Только Word
Введение
Глава 1. Теоретические основы применения проектной деятельности в обучении
1.1. Становление и развитие теории проектного обучения
1.2. Характеристика проектного обучения в школьном биологическом образовании
1.3. Применение проектного метода в формировании предметных компетенций учащихся на уроках биологии
Глава 2. Методика организации проектной деятельности школьников по биологии в 8 классе
2.1. Методика организации проектной деятельности школьников в процессе обучения биологии
2.2. Экспериментальная проверка результативности методики организации проектной деятельности на уроках биологии в 8 классе
Заключение
Литература
В связи утверждением нового ФГОС проектная деятельность школьников становится обязательным компонентом образовательной программы школы, что подразумевает намного более широкий охват всех обучающихся, чем в настоящее время. Необходимость включения всех обучающихся обусловлена не только потребностью общества в обнаружении и поддержке особо одарённых обучающихся, но в большей степени тем, что проектная и исследовательская деятельность способствует формированию компетенций, необходимых каждому гражданину для успешного включения в социально-экономическую жизнь общества. Человек учится самостоятельно планировать и последовательно реализовывать свои жизненные потребности, доводить начатое дело до логического завершения; учится мыслить последовательно и логично, адекватно оценивать происходящие события и явления с помощью научного метода; приобретает умение отфильтровывать и критически осмысливать информацию, поступающую из СМИ и рекламы [8].
Один из путей решения данной проблемы нам видится в использовании при изучении природы родного края технологии учебного проектирования.
Все выше сказанное определило выбор тему нашего исследования. Проектная деятельность как средство формирования и развития предметных компетенций при обучении биологии в 8 классе
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс по биологии в 8 классе.
Предмет исследования: возможности проектной деятельности в формировании у учащихся предметных компетенций при обучении биологии в 8 классе.
Цель исследования заключается в разработке и проверке эффективности методики организации проектной деятельности в развитии предметных компетенций учащихся 8 класса по биологии.
Для достижения поставленной цели, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Разработать учебный проект по формированию и развитию предметных компетенций на основе проектной деятельности.
3. Экспериментально проверить эффективность методики формирования и развития предметных компетенций через проектную деятельность.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- анализ и обобщение психологической, педагогической и методической литературы по теме исследования;
- анализ контрольных работ учащихся;
- методы математической статистики.
Исследование проходило на базе МБОУ «Мининская СОШ», Емельяновского района Красноярского края, и включало в себя три этапа.
Этапы исследования.
1. Констатирующий этап. На данном этапе изучалась психолого-педагогическая литература, определялась методика проведения эксперимента, осуществлялась диагностика начального уровня развития интереса учащихся к урокам биологии; проводилось анкетирование учителей биологии
2. Формирующий этап. На данном этапе исследования разрабатывалась и апробировалась экспериментальная методика формирования и развития предметных компетенций в процессе обучения биологии 8 классе.
3. Контрольный этап. На данном этапе проведен анализ, систематизация и обобщение данных, полученных в ходе педагогического исследования, формулировка выводов и оформление выпускной квалификационной работы.
Современная школа работает в условиях, когда изменилась парадигма образования, требующая развития личности учащегося в процессе обучения. Эта проблема встает особенно остро сейчас, когда разработана Концепция модернизации российского образования, Вводятся Государственные стандарты биологического образования в средних школах России. На фоне всех школьных преобразований проблема формирования исследовательских умений учащихся приобретает еще большую актуальность. Потребность в грамотной личности, способной применять биологические знания на практике.
Анализ психолого-педагогической литературы, и образовательной практики позволил сделать заключение, что значительный потенциал в развитии компетенций и формировании компонентов компетенций школьников Под проектной деятельностью понимается вид учебной деятельности, объединяющий в себе элементы проектной и исследовательской при этом основополагающим звеном выступает проектирование учебных объектов, каждый этап, которого сопровождается исследованием, самостоятельным поиском знаний, как о самом объекте проектирования, так и о способах решения проектных задач.
На основе анализа литературы выделены компетенции, компоненты которых могут быть развиты, сформированы у школьников в холе проектной деятельности.
Результаты проведенного нами экспериментального исследования подтвердили: при несомненно ведущей организационной роли урока возникает потребность в усилении взаимосвязей между всеми организационными формами и, первую очередь, между уроком лабораторной работами. Полученные на уроках биологические знания учащиеся должны практиковать, используя материальную базу кабинета биологии.
Педагогический эксперимент позволяет сделать вывод о результативности предложенной в данном исследовании методики организации проектной деятельности школьников в 8 классе при обучении биологии.
1. Анисимова В.С., Бруновт Е.П. Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека – М.: Просвещение, 1987. - 128 с.
2. Ачекулова Л.И., Прохорчук Е.Н. Учебное проектирование по биологии в школе: лабораторный практикум для студентов биологических специальностей пед. вузов. Красноярск, 2007. 76 с.
3. Биология. 5-11 классы: программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника / авт.-сост. Г.М. Пальдяева. - М.: Дрофа, 2009. - 92 с.
4. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. Учебник для студентов биол. фак. пед. ин-тов. Изд. 3-е.М.: просвещение, 1976. 383 с.
5. Гилева Е. А. История развития метода проектов в Российской школе //Наука и школа. 2007. №4 с 13-15
6. Гилева Е. А., Егоров Ю. С. Метод проектов — эффективный способ повышения качества образования // Школа. — 2001. — № 2. — С. 69-74.
7. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования. № 2, 2000. C. 36-43
8. Громова Л.А. Организация проектной и исследовательской деятельности школьников: биология: 5-9 классы: методическое пособие / Л.А. Громова. М. -.6 Вентана – Граф, 2014. – 160 с.
9. Гузеев В. В. "Метод проектов" как частный случай интегративной технологии обучения//Директор школы. № 6, 1995. С. 14-18
10. Дж. Дьюи. Демократия и образование: пер. с англ. М.: Педагогика-Пресс, 2000. 384 с.
11. Зверев, И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека – М.: Просвещение, 1983.-239 с.
12. Кальченко Е.И. Гигиеническое обучение и воспитание школьников – М.: Просвещение, 1984. -127 с.
13. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Белов И.Н.– Биология. Человек. 8 кл.: Учебник / М.: Дрофа, 2000.-336 с.
14. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Белов И.Н.Тематическое и поурочное планирование к учебнику “Биология”. Человек. 8 кл. – М.: Дрофа, 2002.-176 с.
15. Кыверялг, А.А.Вопросы методики педагогических исследований.Ч.1 / А.А. Кыверялг. – Талин: «Валгус»,1971 – 134с....36