ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
|
Только Word
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты информационно-деятельностного подхода в обучении 6
1.1. Сущность и принципы информационно-деятельностного подхода в обучении 6
1.2. Универсальные учебные действия, формируемые при информационно-деятельностном подходе 10
1.3. Специфика построения урока, реализующего информационно-деятельностный подход 14
Выводы по первой главе 18
Глава II. Теоретические аспекты разработки электронно-образовательных ресурсов 19
2.1. Требования к структуре и содержанию разработанного электронно-образовательного ресурса 19
2.2. Этапы разработки электронно-образовательного ресурса по линии «Моделирование и формализация» 25
2.3. Дидактические возможности использования созданного электронно-образовательного ресурса по линии «Моделирование и формализация» 29
Выводы по второй главе 33
Глава III. Методика реализации информационно - деятельностного подхода средствами электронно-образовательного ресурса 34
3.1. Тематическое планирование уроков по линии «Моделирование и формализация» 34
3.2. Описание методики реализации информационно-деятельностного подхода при проведении уроков с использованием электронно-образовательного ресурса по линии «Моделирование и формализация» 43
3.3. Описание результатов апробации педагогического эксперимента 53
Выводы по III главе 70
Заключение 71
Список использованных источников 74
Приложение 1. Электронно-образовательный ресурс по линии «Моделирование и формализация»
Приложение 2. Методическое планирование урока №1 по теме: «Окружающий мир как иерархическая система»
Приложение 3. Методическое планирование урока №2 по теме: «Моделирование как метод познания. Формализация»
Приложение 4. Методическое планирование урока №3 по теме: «Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере»
Приложение 5. Методическое планирование урока №4 по теме: «Построение и исследование физических моделей Инструктаж по ТБ». Практическая работа №32.Проект «Бросание мячика в площадку»
Приложение 6. Методическое планирование урока №5 по теме: «Приближенное решение уравнений». Практическая работа №33.Проект «Графическое решение уравнений»
Приложение 7. Методическое планирование урока №6 по теме: «Приближенное решение уравнений». Практическая работа №34. Проект «Распознавание удобрений»
Приложение 8. Методическое планирование урока №7 по теме: «Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере». Практическая работа №35. Проект «Модели систем управления»
Приложение 9. Методическое планирование урока №8 по теме: «Итоговое тестирование по линии «Моделирование и формализация»»
Приложение 10. Анкета с закрытой формой ответа по теме: «Отношение к работе в ЭОР по линии «Моделирование и формализация в 9-х классах»
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты информационно-деятельностного подхода в обучении 6
1.1. Сущность и принципы информационно-деятельностного подхода в обучении 6
1.2. Универсальные учебные действия, формируемые при информационно-деятельностном подходе 10
1.3. Специфика построения урока, реализующего информационно-деятельностный подход 14
Выводы по первой главе 18
Глава II. Теоретические аспекты разработки электронно-образовательных ресурсов 19
2.1. Требования к структуре и содержанию разработанного электронно-образовательного ресурса 19
2.2. Этапы разработки электронно-образовательного ресурса по линии «Моделирование и формализация» 25
2.3. Дидактические возможности использования созданного электронно-образовательного ресурса по линии «Моделирование и формализация» 29
Выводы по второй главе 33
Глава III. Методика реализации информационно - деятельностного подхода средствами электронно-образовательного ресурса 34
3.1. Тематическое планирование уроков по линии «Моделирование и формализация» 34
3.2. Описание методики реализации информационно-деятельностного подхода при проведении уроков с использованием электронно-образовательного ресурса по линии «Моделирование и формализация» 43
3.3. Описание результатов апробации педагогического эксперимента 53
Выводы по III главе 70
Заключение 71
Список использованных источников 74
Приложение 1. Электронно-образовательный ресурс по линии «Моделирование и формализация»
Приложение 2. Методическое планирование урока №1 по теме: «Окружающий мир как иерархическая система»
Приложение 3. Методическое планирование урока №2 по теме: «Моделирование как метод познания. Формализация»
Приложение 4. Методическое планирование урока №3 по теме: «Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере»
Приложение 5. Методическое планирование урока №4 по теме: «Построение и исследование физических моделей Инструктаж по ТБ». Практическая работа №32.Проект «Бросание мячика в площадку»
Приложение 6. Методическое планирование урока №5 по теме: «Приближенное решение уравнений». Практическая работа №33.Проект «Графическое решение уравнений»
Приложение 7. Методическое планирование урока №6 по теме: «Приближенное решение уравнений». Практическая работа №34. Проект «Распознавание удобрений»
Приложение 8. Методическое планирование урока №7 по теме: «Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере». Практическая работа №35. Проект «Модели систем управления»
Приложение 9. Методическое планирование урока №8 по теме: «Итоговое тестирование по линии «Моделирование и формализация»»
Приложение 10. Анкета с закрытой формой ответа по теме: «Отношение к работе в ЭОР по линии «Моделирование и формализация в 9-х классах»
«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить» - слова Адольфа Дистервега отражают суть современного урока, в основе которого заложен информационно-деятельностный подход.
