Только Word
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы организации урока по ОБЖ с применением здоровье-сберегающих технологий….…………………………..6
1.1. Здоровый образ жизни: его сущность и содержание………………………6
1.2. Укрепление здоровья и физическое воспитание учащихся школьного возраста…………………………………………………………………………..14
1.3. Методика формирования представлений детей школьного возраста о здоровом образе жизни……………………………………………………….…22
1.4. Здоровьесберегающие технологии формирования основ здорового образа жизни ………………………………………………………………………….…27
Глава 2. Экспериментальное исследование проблемы организации урока по ОБЖ с применением здоровьесберегающих технологий………………….….41
2.1. Описание выборки исследования………………………………………….41
2.2. Методики исследования………………………………………………….…41
2.3 Описание здоровьесберегающих технологий , применяемых в педагогическом эксперименте………………………………………………..…43
Глава 3. Анализ результатов исследования……………………………….…...46
Заключение и выводы………….…………………………………………..……51
Библиографический список……….……………………………………..……..52
Приложения…………………………………………………………….….…….56
Здоровье населения страны – высшая национальная ценность, и возрождение наций должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей.
С 2005 года в стране действует национальный проект «Здоровье», одной из целей которого является укрепление здоровья граждан, возрождение профилактического направления. В 2009 году основным направлением проекта стала программа формирования здорового образа жизни, в которой определена задача воспитания в каждом человеке потребности в укреплении своего здоровья, расширении функциональных резервов организма, активного привлечения населения к занятиям физкультурой и спортом [2].
Очевидна значимость формирования у детей школьного возраста определенной базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Проблема здоровья детей всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития школьника. В частности, в условиях системного рассогласования отношений человека с внешней природной средой необходим пересмотр педагогических путей и условий валеологического воспитания детей. В силу этого возникает потребность в создании гибких социально-педагогических технологий здоровьесберегающего обучения и воспитания личности в условиях государственных воспитательно-образовательных учреждений.
Использование педагогами данных технологий позволит сформировать основы здорового образа жизни, развить у ребенка чувство сопереживания другим людям, определенные навыки саморегуляции, позволяющие предупреждать девиантное поведение.
Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. По данным Министерства образования Российской Федерации за 2006 г., 87 % учащихся нуждаются в специальной поддержке. До 60 - 70 % учащихся к выпускному классу имеют нарушенную структуру зрения, 30 % - хронические заболевания, 60 % - нарушенную осанку [7, 10]. Исходя из этого, становится ясно, что проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, большую помощь в этом вопросе может оказать валеологическая служба. Фундаментом валеологии – науки о здоровье является знание нормальной физиологии и прежде всего физиологии здорового ребенка, возрастную психологию, что позволяет формировать, сохранять, укреплять здоровье человека, гармонично развивать личность.
Следовательно, в вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, валеологии, социальные педагоги и другие специалисты.
Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах обучения и развития.
Применяя такие методы, как динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксацию, гимнастику: пальчиковую, для глаз, дыхательную; физкультурные занятия, занятие по ОЗОЖ, самомассаж, повышается результативность образовательного процесса, формируются у учащихся ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.
Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психо-эмоциональное самочувствие и здоровье детей. Способствует снижению заболеваемости, повышению уровня физической подготовленности, сформированности осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
Итак, актуальность работы обусловлена тем, что здоровье учащихся ухудшается в период обучения в школе.
Объект исследования: образовательный процесс по ОБЖ.
Предмет исследования: применение здоровьесберегающих технологий на уроках ОБЖ.
Цель исследования: оценить воздействие некоторых здоровьесберегающих технологий на эффективность обучения учащихся 5-класса на уроках ОБЖ
Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить проблемы и особенности использования здоровьесберегающих технологий на уроках ОБЖ с помощью литературных источников.
2. Разработать уроки по ОБЖ с применением здоровьесберегающих технологий.
3. Оценить влияние здоровьесберегающих технологий на эффективность обучения учащихся пятых классов.
Гипотеза исследования: предполагается, что применение здоровьесберегающих технологий на уроках ОБЖ позволит снизить воздействие школьных факторов риска и повысить уровень успеваемости школьников.
База исследования: МБОУ СОШ №49 г. Красноярска.
Практическая значимость работы: предложенные материалы могут быть использованы педагогами образовательных учреждений.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Итак, рациональная организация урока, внедрение в процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений: способствует лучшему усвоению учебного материала, снимает проблемы переутомления, отсутствия интереса к учебе, дети сохраняют активность до конца урока, им нравится узнавать все больше нового. Анализируя результат применения здоровьесберегающих технологий в экспериментальном классе, можно заключить об эффективности их применения на уроках ОБЖ.
В результате были сделаны следующие выводы:
1. В настоящем разработано большое количество здоровьесберегающих технологий, но в практической деятельности, в том числе и на уроках ОБЖ они применяются недостаточно.
2. На основании анализа научно-методической литературы предложены здоровьесберегающие технологии (точечный массаж головы, динамические паузы, смена активных поз, эмоциональная разрядка и др.) для применения в практической деятельности на уроках ОБЖ.
3. Применение здоровьесберегающих технологий положительно влияет на восприятие учебного материала учащимися: в экспериментальном классе средний балл увеличился на 3.6, в то время как в контрольном на 2.7.
Таким образом, можно утверждать, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение.
Абрамова Г.С. Возрастная психология.- М.: Академический проект, 2003.- 704 с.
2. Айзман Р.И. Здоровье и безопасность участников образовательного процесса – ключевая задача современной системы образования.// Мат. Междунар. Науч.-практич. Конф. «Профессиональное самоопределение учащейся молодежи региона в условиях сохранения и укрепления здоровья». – Кемерово: КРИРПО, 2013 – с. 13-15.
3. Антропова М.В. Гигиена детей и подростков. - М.: Медицина, 1982. 176с.
4. Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление у учащихся в традиционной школьной среде.- Сергиев посад, 1995, 42 с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.: Просвещение, 1987.- 283с.
6. Вайнер Э. Н. - Валеология: Учебник для вузов.- М.:Роспедагентство, 2004. — 277с.
7. Вайнер Э.Н. Стратегия и содержание здоровьесберегающего образования.// ОБЖ. Основы безопасности жизни, 2012. - № 11. – с. 39-47.
8. Выготский Л. С. Педология подростка. - М.: Роспедагентство, 2007. -232с.
9. Глазырина Л.Д., Овсянкин ВА. Методика физического воспитания детей школьного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М., 2009.
10. Гуров В.А. Влияние технологического компонента образовательной среды на процесс психологического развития младших школьников. Монография, - Красноярск: Поликом, 2008. – 258с.
11. Дмитриев А.А. Оздоровление учащихся средствами физической культуры. - Красноярск, 1990. 81с.
12. Драгунова Т.В. Кризис объясняли по-разному // Хрестоматия по
возрастной психологии. — М.: МПСИ, 1996. — С. 237—239.
13. Ермолаева М.В. Психология развития.- М.: МПСИ, 2003.- 376с.
14. Зайцев Н.К., Колбанов В.В. Стратегия понимания здорового образа жизни у учителей//Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Выпуск 3. - Владивосток: Дальнаука, 2006. -с. 148-153.
15. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века / Авт.-сост. Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. — М., 2000....45