Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Работа №151800

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы74
Год сдачи2021
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат 3
Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения и профилактики девиантного поведения у старших подростков, оставшихся без попечения родителей 9
1.1 Девиантное поведение: понятие, характеристика 9
1.2 Проявление девиантного поведения у старших подростков,
оставшихся без попечения родителей 12
1.3 Специфика профилактики девиантного поведения подростков,
оставшихся без попечения родителей 20
2 Экспериментальное изучение и профилактика девиантного поведения
у подростков, оставшихся без попечения родителей 24
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов
первичной диагностики 24
2.2 Описание системы занятий, направленных на профилактику
девиантного поведения у старших подростков, оставшихся без попечения родителей 35
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной
диагностики 38
Заключение 48
Список использованных источников 50
Приложение А Система занятий направленная на профилактику девиантного поведения у старших подростков, оставшихся без попечения родителей 56

В настоящее время изменения, которые происходят в обществе, определили ряд проблем, одной из которых является проблема сопровождения девиантного ребенка.
Девиантное поведение подростков, как считает 3. С. Рахматуллин, приобретает острую актуальность по ряду причин:
«- экономическая трансформация породила социально -имущественную дифференциацию, это в свою очередь порождает девиантную социализацию и интериоризацию девиантных форм;
• растущая маргинальность общества порождается состоянием аномии и социальной дезорганизации, присущих современному обществу;
• абсолютная неэффективность или крайне низкая эффективность
функционирования институтов социального контроля и реализации социальной политики государства, обусловленная ослаблением
государственной власти, потерей ориентиров развития» [26, с. 78].
Актуальность исследования определяется ростом подростковой преступности, следовательно, ростом числа детей с девиантным поведением и повышением требований общества к их социализации. Отклонения в поведении подростка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния субкультуры, изменений в содержании нравственного воспитания молодежи, отсутствия контроля взрослых за поведением подростков. По мнению Е. В. Деевой, к категории подростков с девиантным поведением следует относить детей, «воспитывающихся в неблагополучных семьях, детей, которые остались без родительского попечения, сирот детей, воспитывающихся в школах- интернатах, реабилитационных центрах, детских домах и т.д. Отличительными чертами таких подростков становится: отставание в интеллектуальном развитии, склонность к уходам из детских учреждений и дома, склонности к асоциальному поведению и т.д».
Исходя из актуальности, цель нашего исследования - изучение девиантного поведения у старших подростков, оставшихся без попечения родителей, и его профилактики.
Объект исследования - девиантное поведение как психологический феномен.
Предмет исследования - профилактика девиантного поведения у старших подростков, оставшихся без попечения родителей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме девиантного поведения у старших подростков, оставшихся без попечения родителей.
2. Провести экспериментальное исследование, направленное на выявление девиантного поведения у старших подростков, оставшихся без попечения родителей.
3. Разработать и реализовать систему занятий, направленных на профилактику девиантного поведения у старших подростков, оставшихся без попечения родителей, определить ее эффективность.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование (методика «Склонность к девиантному поведению» (авторы - Э. В. Леус, А. Г. Соловьев), диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения для учащихся общеобразовательных учреждений (ДАП- П).
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследованияя, мы вслед за Е. В. Змановской, девиантное поведение определяем как устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся её социальной дезадаптацией. При этом критерии обуславливаются правовыми нормами и регламентациями (нормы законопослушания), моральными и нравственно-этическими предписаниями (общечеловеческим ценностям), этикетом.
Проявления девиантного поведения у старших подростков оставшихся без попечения родителей, многообразны, наиболее социально опасными считаются алкоголизм, подростковая преступность и тяга к употреблению психоактивных веществ.
Спецификой профилактики девиантного поведения подростков, оставшихся без попечения родителей, является проведение ранней профилактики, при взаимодействии всех социальных институтов (школ, культурных учреждений, правоохранительных органов, различных объединений, органов правоохранительной деятельности и др.).
С целью изучения и профилактики девиантного поведения у старших подростков, оставшихся без попечения родителей, проведено экспериментальное исследование на базе Краевого государственного учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Красноярский детский дом №1». В качестве диагностического инструментария нами использованы методики: «Склонность к девиантному поведению» (авторы - Э. В. Леус, А. Г. Соловьев) и диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения для учащихся общеобразовательных учреждений (ДАП-П). Выборка представлена старшими подростками, оставшимися без попечения родителей, в количестве 12 человек. Возраст испытуемых 14 - 15 лет.
По результатам первичной диагностики девиантного поведения у старших подростков, мы можем констатировать, что у старших подростков, выявлен высокий уровень склонности к различным проявлениям девиантного поведения у 25% (3 подростка), средний уровень наблюдается 41,7% (5 подростков) и низкий уровень у 33,3% (4 подростка).
Нами была разработана система занятий, направленная на профилактику девиантного поведения.
Обобщая результаты первичной и повторной диагностики, мы отмечаем, что после проведения системы занятий, направленных на профилактику девиантного поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей, уровень склонности к девиантному поведению понизился.
Проанализировав результаты первичной и повторной диагностики, мы пришли к выводу, что разработанная нами система занятий является эффективной и может использоваться в качестве ориентира для профилактики девиантного поведения у старших подростков, оставшихся без попечения родителей.


