Только Word
Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 7
1.1. Общее представление о памяти в психологии 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика процесса запоминания у школьников с нарушением интеллекта 21
1.3. Особенности кратковременной памяти школьников с нарушениями интеллекта 27
Глава 2. Констатирующий эксперимент и его анализ 37
2.1. Организация и методика исследования 37
2.2. Анализ результатов исследования памяти школьников с нарушениями интеллекта 42
Глава 3. Содержание работы по развитию памяти школьников с нарушениями интеллекта на уроках истории 46
3.1. Подходы к изучению курса «История» в школе для школьников с интеллектуальными нарушениями 46
3.2. Комплекс упражнений по развитию кратковременной памяти школьников с нарушениями интеллекта на уроках истории 52
Заключение 61
Список используемой литературы 63
Приложение 68
Актуальность. Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФГОС О УО (ИН)) предусмотрено изучение истории с 6 по 9 класс и выделено на этот предмет в учебном плане 2 часа в неделю (68 часов в год). Подход к усвоению исторического материала для этой категории детей определяется тем, что умственно отсталые обучающиеся не в состоянии овладеть систематическими курсами из-за стойкого нарушения познавательной деятельности, «недоразвития познавательных процессов». Исходя из чего, изучение курса «История» распределено на три года обучения, что позволит учащимся усвоить наиболее важные исторические события и явления.
Дисциплина «История» выполняет главную роль в процессе воспитания и развития личности учащихся с нарушением интеллекта, формирования их гражданской позиции, воспитания патриотизма и уважения к своей Родине, ее историческому прошлому.
Пропедевтикой изучения курса истории, в соответствии с учебным планом, являются разные учебные предметы (Окружающий социальный мир, Окружающий природный мир, Мир истории и т.д.), содержание которых планируется с учетом основного принципа специальной психологии: коррекционно-развивающий характер учебного предмета (на основании требований ФГОС О УО (ИН) [65].
Проблема развития памяти детей с нарушением интеллекта актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом обучения. С помощью памяти школьник овладевает опытом поколений, применяет свой личный опыт в практической деятельности, расширяет знания, совершенствует навыки и умения.
По мнению отечественных исследователей практики образования [13,16,18,21,27 и т.д.] у обучающихся с нарушениями интеллекта запоминание любого материала затруднено, объем запоминаемого ограничен. С. Л. Рубинштейн [60] указывал, что учебный материал у обучающихся с нарушениями интеллекта запоминается фрагментарно, бессистемно и недостаточно прочно.
В настоящее время исследования по развитию памяти школьников с нарушением интеллекта являются наиболее значимыми и актуальными. Интерес к проблеме развития памяти обусловлен тем, что роль данного процесса важна не только в обучении, но и в психической жизни школьников, в решении проблем их дальнейшей трудовой и (или) профессиональной занятости.
Память можно определить, как психологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведен материала. Процесс запоминания учебного материала начинается с кратковременной памяти. Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но с установкой на последующее воспроизведение материала. Кратковременная память является своеобразным пропускным пунктом, минуя который ничто не может проникнуть в долговременную память. Благодаря ей преобразовывается самый значительный объем информации, отсеивается ненужная и в результате не происходит перегрузки долговременной памяти. Именно поэтому в нашем исследовании одним из ключевых понятий будет «кратковременная память».
С учетом особенностей кратковременной памяти школьников с нарушениями интеллекта необходимо строить учебный процесс в школах, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с нарушениями интеллекта. Однако, сегодня не достаточно разработано методическое обеспечение работы по развитию кратковременной памяти школьников с нарушениями интеллекта на уроках истории. Отсюда можно сформулировать проблему исследования.
Проблема исследования. Для усвоения школьниками с нарушениями интеллекта исторических знаний необходимо на уроках истории организовывать работу по развитию кратковременной памяти, однако, в настоящее время отсутствует методическое обеспечение/рекомендации по содержанию и организации данной работы.
Таким образом, все вышесказанное обусловило актуальность выбранной темы исследования «Методическое обеспечение работы по развитию памяти школьников для получения исторических знаний».
Объект: процесс коррекции и развития кратковременной памяти школьников с нарушениями интеллекта.
Предмет: методические рекомендации по коррекции и развитию кратковременной памяти школьников с нарушениями интеллекта на уроках истории.
Цель: теоретически обосновать и разработать методическое обеспечение работы по развитию памяти школьников с нарушениями интеллекта для получения исторических знаний.
Задачи:
1. раскрыть содержание и сущность понятия «память» в теории и практике современного образования.
2. выявить особенности кратковременной памяти школьников с нарушениями интеллекта.
3. обосновать сущность организации и содержания работы по развитию кратковременной памяти школьников с нарушениями интеллекта на уроках истории.
4. разработать методические рекомендации по развитию кратковременной памяти школьников с нарушениями интеллекта на уроках истории.
