Только Word
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Исследование влияния развода родителей на личность ребенка в психологической науке.
1.1. Феномен детской тревожности……………………………………..6
1.2. Особенности развития личности ребенка старшего дошкольного возраста. ……………………………………………………………….27
1.3. Влияние развода родителей на развитие личности ребенка…….34
Глава 2. Эмпирическое исследование тревожности детей старшего дошкольного возраста переживших развод родителей.
2.1. Описания методов исследования и характеристика экспериментальной выборки……………………………………...42
2.2. Результаты изучения тревожности старшего дошкольного возраста, пережившие развод родителей…………………………45
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по снижению тревожности у детей старшего дошкольного возраста пережившие развод родителей……………………………………50
Заключение……………………………………………………………………….54
Библиографический список……………………………………………………..57
Приложение ………………………………………………………………...........63
В современных условиях социально-экономического развития общества семьи, в традиционном понимании, теряет свою важность, значимость, слабеют внутрисемейные связи в нашей стране.
Развод оказывает огромное влияние на развитие ребенка. Больше всего дети боятся, что они не смогут больше общаться с отцом или матерью, с бабушкой или дедушкой, с родственниками и друзьями, к которым они привыкли с младенчества.
Дети опасаются грядущих изменений в их жизни. Ведь им, вероятно, придется приспосабливаться к другому режиму дня, к другим домашним обязанностям. Например, переезд на новое место жительства – это большой стресс и для взрослого человека.
Иногда испытанное ребенком ощущение потери одного из родителей, перерождается в страх потери и второго. Дети перестают чувствовать себя в опасности, их волнует, кто будет о них заботиться.
Споры и напряженность в отношениях родителей приводят к тому, что дети начинают чувствовать свою вину за происходящее в доме. А попытки каждого из взрослых привлечь детей на свою сторону ведут к тому, что дети перестают доверять обоим родителям и чувствуют себя полностью одинокими.
Актуальность работы. Распад семьи является острой проблемой современного общества. В настоящее время наблюдается стремительный рост количества разводов. По данным статистики, за последние годы резко возрастает число детей, которые воспитываются в неполных семьях, где воспитателем является мать. Жизнь и условия воспитания ребенка без отца имеют свою специфику и отличаются от жизни ребенка в полной семье. Даже если мать старается восполнить отсутствие отца и делает все возможное, чтобы соединить в себе обоих родителей, она в принципе не может реализовать одновременно обе родительские позиции – материнскую и отцовскую. Раттер М. отмечает, что эти условия жизни ребенка будут отражаться ни особенностях его личностного развития, его эмоциональном самочувствии, самооценке, отношении к окружающим людям. Исследования свидетельствуют о травмирующей роли развода на личность ребенка. Факт развода вызывает такие тяжелые последствия, как неврозы, депрессивные состояния и различные нарушения в поведении. Однако вопрос о том, являются ли эти отклонения временными или сохраняются спустя нескольких лет после расторжения брака, остается открытым. Учитывая массовый характер такого явления, как неполная семья, актуальным становится вопрос о том, имеет ли воспитание в неполной семье устойчивые и закономерные последствия для развития личности ребенка.
Эту проблему изучали: Аронс К., Акерман Н., Валлерштейн Дж.В., Голод С.И., Дружинин В.Н., Келли Дж.В., Ковалев А.Г., Маслоу А., Раттер М., Харчев А.Г., Целуйко В.М., Фигдор Г., Фромм Э.
Цель: изучение влияния развода родителей на тревожность детей старшего дошкольного возраста.
Объект: детская тревожность старшего дошкольника.
Предмет: тревожность детей старшего дошкольного возраста, переживших развод родителей.
Гипотеза: тревожность детей старшего дошкольного возраста, пережившие развод родителей, будет выше в связи с тем, что дисгармония в супружеских отношениях, влияет на эмоциональное состояния ребенка.
Исходя из цели, гипотезы и предмета исследования, можно выделить его задачи:
1) Проанализировать различные точки зрения ученых на предмет влияния семейного фактора на развитие личности дошкольников.
2) Изучить психологическую литературу по проблеме разводов в семьях и их влияния на эмоциональную сферу дошкольников.
3)Установить выраженность негативных личностно-эмоциональных особенностей у детей.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы и методики:
1. Анализ научной литературы.
2. Эмпирический метод – проективный.
Методики:
1. Опросник Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М «Уровень тревожности ребенка». 2. Исследование тревожности при помощи «Теста тревожности» Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена.
3. Исследование тревожности у детей дошкольного возраста с помощью проективной методики «Дом, дерево, человек» Романова Е.С., Потемкина С.Ф.
Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов.
По мнению авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина и других) ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям.
В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и страхи у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие).
