Только Wоrd
Ведение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы изучения молодежи в политическом процессе…………………………………………………………………………..8
1.1. Молодежь в политическом процессе: концептуальный анализ…8
1.2. Участие молодёжи в электоральном процессе……………….…24
Выводы по первой главе………………………………………………………..43
Глава 2. Институциональные и неинституциональные формы участия молодежи в политическом процессе Красноярского края……………………………………………………………………………….44
1.
2.1. Молодежный парламентаризм как форма вовлечения молодежи в политический процесс………………………………………………..44
2.2. Неинституциональные формы участия молодежи в политическом процессе Красноярского края……………………………………….57
Выводы по второй главе………………………………………………………..64
Заключение……………………………………………………………………….65
Библиографический список…………………………………………………….69
Актуальность проблемы исследования обусловлена ростом политической активности граждан, которые повлиять на современный политический процесс. На сегодняшний день наблюдается заметное усиление влияния молодежи на функционирование политической системы общества, на формирование политических институтов и, в конечном счете, на процесс принятия и приведения в жизнь политических решений. Выявление причин, форм и механизмов включения молодежи в современный политический процесс актуализирует тему данного исследования.
Политическая практика показывает, что в глобальном мире стратегические и политические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно развивать инновационный потенциал молодежи. Определение векторов молодежной политики, направленных на развитие, совершенствование и реализацию в политическую жизнь созидательного потенциала современной молодежи делает тему исследования актуальной.
В Красноярском крае наблюдается расширение возможностей для реализации молодых людей, как в политической, так и других сферах общественной жизни, что может выступать залогом развития партнерских отношений между молодежью и политической властью, условием стабильности и устойчивого развития общества и государства. В связи с этим становится актуальным изучение вопросов, связанных с осмыслением роли молодежи в современном политическом процессе, изучением форм и содержания ее политической активности, механизмов реализации государственной молодежной политики и оптимизации деятельности институтов политического участия молодежи в политическом процессе.
Указанные тенденции теоретического и прикладного плана показывают острую необходимость дальнейшего углубленного политологического анализа рассматриваемых вопросов.
Степень изученности: Проблемы становления гражданского общества в России, политической трансформации, ценностных ориентаций россиян, в том числе молодежи, рассматривали О.В Гаман-Голутвина, Е.В. Галкина, Л.Г. Ионин, Б.Г. Капустин, Г.В. Косов и др. Ю. Е. Растов, И.Н. Гаврилова занимались исследованием политической и гражданской активности отдельных групп населения и конкретные форм этого участия.
Большой вклад в исследование мотивов вовлечения индивида в политику внесли А. Маслоу, В.Н. Бабенко, Т.Г. Биткова, М.К. Горшков, Е.Б. Калоева, Г.И. Климанова, А.И. Ковалев, В.А. Луков, Л.С. Лыкошина, H.A. Хохлова, Л.Н. Шаншиева, Ф.Э. Шереги, Ф.И. Храмцова, и др.
Теорию политического участия изучали Е.А.
Ануфриев, Д.В. Гончаров, Н.Д. Уварова и др. Проблемы участия молодежи в различных современных политических институтах рассматривал А.И. Соловьев.
Осмысление феномена политической активности молодежи в политическом процессе изначально предприняли зарубежные и отечественные ученые различных направлений политологической мысли - структурного функционализма (Т. Парсонс, Р. Мертон и др. ), бихевиоризма (Г. Лассуэлл и Ч. Мерриам ), системного подхода
Д. Истон, Г. Алмонд, Н. Луман, К. Дойч, институционализма и неоинституционализма (C.B. Патрушев, П.В. Панов, С.Г. Айвазова, Л.Я. Машезерская, Т.В. Павлова и др. ), конфликтологического (Р. Дарендорф, Л. Козер).
Ю.А. Зубок, И.М. Ильинским, Э.Ш. Камалдиновым, A.B. Родионовым, Б.А. Ручкиным, В.И. Чупровой, A.B. Шароновым подготовлены государственные доклады о положении молодежи в Российской Федерации. Основные идеи, представленные в них, впоследствии получили освещение в научной литературе....
В рассматриваемой работе проводилось рассмотрение роли молодежи в политических процессах, а так же институциональные и неинституциональные формы участия молодежи в политическом процессе на примере Красноярского края.
Действительно, повышение значения роли молодежи в политической жизни страны находит своё отражение в процессах развития всего общества. Положение молодежи в обществе, отношение общества к молодежи – важнейшая функция, идентифицирующая возможность рассматриваемого общества адаптироваться к внешним изменениям, прогрессировать и развиваться в такт с новшествами и современными нормам. Поэтому стоит отметить в качестве важного вывода факт степени заинтересованности и участия молодежи в политических процессах. Общую политическую ситуацию в стране определяет степень включенности или отчуждения молодежи от участия в политических процессах.
В рамках изучения роли молодежи в политических процессах можно отметить, что молодежь является движущей силой, способной привлекать к себе внимание со стороны общественности. Для политиков молодежь – важный ресурс, служащий признаком перспективности предлагаемых идей, являющийся исполнителем в будущем различных имеющихся проектов и программ. Тем самым для молодежи отводится серьезная и значимая роль – непосредственное влияние и управление сферами жизнедеятельности всего общества. Однако в ходе изучения настоящей темы было установлено, что основной негативной чертой является отсутствие заинтересованности к планированию будущего и управлению со стороны молодой части общества. Потеря интереса молодежи к политике обуславливается многими причинами: от имеющегося недоверия к существующим политическим силам, чьи полномочия настали в исторически непростое время, до безразличия к общественным процессам вследствие скрытой пропаганды к антиобщественному образу жизни. Для «сглаживания», а в лучшем случае – предотвращения негативных моментов политикам и управленцам, будучи заинтересованным сторонам, разумно создавать благоприятные условия и поддерживать деятельность молодых людей с целью появления интереса к политической жизни своего государства у молодежи. Очевидно, что перевод молодежи на стадию активного участника современного политического процесса зависит, в первую очередь, от разновидности политического режима, зрелости формы самого политического процесса, степени влияния официальной власти на общество, уровня развития информационной составляющей социально-политической жизни.