1. Басюк, В. С. Опыт преодоления архетипа деликвентности у подростков, оставшихся без попечения родителей / В. С. Басюк // Развитие личности. - 2018. - № 2. - С. 137-148.
2. Валова, Н. С. Основные направления социально-педагогической работы с подростками девиантного поведения / Н. С. Валова // Сборник материалов Всероссийской научно - практической конференции, 2017. - С. 63- 69.
3. Васильева, Л. П. Особенности формирования социально - психологической адаптации и профессиональной направленности подростков, оставшихся без попечения родителей / Л. П. Васильева, В. С. Игнатович, О. В. Котова // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2017.
• Т. 17, № 2. - С. 35-36.
4. Волкова, К. В. Особенности поведения в конфликтных ситуациях подростков, оставшихся без попечения родителей / К. В. Волкова // Уголовно - исполнительная система России в условиях реформирования. Сборник материалов комплекса научных мероприятий адъюнктов, курсантов, студентов и слушателей «Неделя науки 2016». - Вологда, 2017. - С. 117-120.
5. Гаврилюк, В. В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации / В. В. Гаврилюк // Социологические исследования.
• 2012. - № 1. - С. 96 - 105.
6. Деева, Е. В. Профилактическая работа с детьми, склонным к самовольным уходам из семей в образовательном учреждении / Е. В. Деева, М. А. Болдина // Категория «социального» в современной педагогике и психологии материалы 7-й всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием. - Ульяновск, 2019. - С. 33-36.
7. Досыманова, Ж. К. Личностно - ориентированный подход в воспитании детей - сирот как фактор предупреждения девиантного поведения / Ж. К. Досыманова // Вестник «Орлеу» - kst. - 2013. - № 1. - С. 18-22.
8. Егорова, П. Л. Психосоциальная помощь и реабилитация подростков - сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования / П. Л. Егорова // Вопросы медицинской реабилитации при оказании психиатрической помощи: сборник научных трудов. - Иваново, 2016. - С. 8-11.
9. Ерёмкина, А. Ю. Снижение агрессивности подростков в условиях образовательной организации для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в процессе тренинговых занятий / А. Ю. Ерёмкина // Перспективы развития науки и образования. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. - Нефтекамск, 2016. - С. 198­203.
10. Жампина, А. Ш. Сущность девиантного поведения подростков и его причины / А. Ш. Жампина // Актуальные психолого-педагогические исследования. Сборник научных трудов. - Магнитогорск, 2018. - С. 158 - 160.
11. Змановская, Е. В. Девиантология : психология отклоняющегося поведения / Е. В. Змановская. - Москва : Академия, 2004. - С. 270-288.
12. Инжутова, Е. В. Профилактика девиантного поведения подростков // Е. В. Инжутова // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. Материалы IV Международной научно-практической конференции, посвященной 10-летию открытия первого в Бурятии кабинета медико-социальной помощи в поликлиническом звене. Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления. - Чебоксары, 2015. - С. 153-154.
13. Калинина, К. А. Профилактика девиантного поведения / К. А. Калинина // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 1 - 1. - С. 120-123.
14. Кафарен, С. М. Развитие социальной компетентности подростков в образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / С. М. Кафарен // Наука в современном мире. Материалы Международной (заочной) научно - практической конференции. Научное (непериодическое) электронное издание. - Нефтекамск, 2015. - С. 340-350.
15. Ковальчук, М. В. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация» [Электронный ресурс] / М. В. Ковальчук. - Режим доступа : https://www.studmed.ru/kovalchuk-ma-tarhanova-iyu-deviantnoe-povedenie- profilaktika-korrekciya-reabilitaciya_4bf8adc2291.html
... всего 40 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