Одним из условий, влияющих на проявление тревожности у детей, как указывают исследователи С.В. Ковалёв, А.И. Захаров, И. Коган и другие, является психологический микроклимат семьи. По данным демографа А.Г. Волкова, среди детей дошкольного возраста каждый десятый ребенок воспитывается одним родителем, а среди детей школьного возраста - каждый седьмой. Сегодня среди семей разведённых родителей по-прежнему наиболее распространена «материнская» семья. Однако все больше увеличивается и количество семей с одинокими отцами. При этом задача оставшегося родителя сохранить благоприятный микроклимат в семье и обеспечить полноценное развитие и воспитание ребенка является очень сложной.
В результате проделанной работы мы пришли к следующим заключениям.
1. Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности:
- формируется устойчивая структура мотивов;
- зарождаются новые социальные потребности.
Старший дошкольный возраст - период активного развития и становления познавательной деятельности. В этот период происходят значительные изменения структуры и содержания детской деятельности. Начиная с подражания взрослому, через расцвет сюжетно-ролевой игры, ребенок приходит к овладению более сложными видами деятельности, требующими нового, произвольного уровня регуляции, основанного на осознании целей и задач деятельности и способов их достижения, умении контролировать свои действия и оценивать их результат (труд и учение). Эти изменения в детском сознании приводят к тому, что к концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний. Иными словами, у него формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению.
2. На протяжении всего детства семья для ребенка играет важную роль в развитии личности. Как будет вести себя ребенок, во многом зависит от того, в каком эмоциональном состоянии находится он сейчас, нравится ли ему то, что ему предлагают делать. Кроме того, следует помнить, что эмоции, стресс, испытанные в детстве, оказывают большое влияние на всю жизнь. Если можно ребенку передать знания, развить речь, сформировать ряд навыков и т. д., то нельзя упрочить все это без эмоционального подкрепления. Совместные исследования психологов и медиков показали, что даже в грудном возрасте дети способны остро переживать психологическую травму, которую испытывает в процессе или в результате развода их мать. Результатом реагирования на депрессивное послеразводное состояние матери может быть даже гибель младенца - «грудничка». Ученые полагают, что это происходит потому, «что новорожденные пребывают как бы в симбиозе с матерью, остаются частью ее организма. Исследования показали, что при кормлении грудью частота колебаний глазного яблока и частота сосательных движений у малыша совпадают с частотой пульса матери. Полностью идентичны электроэнцефалограммы у матери и ее младенца» [8. C. 19]. Воспитание детей в неполной семье сопряжено с трудностями различного характера, однако, следует отметить, что и в неполной семье возможно правильное воспитание ребенка.
3. В результате проведенного эмпирического исследования нами было выявлено, что уровень тревожности у детей из семей разведенных родителей выше, чем у детей из полных семей.
4. Коррекция тревожности у детей должна идти в трех направлениях:
1. Повышение самооценки.
2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
3. Снятие мышечного напряжения.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. Вузов/Г.С. Абрамова. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 672 с.
2. Агеева, О.В. Влияние неполной семьи на развитие личности ребенка (половозрастной аспект) / О.В. Агеева // Материалы межрегиональной межвузовской научно-практической конференции. - Пермь: ПГПУ, 2003. - 512 с.
3. Акивис Д.С. Отцовская любовь. – М.: Профиздат, 1989. – 208 с.
4. Аккерман Н. Роль семьи в появлении расстройств у детей // Семейная психотерапия. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – с. 329.
5. Антонов, А.И. Социология семьи. [Текст] А.И. Антонов, В.М. Медков. - М.: Проспект, 1996. - 355 с.
6. Аракелов Г.Г., Шишкова Н. Тревожность, методы ее диагностики и коррекции. // Вестн. Моск. ун-та, сер. 14. – психология. 1998. – №1. – с. 18–32.
7. Аронс К. Развод: крах или новая жизнь? Пер. с англ. – М.: Мирт: фирма «Настя», 1995. – 437 с.
8. Астапов, В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. /В.Н. Астапов //Психологический журнал, 1992.- Т.13 - №5. - С. 24 - 32
9. Брель, Е.Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции [Текст]/ Е.Ю. Брель. - Кемерово, 1999. - 122с.
10. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. – М.: Педагогика, 1990.
11. Буянов М.И. Ребенку нужна родительская любовь. – М.: Знание, 1984. – 80 с.
12. Валлерштейн Дж.В., Келли Дж.В. Последствия развода родителей: переживания ребенка в период поздней латентности (пер. с англ. Е. Егоровой) // Лабиринты одиночества: пер. с англ. / Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. – М.: Прогресс, 1989.
13. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия/ А.Я. Варга //Основные направления современной психотерапии. - М.: «Когито-Центр», 2000 г. - С. 26 - 38.
14. Видра Д. Развод: трагедия или надежда: По страницам научных трудов Гельмута Фигдора // Дошкольное воспитание. – 1998. – №12. – с. 83–88.
15. Витакер К. Полуночные размышления семейного терапевта /Пер. с англ. М.И. Завалова. – М.: Независимая фирма «Класс», 2004. – 208 с....66