Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Работа №151879

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

информатика

Объем работы161
Год сдачи2015
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты информационно-деятельностного подхода в обучении 6
1.1. Сущность и принципы информационно-деятельностного подхода в обучении 6
1.2. Универсальные учебные действия, формируемые при информационно-деятельностном подходе 10
1.3. Специфика построения урока, реализующего информационно-деятельностный подход 14
Выводы по первой главе 18
Глава II. Теоретические аспекты разработки электронно-образовательных ресурсов 19
2.1. Требования к структуре и содержанию разработанного электронно-образовательного ресурса 19
2.2. Этапы разработки электронно-образовательного ресурса по линии «Моделирование и формализация» 25
2.3. Дидактические возможности использования созданного электронно-образовательного ресурса по линии «Моделирование и формализация» 29
Выводы по второй главе 33
Глава III. Методика реализации информационно - деятельностного подхода средствами электронно-образовательного ресурса 34
3.1. Тематическое планирование уроков по линии «Моделирование и формализация» 34
3.2. Описание методики реализации информационно-деятельностного подхода при проведении уроков с использованием электронно-образовательного ресурса по линии «Моделирование и формализация» 43
3.3. Описание результатов апробации педагогического эксперимента 53
Выводы по III главе 70
Заключение 71
Список использованных источников 74
Приложение 1. Электронно-образовательный ресурс по линии «Моделирование и формализация»
Приложение 2. Методическое планирование урока №1 по теме: «Окружающий мир как иерархическая система»
Приложение 3. Методическое планирование урока №2 по теме: «Моделирование как метод познания. Формализация»
Приложение 4. Методическое планирование урока №3 по теме: «Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере»
Приложение 5. Методическое планирование урока №4 по теме: «Построение и исследование физических моделей Инструктаж по ТБ». Практическая работа №32.Проект «Бросание мячика в площадку»
Приложение 6. Методическое планирование урока №5 по теме: «Приближенное решение уравнений». Практическая работа №33.Проект «Графическое решение уравнений»
Приложение 7. Методическое планирование урока №6 по теме: «Приближенное решение уравнений». Практическая работа №34. Проект «Распознавание удобрений»
Приложение 8. Методическое планирование урока №7 по теме: «Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере». Практическая работа №35. Проект «Модели систем управления»
Приложение 9. Методическое планирование урока №8 по теме: «Итоговое тестирование по линии «Моделирование и формализация»»
Приложение 10. Анкета с закрытой формой ответа по теме: «Отношение к работе в ЭОР по линии «Моделирование и формализация в 9-х классах»

