Только Word
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения городских агломераций 5
1.1 Процесс урбанизации и его особенности 5
1.2 Понятие городской агломерации 9
1.3 Территориальная структура городских агломераций 12
1.4 Опыт формирования городских агломераций в Российской Федерации 15
Глава 2. Особенности формирования и развития Красноярской городской агломерации 20
2.1Основные положения схемы территориального планирования Красноярской городской агломерации 20
2.2 Проблемы и перспективы развития Красноярской городской агломерации 37
Глава 3. Возможности реализации схемы территориального планирования Красноярской городской агломерации 51
Заключение 58
Библиографический список 60
Необходимость изучения такого явления, как формирование городских агломераций, связано с изменениями, происходящими в российской экономике. В современной экономике именно городские агломерации становятся основными центрами развития национальных экономик, так в результате территориального единства концентрации производств и других экономических факторов, наблюдается так называемый агломерационный эффект, который возникает в результате того, что совместимые объекты, которые компактно размещены на территории агломерации, функционируют всегда эффективнее, чем все те же объекты, но которые изолированы друг от друга.
Определяющими0признаками городской агломерации является наличие естественно складывающегося взаимодействия хозяйственного, финансового,0демографического,0инфраструктурного,0 рекреационного, пространственного, культурно-исторического потенциала0городских и сельских0поселений в зоне экономической и социальной0активности одного0или нескольких0крупных0городов.
В начале 2008 г. правительство Красноярского края объявило о формировании Красноярской агломерации - проекта национального масштаба, формирующего качественно новый уровень жизни населения, создающего перспективы гармоничного развития для всех областей жизнедеятельности, как в финансово-экономической, промышленной, так и в социально-культурных сферах. Формирование Красноярской городской агломерации приведет к комплексному развитию территории, увеличивая промышленный, научный, культурный потенциал, что в свою очередь обеспечит максимальную занятость населения и создаст стратегические предпосылки конкурентоспособности экономики. Развитие территории имеет большое значение для ее включения в интеграцию общемирового цивилизационного пространства.
Целью данной дипломной работы является изучение и характеристика особенностей формирования Красноярской городской агломерации, а также выявление возможностей реализации схемы территориального планирования.
Объектом исследования являются городские агломерации.
Предметом – Красноярская городская агломерация.
При написании работы были поставлены следующие задачи: 1) Проанализировать теоретические аспекты в изучении городских агломераций; 2) Рассмотреть особенности формирования и развития Красноярской городской агломерации; 3) выявить проблемы и перспективы развития Красноярской городской агломерации; 4) Выявить возможности реализации схемы территориального планирования Красноярской городской агломерации.
В работе использованы методы: анализ научной, учебной и методической литературы по исследуемой проблеме; картографический метод, статистический метод, исторический метод.
В данной дипломной работе рассматривалась актуальность и необходимость территориального планирования Красноярской городской агломерации, и особенности, связанные с ее формированием.
Красноярская городская агломерация включает в себя следующие субъекты: города Красноярск, Сосновоборск, Дивногорск, и четыре района - Емельяновский, Манский, Сухобузимский, Березовский. Данные города и муниципальные образования имеют разницу в уровне развития. Все четыре района являются неурбанизированными территориями, поэтому в данных образований появился эффект маятниковой миграции, связанные с перемещениями в город-ядро агломерации – Красноярск. Города Сосновоборск и Дивногорск являются урбанизированными территориями, но в них наблюдается острая нехватка рабочих мест, поэтому много людей из этих городов работают в Красноярске. Таким образом, между Красноярском и данными территориями возникает тесная связь, которая способствует формированию Красноярской городской агломерации.
Такие субъекты как Дивногорск, Емельяновский и Манский районы имеют высокий туристско-рекреационный потенциал, благодаря наличию богатых природных ресурсов, связанные с разнообразием ландшафта. Данный потенциал тесно связан с развитием туристических услуг Красноярска.