Меры, предпринимаемые для реализации «сглаживания» негативных моментов, были изучены на примере крупного отдельного субъекта РФ – Красноярского края.
Молодежный парламент Красноярского края имеет ярко выраженную структуру с наличием постоянных комиссий для решения определенных задач в соответствующих сферах жизнедеятельности. Их деятельность осуществляется на безвозмездной основе. При этом выяснилось, что гражданин, желающий принять участие в молодежной политике Красноярского края, сталкивается с трудностями попадания в состав молодежного парламента. Для разрешения поставленной проблемы в работе была предложена модель формирования молодежного парламента, заключающаяся в создания автоматизированной системы, позволяющей создать доступную среду для открытия возможностей молодежи с целью принятия участия в политике края.
В настоящей работе рассмотрена парламентарная организация Красноярского края, носящая название «Молодежное Правительство дублеров Красноярского края». В результате было отмечено, что структура Молодежного правительства аналогична структуре Правительства Красноярского края. Вследствие чего создается у молодого поколения понимание, как должна быть устроена работа ведущего политического органа края. Боле того, имея схожую структуру, молодежь в дальнейшем способна привносить изменения, оптимизирующие работу Правительства Красноярского края. Особого внимания заслуживают общественно-значимые проекты, продвигаемые молодежным правительством. Все предлагаемые проекты направлены на улучшение качества жизни населения края в целом, поддерживаются министерствами Красноярского края. Тесное сотрудничество начинающий свой путь молодых политиков и министров, ответственных за различные сферы жизни населения, приносит свои плоды: признание молодежного правительства Красноярского края в качестве лучшего в России. Это свидетельствует об успешно проводимой политики по вовлечению молодежи в политическую жизнь края. Во многом, таких результатов, возможно, не было бы без дополнительного развития инициатив. В работе анализировались такие проекты по выявлению и развитию инициатив, как ТИМ «Бирюса», «Молодежный конвент», «Новый фарватер», «Красноярский молодежный форум». Очевидным преимуществом проектов является содействие появлению и поддержание становления молодежи, которая адаптируется под современные реалии, может шагать в ногу со временем и готова к использованию в повседневности лучших мировых стандартов жизни. Огромное внимание уделяется творческой деятельности молодежи. Благодаря имеющимся проектам имеется возможность для самореализации молодого поколения, выстраивания своего виденья образа жизни большого края. Именно такая молодежь в недалеком будущем будет выстраивать стратегию развития своего края, а, возможно, и страны в целом....
Положение о конкурсе «Красноярский молодежный форум», направленном на поддержку инициативы молодёжных и детских объединений, 2014 года в рамках грантовой программы Красноярского
края «Социальное партнерство во имя развития» № 3, от 28.04.2014
2. Федеральный закон "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" от 28.06.1995 N 98-ФЗ (ред. от 05.04.2013)
3. Положение о молодежном парламенте Красноярского Края
II. Монографии, научные статьи
4. Авксентьев В. А., Гриценко Г. Д., Дмитриев A. B. Региональная конфликтология: концепты и российская практика / Под ред. чл-корр. РАН М.К. Горшкова. - М.: Альфа-М, 2008. - 368 с.
5. Апанасенко Т. Е., Болдырева Е. Л., Быков И. А. и др. Политические отношения и процессы. – СПб., 2002. - С. 119-126
6. Баранов A.B. Акторы региональных политических процессов в постсоветской России. - Краснодар: Изд-во Кубан. гос. ун-та, 2005. - 344 с.
7. Баранов H. A. Политические отношения и политический процесс в современной России: План и содержание курса - СПб.: БГТУ, 2003. - 395 с.
8. Беляева H. M. Молодые парламентарии Пермского края как сообщество политически активной молодежи // VI Всероссийский конгресс политологов «Россия в глобальном мире: институты и стратегии политического взаимодействия». Материалы. Москва, 22-24 ноября 2012 г. - М.: РАГТН, 2012. - С. 70-71
9. Буханова Т. Н. Электоральное поведение молодежи: реалии и проблемы // Журнал о выборах. - 2005. - № 2. - С. 5-7
10. Бычков Д. В. Российские партии в процессе политической социализации молодежи в условиях современной России // Философия. Политология. - 2009. - № 1.
11. Винокурова М. С., Панкратов С. А. Гражданская идентичность российской молодежи в электоральном цикле 2011-2012 гг.: между позитивом и негативом. - Краснодар, 2012. - 240 с.
12. Володин А. Г. Гражданское общество и модернизация в России. Истоки и современная проблематика // Полис. - 2000. - № 3. - С. 104-116
13. Гущин О. В. Государственная молодежная политика в регионе: проблемы моделирования в современных условиях // Социология власти. - 2007. - № 4. - С. 124-130
14. Дорофеев В. И., Чекмарев Э. В. Политическое участие молодежи в условиях транзитивности российского общества (региональный аспект) // Известия Саратовского университета. - Сер. Социология. Политология. - Саратов, 2007. - Вып. 1. - С. 75 - 84...47