Информационно-деятельностный подход раскрывает основные закономерности формирования новых психологических способностей учащихся и позволяет успешно спланировать образовательный процесс. Основной идеей информационно-деятельностного подхода является развитие личности учащегося в системе образования, обеспечивающееся формированием универсальных учебных действий (УУД) у учащихся, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса.
В настоящее время интернет-технологии довольно быстро осваиваются современными учащимися, дают им уверенность в себе, сформировать комфортные условия для самореализации и творчества, повышают мотивацию к обучению, расширяют круг общения учащихся, предоставляют большой объем разнообразных образовательных ресурсов. Академик Андрей Петрович Семёнов писал: «Научить человека жить в информационном мире - важнейшая задача современной школы» должен стать определяющим в работе каждого современного учителя.
Поэтому, информатика - это тот учебный предмет, который нельзя представить без использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Их использование помогает экономить время на уроках информатики, активизирует познавательную деятельность, позволяет формировать коммуникативную и информационную компетенции у детей так, как они становятся активными участниками урока.
Таким образом, возникает проблема исследования: каким должен быть электронно-образовательный ресурс (ЭОР), чтобы реализовать информационно-деятельностный подход в обучении.
Объектом исследования является процесс обучения информатике учащихся основной школы.
Предметом исследования является использование ЭОР по линии «Моделирование и формализация» в 9-х классах основной школы как средство реализации информационно-деятельностного подхода.
Цель исследования - разработать ЭОР по линии «Моделирование и формализация» для учащихся 9-х классов основной школы, позволяющий реализовать информационно-деятельностный подход.
Гипотеза исследования: использование ЭОР по линии «Моделирование и формализация», позволит реализовать информационно-деятельностный подход в 9-х классах основной школы и повысит уровень успеваемости у учащихся.
Для достижения этих цели и гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Описать теоретические аспекты информационно-деятельностного
подхода в обучении для выявления универсальных учебных действий (УУД);
2. Проанализировать теоретические аспекты разработки ЭОР с целью выявления требований к его структуре и содержанию, в условиях реализации информационно - деятельностного подхода;
3. Разработать тематическое планирование уроков информатики по линии «Моделирование и формализация» с использованием информационо-деятельностного подхода;
4. Создать электронно-образовательный ресурс по линии «Моделирование и формализация», позволяющий реализовать информационно-деятельностный подход;
5. Описать методику проведения уроков с использованием электронно-образовательного ресурса по линии «Моделирование и формализация»;
6. Провести апробацию материалов ВКР и описать результаты педагогического эксперимента....
Информационно-деятельностный подход раскрывает основные закономерности формирования новых психологических способностей учащихся и позволяет успешно спланировать образовательный процесс. Основной идеей информационно-деятельностного подхода является развитие личности учащегося в системе образования, обеспечивающееся формированием универсальных учебных действий (УУД) у учащихся, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса.
В настоящее время интернет-технологии довольно быстро осваиваются современными учащимися, дают им уверенность в себе, сформировать комфортные условия для самореализации и творчества, повышают мотивацию к обучению, расширяют круг общения учащихся, предоставляют большой объем разнообразных образовательных ресурсов. Академик Андрей Петрович Семёнов писал: «Научить человека жить в информационном мире - важнейшая задача современной школы» должен стать определяющим в работе каждого современного учителя.
Поэтому, информатика - это тот учебный предмет, который нельзя представить без использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Их использование помогает экономить время на уроках информатики, активизирует познавательную деятельность, позволяет формировать коммуникативную и информационную компетенции у детей так, как они становятся активными участниками урока.
Таким образом, возникает проблема исследования: каким должен быть электронно-образовательный ресурс (ЭОР), чтобы реализовать информационно-деятельностный подход в обучении.
Объектом исследования является процесс обучения информатике учащихся основной школы.
