Только Word
Введение 3
Глава I Социальные отношения в Афинах 20
§ 1. Социальная структура афинского общества 20
§ 2.Институт семьи и брака в афинском обществе 22
§ 3 Nothoi как особая социальная группа афинского общества 27
§ 4 Вольноотпущенники как особая социальная группа афинского общества .34
§ 5 Метеки и их положение в Афинах 36
§ 6 Рабы и их положение в Афинах 38
§ 7 Вопрос о гражданских правах и изменениях в гражданской общине 40
ГЛАВА II. Доходы, финансы и кредит в Афинах 43
§ 1. Из чего состояло богатство в Афинах? 43
§ 2. Товарищеские займы (eranoi) в Афинах 48
§ 3. Экономическая несправедливость в доходах 53
§ 4. Лаврийские рудники 56
Заключение 59
Список источников и литературы 62
Актуальность исследования:
Социально - экономические отношения в Греции представляют большой интерес для исследователей в связи с вопросом о кризисе полиса. Особенный интерес в этой связи представляют Афины, так как именно по данному полису сохранилось огромное количество исторических источников. Общепринятым, хотя и не бесспорным, является в антиковедении утверждение, что период конца V-IV вв. до н.э. - это кризис полиса. Поэтому, интересно проследить, в какой мере кризисные явления могут отразиться в таком специфическом источнике, как речи афинских ораторов. Учитывая особую субъективность содержания этих источников, важно понять, как чувствовали сами политические деятели особенность эпохи и в какой форме это могло проявиться в их произведениях. Тем более, что ораторы стали играть в IV в. до н.э. исключительную роль в политической, социальной, экономической жизни Афин. По крайней мере, если в первой половине V в. до н. э. политики, такого уровня как Фемистокл, обходились своим природным ораторским дарованием, то уже в середине века, ситуация резко меняется, к примеру, Перикл, бессменный стратег Афин в течение 15 лет, проявлял живой интерес к приемам ораторского искусства, а среди представителей следующего поколения политических деятелей не осталось уже ни одного серьезного государственного мужа, который не начинал бы свою политическую карьеру с овладения техникой красноречия. В IV в. все ведущие политики одновременно были и выдающимися ораторами, но и наоборот: роль публичного красноречия была столь велика, что практически невозможно было бы найти в общественной жизни Афин более влиятельную фигуру, чем специалист в искусстве красноречия. На память сразу приходит блестящая плеяда афинских ораторов и вместе с тем политиков, таких как Лисий, Демосфен, Эсхин, и многих других.
Таким образом, объектом данного исследования является Афинский полис в конце V в. до н.э. – до 20-х гг. IV до н.э., тогда как предметом данной работы являются особенности социально-экономического развития данного полиса в указанный период.
Цель работы:
• выявить особенности социально-экономического развития Афин на основе материалов речей афинских ораторов.
Задачи работы:
• Выявить особенности развития социальных отношений в Афинах в рамках указанного периода
• Выявить особенности развития экономических отношений в Афинах в рамках указанного периода
• Сделать вывод о наличии или отсутствии признаков кризиса полиса
• Выяснить степень информативности речей афинских ораторов как исторического источника по теме
Географические рамки исследования:
Географическими рамками данного исследования является Юг Балканского полуострова, область Аттика, территория Афинского полиса.
Хронологические рамки исследования:
Нижней границей исследования будет являться конец V в. до н.э., связанный с окончанием Пелопонесской войны и началом нового исторического этапа в жизни Афинского полиса. Кроме того, именно в этот указанный период первые ораторы из «канона десяти» начали писать речи, представляющие для нас интерес.
Верхней границей данного исследования мы берём конец 20-х гг. IV в. до н.э., так как, несмотря на подчинение Эллады Македонией в 338 г. до н.э. Афины продолжали некоторое время существовать в привычных социально-экономических рамках. Об этом нам позволяют судить дошедшие до нас речи афинских ораторов, относящиеся к 30-20-м гг. IV в. до н.э.