Гипотеза: процесс получения исторических знаний школьниками с нарушениями интеллекта будет результативным, если разработано методическое обеспечение работы по развитию кратковременной памяти обучающихся данной категории на уроках истории.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования; эмпирические: констатирующий эксперимент, наблюдение, беседа.
Апробация работы. Эмпирическая база исследования: на базе КГБОУ «Красноярская школа №8»; обучающиеся с нарушениями интеллекта 8,9 классов, в количестве 29 человек (8 класс - 13 человек, 9 класс - 16 человек).
Структура работы включает в себя: введение, три главы основного содержания, заключение, список литературы, приложения.
Проанализировав литературу по проблеме исследования, мы пришли к следующим выводам.
Память – это сложный психический процесс, который проявляется в запоминании, сохранении и воспроизведении информации. Память, представляющая собой один из ведущих компонентов познавательной деятельности, тесно взаимодействует со всеми другими психическими процессами и личностью в целом. Продуктивность памяти во многом зависит от состояния восприятия, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы. В свою очередь, нарушения в деятельности памяти негативно отражаются на становлении и развитии этих процессов.
Данная проблема исследовалась в работах А.Н. Леонтьева, Л.В. Занкова и др. Ученые считают, что память надо рассматривать как сложную функциональную систему и процесс, имеющий свои этапы. У детей с нарушением интеллекта затруднено припоминание нужного материала. Это объясняется особенностями развития мышления. Они не умеют пользоваться рациональными приемами повторения. Характерной особенностью детей с интеллектуальными нарушениями является неумение целенаправленно заучивать и припоминать, их знания характеризуются отсутствием системы и глубины. При этом, усвоение исторических событий и явлений для них тем более является сложным процессом, так как история связана с познанием и пониманием сущности этих событий и явлений. Получение исторических знаний связано с уровнем развития психических процессов школьников с нарушениями интеллекта, в нашем случае, с уровнем развития памяти. Нами установлено, что пропедевтикой для изучения предмета «История» должно стать не только изучение других предметов учебного плана, но и коррекционно-развивающая работа, в частности, по развитию памяти.
В ходе исследования мы пришли к выводу, что основным методом развития кратковременной памяти школьников с нарушениями интеллекта может быть «упражнение», при реализации которого важно помнить, что учащимся требуется разнообразие видов деятельности при выполнении упражнений, доступность инструкции, зрительная наглядность, игровой характер развивающих упражнений.
Исследование проводилось на базе Красноярского государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Красноярская школа №8», реализующего адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с нарушениями интеллекта. В эксперименте участвовало 29 школьников с легкой умственной отсталостью, обучающихся 8,9 классов.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что уровень развития кратковременной памяти во всех группах находится на одном уровне. На основании полученных данных было разработано методическое обеспечение в виде упражнений/педагогических приемов по развитию памяти школьников, описаны упражнения, которые можно использовать на разных видах уроках истории, на разных его этапах, сформулированы принципы построения урока, даны рекомендации по техническому, дидактическому обеспечению. Данное методическое обеспечение представлено в 3 главе, что усиливает практическую значимость нашей работы.
Итак, гипотеза данного исследования подтвердилась.
Абрамова Г. С. Практическая психология. - М.: Академический проект, 2001.-580 с.
2. Аликин И. А. Лекции по возрастной психологии. Младший школьный возраст. - Кр-ск: Изд-во КГПУ, 2000. - 45с.
3. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения.-М.: Просвещение, 1980.-467с.
4. Аксёнова А. К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе:Учеб. Пособие для студентов дефектологического факультета педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1994. - 272с.
5. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: Книга для учителя. - 2-ое изд. доп. - М.: Просвещение, 1991- 176с.: ил.
6. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - М.: Издательство ОСЬ-89, 1997. - 224с.
7. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения. - Т.И. - М.: Просвещение, 1979.
8. Божович Г. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968 – 500 с.
9. Бреслав Г. М. Проблемы эмоциональной регуляции общения у дошкольников. // Вопросы психологии. - 1984., №3 - с. 53-59.
10. Брунов Б. П. Игра - корригирующее средство, развивающее сферу практической деятельности у детей с нарушением интеллекта: Учебное пособие для студентов дефектологического факультета педагогических институтов. - Красноярск. Издательство КГПУ. - 1996.-58с.
11. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. - М.: Академия 1996.- 496с.
12. Воспитание и обучение во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студ. дефект, ф-в пед.ин-тов./Под ред. В.В. Воронковой - М.: Школа-Пресс, 1994 - 654с.
13. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М: Просвещение, 1973. - 225с.
14. Возрастные особенности психологического развития детей / Под ред. И. В.Дубровиной, М. И.Лисиной. - М., 1982. -126 с.
15. Выготский Л.С. Психология: Учебник для студентов высших
педагогических учебных заведений: В 3 кн. Кн. 3 - М: Издательство ВЛАДОС, 1998. - 632с.....66