Предметом исследования является использование ЭОР по линии «Моделирование и формализация» в 9-х классах основной школы как средство реализации информационно-деятельностного подхода.
Цель исследования - разработать ЭОР по линии «Моделирование и формализация» для учащихся 9-х классов основной школы, позволяющий реализовать информационно-деятельностный подход.
Гипотеза исследования: использование ЭОР по линии «Моделирование и формализация», позволит реализовать информационно-деятельностный подход в 9-х классах основной школы и повысит уровень успеваемости у учащихся.
Для достижения этих цели и гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Описать теоретические аспекты информационно-деятельностного
подхода в обучении для выявления универсальных учебных действий (УУД);
2. Проанализировать теоретические аспекты разработки ЭОР с целью выявления требований к его структуре и содержанию, в условиях реализации информационно - деятельностного подхода;
3. Разработать тематическое планирование уроков информатики по линии «Моделирование и формализация» с использованием информационо-деятельностного подхода;
4. Создать электронно-образовательный ресурс по линии «Моделирование и формализация», позволяющий реализовать информационно-деятельностный подход;
5. Описать методику проведения уроков с использованием электронно-образовательного ресурса по линии «Моделирование и формализация»;
6. Провести апробацию материалов ВКР и описать результаты педагогического эксперимента....
В результате выпускной квалификационной работы бакалавра был разработан электронный образовательный ресурс по информатике для 9 класса по линии «Моделирование и формализация», позволяющий реализовать информационно-деятельностный подход.
Для того, чтобы создать электронно-образовательный ресурс были решены следующие задачи. Описаны теоретические аспекты информационно-деятельностного подхода в обучении для выявления универсальных учебных действий (УУД). Было выяснено, что информационно-деятельностный подход - это подход, при котором происходит формирование и координация учебно-воспитательной деятельности учеников. Сущность информацинно-деятельностного подхода заключается в формировании личности учащегося. По словам А.В. Федотовой, «Универсальные учебные действия - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик». В информационно-деятельностном подходе формируются следующие виды универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Проанализированы теоретические аспекты разработки ЭОР с целью выявления требований к его структуре и содержанию, в условиях реализации информационно-деятельностного подхода. Было выяснено, что электронный образовательный ресурс - это совокупность средств, программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемая на машиночитаемых носителях или в сети. К электронным образовательным ресурсам предъявляется следующий ряд требований: научно-педагогические, технические, эргономические, дидактические. При разработке структуры и содержания ЭОР учитываются следующие принципы: приоритетности, модуля, полноты и наглядности. Процесс создания любого электронно-образовательного ресурса состоит из трех основных этапов: постановка задачи на разработку ЭОР, подготовительный и компоновки.
Разработано тематическое планирование уроков по линии «Моделирование и формализация» в 9-х классах, включающее в себя 8 уроков разных типов таких, как уроки изучения нового материала и урок контроля знаний.
Создан электронно-образовательный ресурс по линии «Моделирование и формализация», который был использован на практике в 9 «А» классе как средство реализации информационно-деятельностного подхода. Электронно-образовательный ресурс схематически поделен на три части верхняя часть, в которой располагается эпиграф и название электронного образовательного ресурса, левая часть, содержащая в себе основную информацию открытых web-страниц и правая часть, представляющая собой меню сайта, в котором можно свободно передвигаться по web-страницам. Разработанный электронно-образовательный ресурс представляет собой сайт светло-голубого дизайна из 24-х web-страниц, имеющий три основных раздела «Главная», «Для учителя», «Для ученика». Активное использование электронно-образовательных ресурсов приводит к изменению в содержания образования, технологии обучения и отношениях между участниками образовательного процесса, поэтому разработанный электронно-образовательный ресурс можно использовать для изучения и закрепления нового материала по линии «Моделирование и формализация» в 9-х классах.
Описана методика реализации информационно-деятельностного подхода при проведении 8-ми уроков с использованием электронно-образовательного ресурса по линии «Моделирование и формализация».
Проведена апробация материалов ВКР и описаны полученные результаты. Педагогический эксперимент проходил во время государственной педагогической практики в течение восьми недель. Проанализировав полученные результаты на начало и конец педагогического эксперимента, можно сделать вывод, что после проведения уроков, разработанных в рамках информационно-деятельностного подхода, с использованием электронно-образовательного ресурса по линии «Моделирование и формализация», в 9-х классах уровень знаний повысился по сравнению с уровнем знаний на начальном этапе. На основании результатов педагогического эксперимента, мы можем судить об эффективности разработанных уроков и использования на них электронно-образовательного ресурса как средство реализации информационно-деятельностного подхода. Таким образом, было доказано, что проведение разработанных уроков, с использованием электронно-образовательного ресурса позволяет реализовать информационно-деятельностный подход на уроках информатики в основной школе. Гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась - использование ЭОР по линии «Моделирование и формализация», позволит реализовать информационно-деятельностный подход в 9-х классах основной школы и повысит уровень успеваемости у учащихся.
