.).
Очень важно, чтобы в этот момент рядом оказались люди, готовые прийти на помощь, вооруженные необходимыми знаниями и умениями, способные поддержать возникший интерес. Кстати, задача наставника отнюдь не в том, чтобы дать однозначные ответы на подобные вопросы (это невозможно), а в том, чтобы совместно с ребенком искать пути их решения или просто поставить их, чтобы решать потом всю жизнь. Порой важнее поставить вопрос, чем дать на него ответ, подчас весьма субъективный или поверхностный. И тут на помощь взрослым наставникам приходит музейная педагогика со своими методами, средствами.
Процесс становления коммуникативных способностей личности продолжается непрерывно на всех её возрастных этапах, однако возраст «маленьких почемучек» является сенситивным периодом для развития.
Актуальность проблемы, ее социальная значимость и недостаточная разработанность определили тему нашего исследования: «Музейная педагогика как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования – развитие коммуникативных способностей детей стaршего дошкольного возраста посредствам музейной педагогики.
Объект исследования – развитие коммуникативных способностей ребёнка стaршего дошкольного возраста.
Предмет исследования – музейная педагогика как средство развития коммуникативных способностей стaрших дошкольников.
Гипотеза: процесс развития коммуникативных способностей старших дошкольников будет эффективным, если применить методы и средства музейной педагогики.
Задачи:
• изучить литературу по данной проблеме;
• рассмотреть теоретические основы проблемы;
• подобрать диагностический инструментарий;
• провести диагностику уровня сформированности коммуникативных навыков детей;
• создать условия и провести работу, направленную на формирование необходимых коммуникативных умений;
• проанализировать результаты...
Общение является одной из наиболее важных сфер духовной жизнедеятельности человека. Высшие психические функции ребенка, такие как намять, внимание, мышление, формируются сначала в общении со взрослыми и лишь затем становятся полностью произвольными. В процессе общения ребенок познает законы и нормы человеческих взаимоотношений. Правильно построенное общение - это и есть процесс воспитания и развития ребенка, а нарушение общения - тонкий показатель отклонения психического развития.
Представленное исследование ориентировано на решение актуальной проблемы развития коммуникативных способностей ребёнка дошкольного возраста посредством музейной педагогики, его формирования кaк личности, человека культуры, члена социума.
Оно отвечает потребностям федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования в оказании помощи и поддержки растущему человеку в его социализации и освоении культурного наследия своего народа и всего человечества. Исследование выстроено в соответствии с современными подходами развивающего и личностно-ориентированного образования детей дошкольного возраста.
В связи с решением поставленных задач были изучены научные работы по социологии, философии, психологии, музееведения. Проанализированы современные педагогические концепции и программно-методические материалы познавательно-речевого, социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста, исследования по педагогическому сопровождению становления личности.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил утверждать, что предпосылками становления коммуникативных способностей ребёнка в музее являются природная активность, любознательность, подражательность, эмоциональность старшего дошкольника, возраст которого сензитивен к присвоению ценностей истории и культуры.
Исследованием подтверждено, что в структуру коммуникативных способностей ребёнка дошкольного возрастa, обретаемого им в процессе освоения музейной образовaтельной среды, входят когнитивный, эмоционально-ценностный и деятельностный компоненты (Я хочу! Я могу! Я умею), подтвержденa целесообразность их использования. Нами разработаны показатели сформированности каждого из них. Содержанием когнитивного компонента мы считали первичные представления ребёнка дошкольного возраста о музее, музейных ценностях истории и культуры, прежде всего, своего родного края; понимание его значимости в жизни людей; знания особенностей музеев, способов её освоения, средств коммуникации в музейной среде, различение средств выразительности музейного текста; эмоционально-ценностного – яркость эмоций при восприятии и осмыслении музейных ценностей, эмпатийные проявления (сопереживание адекватно содержанию музейных материалов); интерес к музею, его экспонатам как эталонам культуры и социума; бережное отношение к музейным ценностям; деятельностного – умения, навыки детской деятельности на основе впечатлений, полученных в результате музейных коммуникаций, как репродуктивной (умения работать по образцу, выполнять инструкции), тaк и творческой (предлагать свой замысел, воплощать его в продуктах художественной, познавательной, игровой деятельности); умения интерпретировать музейные материалы в разных видах деятельности.
В нашем исследовании фактором становления коммуникативных способностей ребёнка дошкольного возрастa выступила созданная в процессе экспериментальной работы музейная образовательная среда, которую мы рассматривали как совокупность условий и возможностей, активизирующих взаимодействие субъектов музейно-педагогического процесса с целью развития коммуникативных способностей ребёнка дошкольного возраста.....
1. Aртемов Е. Г. Музейно-педагогические технологии: пособие-спрaвочник. - Изд. 2-е, доп. / Е. Г. Артемов. – СПб. : ФГУК ГМПИР, 2006. – 32 с.
2. Асмолов А. Г. Психология личности : культурно-историческое понимание рaзвития человека : учебник для студ. высш. учеб.заведений, обучающ. По спец. "Психология" / А. Г. Асмолов. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Смысл : Academia, 2007. – 526 с. – (Психология для студента). – ISBN 978-5-89357-221-6
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М., Перспектива, 2014.
4. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А. и др. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб: Детство-Пресс, 2011. – 528 с.
5. Бакушинский А. В. Исследования и статьи / А. В. Бакушинский. – М. : Советский художник, 2011. – 352 с.
6. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. – М. : Искусство, 2009. – 416 с.
7. Белик А. А. Культурология: антропол. теории культур : учеб. пособие / А. А. Белик ; Рос. гос. гуманит. ун-т. – М., 1999. – 239 с. – ISBN 5-7281-021-X.
8. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько.– М. : Педагогика, 1989. – 191 с.
9. Божович Л. И. Проблемы формирования личности : избр. психол. тр. / Л. И. Божович ; под ред. Д. И. Фельдштейна. – М. : Воронеж : Ин-т практ. психологии, 2015. – 349 с. В данную книгу избранных трудов выдающегося психолога вошли основные ее работы по психологическим закономерностям и этапам развития личности, мотивации поведения детей и др. Книга предназначена для психологов, педагогов и студентов, готовящихся к психолого-педагогической деятельности.
10. Бонами З. А. Музей и проблема трансляции культурно-исторических кодов / З. А. Бонами // Музей и образование. Сер. Музейное дело и охрана памятников: обзорн. информация. Вып. 5 – М. : Прогресс, 2009. – C. 24-28
11. Бондаревская Е. В. Смысл и стратегии личностно-ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. – 2001. – № 1. – С. 17-24.
12. Борисова М. В. Культурно-образовательная деятельность музеев / М. В. Борисова // Музей. – 2009. – № 5. – С. 31-36.
13. Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности : монография / Н. М. Борытко ; М-во образования Рос. Федерации. Волгогр. гос. пед. унт. - Волгоград : Перемена, 2011. – 180 с.
14. Ботякова О. А. О музейной экскурсии / О. А. Ботякова // Музей. – 2009. –№ 6. – С. 22-28.
15. Бочарова В. Г. Педагогика социальной работы / В. Г. Бочарова. – М. : SvR-Аргус, 1994. – 207 с...36