Березовский, Емельяновский, Манский и Сухобузимский районы имеют большое значение для формирования продовольственной базы Красноярска, в этих районах можно успешно развивать первичный сектор экономики, а на базе аэропорта «Емельяново» можно осуществлять как межрегиональные связи, так и международные, охватывая различные секторы экономики.
Красноярск в структуре Красноярской городской агломерации играет роль многофункционального центра, где сосредоточены финансово-деловые отношения, где развивается научно-технологическая база, связанная с инновационной деятельностью, который характеризуется многоотраслевым промышленно-производственным потенциалом, а также является крупнейшим транспортным центром и заключает в себе большую информационную базу.
Основными проблемами в формировании Красноярской городской агломерации являются: наличие неблагоприятных природно-климатических условий, усугубленные антропогенной деятельностью; неблагоприятная экологическая обстановка; низкая концентрация рекреационных зон; несовершенство городской застройки, которая не учитывает других факторов; наличие значительных объемов ветхого и аварийного жилья; шумовое загрязнение; закрытость города Железногорск; несостоятельность на управленческом уровне, связанная с реорганизацией корпорации «Красноярск-2020».
Но, тем не менее, развитие Красноярской городской агломерации имеет ряд преимуществ: Красноярская агломерация позиционируется как площадка для внедрения инновационных технологий, является открытой ареной для проведения комплексных мероприятий по улучшению качества жизни населения, является привлекательным регионом для инвестирования, а значит, это территория, способная к развитию человеческого потенциала и развитию экономики.
Таким образом, добиться положительного агломерационного статуса и обеспечить высокий уровень качества жизни населения возможно только при правильном управлении процессами развития территорий.
1. Алисов Н.В., Хорев Б.С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор) – М.: Гардарики, 2003, - 704с.
2. Бухарова Е.Б Асимметрия и многогранность Красноярской агломерации / Е.Б Бухарова // VIII конференция ОЭСР. – Красноярск, 2012.
3. Географический энциклопедический словарь: Понятия и термины/Под ред. А.Ф. Трешникова. – М.: Советская энциклопедия, 1988. – 448 с.
4. Емельянова Н.В. Агломерационные процессы и трансформация расселения Сибири / Н.В. Емельянова. - М.: Эслан, 2010. - С. 263-281.
5. Желясков А.Л. Социально-экономические аспекты формирования территорий пригородных поселений / А.Л. Желясков, А.Н. Поносов. – Пермь: ПГСА, 2007. – 15 с.
6. Зеленская Т.В. Развитие экономики города в условиях агломеративных процессов на примере Красноярска / Т.В. Зеленская // Практика муниципального управления. - 2012. - № 6. – С. 18-27.
7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] URL: http://government.ru/info/6217/ (дата обращения 16.05.2015)
8. Лаппо Г.М. География городов. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 478 с.
9. Любовный В.Я. Городские агломерации в России: проблемы развития и регулирования // Сборник трудов Академических чтений «Проблемы развития агломераций в России». – М.: КРАСАНД, 2009. – С. 17-33.
10. Максаковский В.П. Географическая картина мира. – Ярославль: Верхне-Волжское кн. изд-во, 1998. – Ч. II. – 496 c.
11. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. – М.: Просвещение, 2000. – 350 с.
12. Мировая урбанизация: географические проблемы/Под ред. Ю.Л. Пивоварова, О.В. Грицай. – М.: Московский филиал Географического общества СССР, 1989. – 118 с.
13. Михайлова М.А. Городская агломерация как новая форма межмуниципального сотрудничества / М.А. Михайлова // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2012. – №6 (74). – С.114-117.
14. Музалевский К.Л. Пространственно-расселенческая структура городской агломерации: согласование интересов населения и обслуживающих компаний (на примере транспортных): автореф. дис. на соиск. уч. ст. к. э. н. / К.Л. Музалевский. – Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2012. – 24 с.
15. Нещадин А. Городские агломерации как инструмент динамичного социально-экономического развития регионов России / А. Нещадин, А. Прилепин // Общество и экономика. 2010. - № 12. – С. 8- 10....31