Для того, чтобы создать электронно-образовательный ресурс были решены следующие задачи. Описаны теоретические аспекты информационно-деятельностного подхода в обучении для выявления универсальных учебных действий (УУД). Было выяснено, что информационно-деятельностный подход - это подход, при котором происходит формирование и координация учебно-воспитательной деятельности учеников. Сущность информацинно-деятельностного подхода заключается в формировании личности учащегося. По словам А.В. Федотовой, «Универсальные учебные действия - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик». В информационно-деятельностном подходе формируются следующие виды универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Проанализированы теоретические аспекты разработки ЭОР с целью выявления требований к его структуре и содержанию, в условиях реализации информационно-деятельностного подхода. Было выяснено, что электронный образовательный ресурс - это совокупность средств, программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемая на машиночитаемых носителях или в сети. К электронным образовательным ресурсам предъявляется следующий ряд требований: научно-педагогические, технические, эргономические, дидактические. При разработке структуры и содержания ЭОР учитываются следующие принципы: приоритетности, модуля, полноты и наглядности. Процесс создания любого электронно-образовательного ресурса состоит из трех основных этапов: постановка задачи на разработку ЭОР, подготовительный и компоновки.
Разработано тематическое планирование уроков по линии «Моделирование и формализация» в 9-х классах, включающее в себя 8 уроков разных типов таких, как уроки изучения нового материала и урок контроля знаний.
Создан электронно-образовательный ресурс по линии «Моделирование и формализация», который был использован на практике в 9 «А» классе как средство реализации информационно-деятельностного подхода. Электронно-образовательный ресурс схематически поделен на три части верхняя часть, в которой располагается эпиграф и название электронного образовательного ресурса, левая часть, содержащая в себе основную информацию открытых web-страниц и правая часть, представляющая собой меню сайта, в котором можно свободно передвигаться по web-страницам. Разработанный электронно-образовательный ресурс представляет собой сайт светло-голубого дизайна из 24-х web-страниц, имеющий три основных раздела «Главная», «Для учителя», «Для ученика». Активное использование электронно-образовательных ресурсов приводит к изменению в содержания образования, технологии обучения и отношениях между участниками образовательного процесса, поэтому разработанный электронно-образовательный ресурс можно использовать для изучения и закрепления нового материала по линии «Моделирование и формализация» в 9-х классах.
Описана методика реализации информационно-деятельностного подхода при проведении 8-ми уроков с использованием электронно-образовательного ресурса по линии «Моделирование и формализация».
Проведена апробация материалов ВКР и описаны полученные результаты. Педагогический эксперимент проходил во время государственной педагогической практики в течение восьми недель. Проанализировав полученные результаты на начало и конец педагогического эксперимента, можно сделать вывод, что после проведения уроков, разработанных в рамках информационно-деятельностного подхода, с использованием электронно-образовательного ресурса по линии «Моделирование и формализация», в 9-х классах уровень знаний повысился по сравнению с уровнем знаний на начальном этапе. На основании результатов педагогического эксперимента, мы можем судить об эффективности разработанных уроков и использования на них электронно-образовательного ресурса как средство реализации информационно-деятельностного подхода. Таким образом, было доказано, что проведение разработанных уроков, с использованием электронно-образовательного ресурса позволяет реализовать информационно-деятельностный подход на уроках информатики в основной школе. Гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась - использование ЭОР по линии «Моделирование и формализация», позволит реализовать информационно-деятельностный подход в 9-х классах основной школы и повысит уровень успеваемости у учащихся.
Подобные работы
- Электронно-образовательные контенты как средство реализации дополнительного математического образования школьников
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - ДИДАКТИЧЕСКИЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА
УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2016 - Использование электронных образовательных ресурсов с целью развития социокультурной компетенции обучающихся па уроках английского языка в основной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2021 - Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся основной школы на уроках информатики
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Игровые технологии на уроках информатики в 8-9 классе (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2018 - ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТУДЕНТОВ ПРОФЕССОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2020 - WEB-KBECT КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В 9 КЛАССЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2021