Методология исследования: При работе с источниками автор работы предпочел использовать историко-филологический метод. Также применяются общие методы научного познания, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция.
Источниковая база работы: Исходя из формулировки темы работы, ведущими источниками являются речи афинских ораторов конца V- IV в. до н.э. Речи афинских ораторов относятся к нарративным источникам.
Под термином «афинские ораторы» в данной работе следует понимать 10 знаменитых ораторов, список которых «в эллинистическую эпоху в Александрии был назван «канон десяти»1. В этот канон входят Антифонт, Андокид, Лисий, Исей, Исократ, Демосфен, Гиперид, Ликург, Эсхин и Динарх2.
Первым оратором в каноне указан Антифонт (480 – 411 гг. до н.э.). Некоторые учёные склонны отождествлять Антифонта Афинского (софиста) с Антифонтом из дема Рамнуса. К примеру, С.Я. Лурье и Ж. Пендрик3 считают, что это два разных персонажа. М. Гагарин4 же считаетего одним и тем же человеком. От Антифонта до нас полностью дошли шесть произведений. Три из них – так называемые «Тетралогии» – в данной работе рассматриваться не будут. Хотя они и являются по форме речами, но не были созданы для выступления в суде, и представляют собой либо школьные риторические упражнения, либо философские труды. Остаются три речи, которые и были использованы в данной работе: «Против мачехи», «Об убийстве Герода», «О хоревте». Как раз эти именно три речи представляют для нас интерес в связи с процессами об убийстве, а также помогают лучше понять социально-политический климат конца V в. в Афинах....
Период IV в. до н.э. можно характеризовать развитием и углублением кризиса греческой полисной системы. Афины конца V-IV в. до н.э. представляли собой рабовладельческое общество, которое представляло сложную структуру. На самом верху социальной структуры были полноправные граждане, наделённые всеми правами и обязанностями, среди которых в первую очередь важны политические права, а также право на собственность. Причём недвижимость могли иметь только граждане. Но как раз, с конца V в. начинается постепенное предоставление права на любую собственность лицам негражданского происхождения. Но это всего лишь полбеды. Настоящий удар для стабильности полисной структуры – это проникновение метеков и вольноотпущенников в категорию граждан через списки демов, а также, через решение главы семейства, который зачастую даровал гражданство незаконнорожденным, так называемым nothoi. Как мы уже отмечали, сохранению полисной общины способствовало сплочение во время военных конфликтов. Однако примеры из речей афинских ораторов, особенно Демосфена, показывают плачевный процесс вырождения полисного ополчения, на смену которому приходят профессионалы-наёмники, большинство из которых бедняки, которым некуда податься. В связи с этим остро возникает вопрос о полисной солидарности. Ведь полис ранее держался на сотрудничестве в социальной сфере знатных граждан и всей остальной массы населения. Теперь же эта хрупкая длань сотрудничества надломилась. Ограничений для предпринимательской деятельности лицам негражданского происхождения становилось всё меньше и меньше.
Даже многие рабы, которых в научной литературе именуют «агентами» намного богаче многих афинских граждан, ведь граждане привыкли думать, что торговать на агоре – это позор. Для рабов-агентов открывалась перспектива стать вольноотпущенником при благосклонности хозяина. Так как рабы, которые представляют интересы своих господ на местах, занимались порой серьёзным бизнесом, им было достаточно легко найти определённых друзей, попросить их сделать им беспроцентный товарищеский заём, механизм которого мы рассматривали во второй главе, и потом расплатиться с хозяином. Так как вольноотпущенники были в некоторой зависимости от хозяина, как правило, они продолжали представлять интересы бывшего хозяина на том же месте, но теперь уже с другим социальным статусом. Вольноотпущенники тесно были связаны с аттической почвой, мало подвержены текучести, таким образом, составляя устойчивую прослойку населения Афин, даже более, чем переселившиеся чужаки, метеки.