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить» - слова Адольфа Дистервега отражают суть современного урока, в основе которого заложен информационно-деятельностный подход.
Информационно-деятельностный подход раскрывает основные закономерности формирования новых психологических способностей учащихся и позволяет успешно спланировать образовательный процесс. Основной идеей информационно-деятельностного подхода является развитие личности учащегося в системе образования, обеспечивающееся формированием универсальных учебных действий (УУД) у учащихся, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса.
В настоящее время интернет-технологии довольно быстро осваиваются современными учащимися, дают им уверенность в себе, сформировать комфортные условия для самореализации и творчества, повышают мотивацию к обучению, расширяют круг общения учащихся, предоставляют большой объем разнообразных образовательных ресурсов. Академик Андрей Петрович Семёнов писал: «Научить человека жить в информационном мире - важнейшая задача современной школы» должен стать определяющим в работе каждого современного учителя.
Поэтому, информатика - это тот учебный предмет, который нельзя представить без использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Их использование помогает экономить время на уроках информатики, активизирует познавательную деятельность, позволяет формировать коммуникативную и информационную компетенции у детей так, как они становятся активными участниками урока.
Таким образом, возникает проблема исследования: каким должен быть электронно-образовательный ресурс (ЭОР), чтобы реализовать информационно-деятельностный подход в обучении.
Объектом исследования является процесс обучения информатике учащихся основной школы.
Предметом исследования является использование ЭОР по линии «Моделирование и формализация» в 9-х классах основной школы как средство реализации информационно-деятельностного подхода.
Цель исследования - разработать ЭОР по линии «Моделирование и формализация» для учащихся 9-х классов основной школы, позволяющий реализовать информационно-деятельностный подход.
Гипотеза исследования: использование ЭОР по линии «Моделирование и формализация», позволит реализовать информационно-деятельностный подход в 9-х классах основной школы и повысит уровень успеваемости у учащихся.
Для достижения этих цели и гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Описать теоретические аспекты информационно-деятельностного
подхода в обучении для выявления универсальных учебных действий (УУД);
2. Проанализировать теоретические аспекты разработки ЭОР с целью выявления требований к его структуре и содержанию, в условиях реализации информационно - деятельностного подхода;
3. Разработать тематическое планирование уроков информатики по линии «Моделирование и формализация» с использованием информационо-деятельностного подхода;
4. Создать электронно-образовательный ресурс по линии «Моделирование и формализация», позволяющий реализовать информационно-деятельностный подход;
5. Описать методику проведения уроков с использованием электронно-образовательного ресурса по линии «Моделирование и формализация»;
6. Провести апробацию материалов ВКР и описать результаты педагогического эксперимента....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате выпускной квалификационной работы бакалавра был разработан электронный образовательный ресурс по информатике для 9 класса по линии «Моделирование и формализация», позволяющий реализовать информационно-деятельностный подход.
Для того, чтобы создать электронно-образовательный ресурс были решены следующие задачи. Описаны теоретические аспекты информационно-деятельностного подхода в обучении для выявления универсальных учебных действий (УУД). Было выяснено, что информационно-деятельностный подход - это подход, при котором происходит формирование и координация учебно-воспитательной деятельности учеников. Сущность информацинно-деятельностного подхода заключается в формировании личности учащегося. По словам А.В. Федотовой, «Универсальные учебные действия - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик». В информационно-деятельностном подходе формируются следующие виды универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Проанализированы теоретические аспекты разработки ЭОР с целью выявления требований к его структуре и содержанию, в условиях реализации информационно-деятельностного подхода. Было выяснено, что электронный образовательный ресурс - это совокупность средств, программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемая на машиночитаемых носителях или в сети. К электронным образовательным ресурсам предъявляется следующий ряд требований: научно-педагогические, технические, эргономические, дидактические. При разработке структуры и содержания ЭОР учитываются следующие принципы: приоритетности, модуля, полноты и наглядности. Процесс создания любого электронно-образовательного ресурса состоит из трех основных этапов: постановка задачи на разработку ЭОР, подготовительный и компоновки.
Разработано тематическое планирование уроков по линии «Моделирование и формализация» в 9-х классах, включающее в себя 8 уроков разных типов таких, как уроки изучения нового материала и урок контроля знаний.
Создан электронно-образовательный ресурс по линии «Моделирование и формализация», который был использован на практике в 9 «А» классе как средство реализации информационно-деятельностного подхода. Электронно-образовательный ресурс схематически поделен на три части верхняя часть, в которой располагается эпиграф и название электронного образовательного ресурса, левая часть, содержащая в себе основную информацию открытых web-страниц и правая часть, представляющая собой меню сайта, в котором можно свободно передвигаться по web-страницам. Разработанный электронно-образовательный ресурс представляет собой сайт светло-голубого дизайна из 24-х web-страниц, имеющий три основных раздела «Главная», «Для учителя», «Для ученика». Активное использование электронно-образовательных ресурсов приводит к изменению в содержания образования, технологии обучения и отношениях между участниками образовательного процесса, поэтому разработанный электронно-образовательный ресурс можно использовать для изучения и закрепления нового материала по линии «Моделирование и формализация» в 9-х классах.
Описана методика реализации информационно-деятельностного подхода при проведении 8-ми уроков с использованием электронно-образовательного ресурса по линии «Моделирование и формализация».
Проведена апробация материалов ВКР и описаны полученные результаты. Педагогический эксперимент проходил во время государственной педагогической практики в течение восьми недель. Проанализировав полученные результаты на начало и конец педагогического эксперимента, можно сделать вывод, что после проведения уроков, разработанных в рамках информационно-деятельностного подхода, с использованием электронно-образовательного ресурса по линии «Моделирование и формализация», в 9-х классах уровень знаний повысился по сравнению с уровнем знаний на начальном этапе. На основании результатов педагогического эксперимента, мы можем судить об эффективности разработанных уроков и использования на них электронно-образовательного ресурса как средство реализации информационно-деятельностного подхода. Таким образом, было доказано, что проведение разработанных уроков, с использованием электронно-образовательного ресурса позволяет реализовать информационно-деятельностный подход на уроках информатики в основной школе. Гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась - использование ЭОР по линии «Моделирование и формализация», позволит реализовать информационно-деятельностный подход в 9-х классах основной школы и повысит уровень успеваемости у учащихся.


1. Абалуев Р.Н. Интернет-технологии в образовании: учебно-методическое пособие/ Р.Н. Абалуев, Н.Г. Астафьева, Н.И. Баскакова и др. Интернет-технологии в образовании [Текст]: учебно-методическое пособие. Ч.3. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2002. - 114 с. Ч.3. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2002. - с.114.
2. Аветисян Д.Д. Образовательные Интернет-порталы и дистанционное обучение. [Электронный ресурс]// Материалы семинара "Интернет-порталы. Содержание и технологии" / ГНИИ «Информика». 2005 г.-27.04.2015- Режим доступа: http://www.informika.ru.
3. Асмолов А.Г. Виды универсальных учебных действий. Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: учебник/ А.Г. Асмолов.- М., 2010. - с. 231.
4. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. - М.: Просвещение, 2008. - с.162.
5. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения./А.Г. Асмолов// Педагогика.-2009.-№4.-с.18-22.
6. Байдак В.А. Деятельностный подход в обучении математике: от концепции до внедрения/ В.А. Байдак// Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета» - 2006, с.13.
7. Бешенков В.А.Моделирование и формализация./ В.А. Бешенков, В.Ю. Лыскова, Н.В. Матвеева, Е.А. Ракитина//Информатика и образование.-1999.-№6.-с.21-27.
8. Бордовский Г.А. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: Научно-методические материалы / Г.А. Бордовский и др. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. - с.31.
9. Задорина О.С. Основы дидактики [Текст]: учебное пособие/ О.С. Задорина. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2012.- с.128.
10. Зайцева Н.В. Из опыта развития творческого потенциала нетипичных детей/ Н.В. Зайцева, Д.В. Зайцев//Педагогика, 2006, № 5 , с. 11.
11. ИнтеВики [Электронный ресурс]//Нашел ЭОР сам, покажи другому! -27.04.2015 - Режим доступа: http://wiki.iteach.ru/index.php.
12. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. Стандарты второго поколения.- М. Просвещение, 2010.- с.151.
13. Кондаков А.М. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект /Рос. акад. Образования/ А.М. Кондаков, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - с.15.
14. Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования [Текст]: учебно-методическое пособие/ Ю.З. Кушнер. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. - с.66.
15. Немов Р.С. Психология [Текст]: учебник для студ. высших педагогических учебных заведений: в 3 кн. 4-е изд. - кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики/ Р.С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - с.640....


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