Если подытожить, то о метеках и вольноотпущенниках можно сказать, что они восполняли те пробелы, которые возникали из-за пренебрежительного отношения полноправных граждан к ремесленной и торговой деятельности. Пока граждане слушали речи ораторов и голосовали камешками, метеки и вольноотпущенники наращивали своё экономическое влияние. Также надо отметить, что Афинский полис стал остро нуждаться в финансах, и справиться за счёт внутренних резервов он не смог, так как хоть Лаврийские рудники и принадлежали государственным структурам, новые афинские богачи набивали свои карманы, оставляя государство с носом. Но с другой стороны, надо отметить, что хотя бы в Лаврийских рудниках был закрыт доступ негражданам, что хоть как-то сохраняло некую былую консервативность, так называемую полисную исключительность.
Речи афинских ораторов отчетливо демонстрируют кризис, переживавшийся Афинским полисом в IV в. до н.э. В социальной сфере – это разрушение полисной солидарности, разобщение интересов знатных и массы. В экономической сфере – это увеличение удельного веса в хозяйственной деятельности лиц негражданского происхождения и некоторые симптомы трансформации мышления ряда граждан, интересы которых зачастую могут идти вразрез с афинскими (к примеру, Эсхин и другие, которые разбогатели на македонских подарках). Выбор приоритета между государственными и частными интересами (старание перевести имущество в «невидимую категорию») в пользу последних, вполне объясняет дальнейшую судьбу Афинского полиса.
Итак, наша гипотеза относительно речей афинских ораторов как исторического источника, что они содержат объективную и важнейшую информацию по социально-экономическим отношениям, позволяющим сделать вывод о кризисе Афинского полиса в рассматриваемый период, оправдалась на выше обозначенных выводах.
Также важно отметить, что степень информативности речей ораторов как исторического источника очень высокая. Они содержат достаточно исчерпывающую информацию, несмотря на их субъективность.
1. Андреев В.Н. Аграрные отношения в Аттике в V- IV вв. до н.э. // Античная Греция. Т. 1.
2. Глускина Л.М. О специфике греческого классического полиса в связи с проблемой его кризиса // ВДИ. 1973. № 2.
3. Глускина Л.М. Nothoi в социальной структуре афинского общества // ВДИ. 1987. №3.
4. Глускина Л.М. Афинские метеки в борьбе за восстановление демократии в конце V в. до н. э. // ВДИ. 1958. № 2.
5. Глускина Л.М. Имущественные отношения и рабство в Аттике IV в. до н. э. по речам Исея. В кн. Проблемы социально-экономической истории Древнего мира М.;Л., 1963.
6. Глускина Л.М. О правовом положении афинских вольноотпущенников в IV в. до н. э. // ВДИ. 1965. № 1.
7. Глускина Л.М. Проблемы социально-экономической истории Афин в IV в. до н. э. Л., 1975.
8. Глускина Л.М. Социальные институты, экономические отношения и правовая практика в Афинах IV в. до н.э. по судебным речам демосфеновского корпуса // Демосфен. Речи в трех томах. Т. 2. М., 1994.
9. Глускина Л.М. Судебные процессы по делам, связанным с рудниками, в Афинах IV в. до н. э. // ВДИ. 1967. № 1.
10. Грейс Э. Правовое положение рабов в делах об убийстве // ВДИ, 1974. № 2.
11. Доватур А.И. Рабство в Аттике в VI - V вв. до н. э. Л., 1980.
12. Карпюк С.Г. Общество, политика и идеология классических Афин. М., 2003.
13. Кошеленко Г.А. Полис и город: к постановке проблемы // ВДИ. 1980. № 1.
14. Куторга М.С. История афинской республики от убиения Иппарха до смерти Мильтиада. СПб., 1848.
15. Маринович Л.П. Мидий и его друзья, или Демосфен против плутократов. // ВДИ. 1998. №2....27