Только Word
Введение
Глава 1. Использование активных и интерактивных методов обучения как приоритетное направление современной образовательной парадигмы
1.1 Понятия «метод» в современной системе обучения
1.2. Понятие «активные методы», сущность, классификация
1.3. Понятие «интерактивные методы», сущность, классификация
Выводы по первой главе
Глава 2. Практические основы использования активных и интерактивных методов обучения иностранным языкам в средней школе
2.1. Возможности онлайн-платформы Mentimeter в процессе обучения английскому языку
2.2. Фрагмент урока английского языка в 8 классе с использованием онлайн-платформы Mentimeter
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (далее ФГОС ООО) «портрет» выпускника основной школы предполагает формирование личности обучающегося, активно и заинтересованно познающего мир, осознающего ценность труда, науки и творчества, а также умеющего учиться, понимающего важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способного применять полученные знания на практике [30].
В связи с этим организация учебно-воспитательного процесса должна предусматривать использование таких методов, которые способствовали бы становлению и развитию личности обучающихся в процессе взаимодействия между собой, с учителем, с учебной информацией, с компьютером, а также достижению предметных и метапредметных результатов.
Однако, многочисленные публикации выявляют ряд очевидных недостатков, характеризующих современный процесс обучения, в том числе иностранному языку:
– несоответствие форм обучения запросам современных подростков (работа только с учебником);
– неспособность педагога помочь в решении задач, жизненно важных для подростка;
– ограниченный «набор» приёмов и методов обучения в репертуаре учителя, их однообразие (имитация действий, повторяющиеся игры, комментирование презентаций, присутствие на уроке странных героев / «волшебных предметов» и пр.);
– ограниченность содержания занятий классическими рамками, отсутствие отсылок к современной науке и технике.
Тем не менее, обозначенная во ФГОС ориентация на достижение комплекса результатов (личностных, предметных, метапредметных) тесно связана с необходимостью поиска стимулирующего материала, который заинтересует обучающихся, даст возможность постановки проблемы и поиска путей её решения, а также является обоснованной причиной использования в практике педагога (учителя иностранного языка) активных и интерактивных методов.
Указанные методы активизируют процесс освоения учащимся окружающего мира с субъектной позиции, расширяют границы познания и представления о способах познания и собственных возможностях, позволяют отказаться от роли пассивного зрителя, способствуют успешному освоению иностранного языка. Использование онлайн-платформы «Mentimeter», на наш взгляд, позволит решить проблему организации урока иностранного языка с использованием активных и интерактивных методов.
Цель исследования – изучение теоретических основ использования активных и интерактивных методов обучения иностранным языкам в средней общеобразовательной школе.
Объект исследования – процесс обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования – организация урока английского языка с использованием активных и интерактивных методов на базе онлайн-платформы Mentimeter.
Задачи исследования:
− раскрыть понятие «метод» в современной системе обучения;
− охарактеризовать виды активных методов и их классификации;
− охарактеризовать виды интерактивных методов и их классификации;
– раскрыть возможности онлайн-платформы Mentimeter в процессе обучения английскому языку;
– разработать и прокомментировать фрагмент урока английского языка в 8 классе с использованием онлайн-платформы Mentimeter.
Методы исследования: теоретические (анализ, сравнение, обобщение, синтез, систематизация); эмпирические (изучение и обобщение передового педагогического опыта обучения иностранным языкам с использованием активных и интерактивных методов).
Практическая значимость исследования заключается в разработке фрагмента урока английского языка в 8 классе с использованием онлайн-платформы Mentimeter и соответствующих методических комментариев.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
В исследовании было рассмотрено понятие «метод» в современной системе обучения. Существует несколько толкований данного понятия и разнообразные классификации методов. Согласимся с мнением С. Д. Смирнова в том, что метод обучения может рассматриваться как «способ организации учебно-познавательной деятельности обучающегося с заранее определёнными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей».
Знакомство с источниками, посвящёнными выявлению и описанию различных методов, позволяет сделать вывод о том, что проблема классификации методов до сих пор недостаточно разработана и актуальна.
В теории существуют различные трактовки методов обучения, которые основаны на степени осознанности восприятия учебного материала: пассивные, активные, интерактивные, эвристические и пр. Эти определения считаются альтернативными и требуют дальнейшего уточнения, так как процесс обучения не может быть пассивным и не всегда является открытием для учащихся. Таким образом, была решена первая задача исследования.
Решение второй задачи исследования способствовало характеристике активных и интерактивных методов.
Е. Я. Голант понимает под активными методами методы, направленные на преобразование полученных теоретических знаний, конструирование новых, наработку собственного опыта исследовательской работы; выступающие в качестве инструмента выполнения задания, направленного на внутреннее и внешнее социальное развитие личности учащихся; формирующие коммуникативные и личностные способности и формирующие личностное отношение к проблеме; позволяющие выйти из привычной роли наблюдателя и перенести знания и опыт из учебной ситуации в реальную.
Результатом применения активных методов является коммуникативное интеллектуальное взаимодействие группы участников, основанное на поиске или решении проблемы. Для характеристики основных активных методов обучения была использована классификация О. А. Ивановой, которая представляет собой дополненную классификацию А. М. Смолкина. Интерактивные методы, с точки зрения Л. С. Подымовой, рассматриваются как способы целенаправленного усиленного межсубъектного взаимодействия педагога и учащихся по созданию оптимальных условий своего развития. Основу интерактивности составляют три вида взаимодействия, в рамках которых ребенок выступает в позиции субъекта: взаимодействие с самим собой, взаимодействие с другим и взаимодействие с окружающей действительностью.
С. С. Кашлев утверждает, что интерактивное педагогическое взаимодействие является альтернативой традиционному педагогическому воздействию, т.к. интерактивные методы обучения обеспечивают достижение ряда важнейших образовательных целей:
− стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов и общеобразовательном плане;
− повышение уровня активности и самостоятельности обучаемых;
− развитие навыков анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации;
− изменение установок (на сотрудничество, эмпатию) и социальных ценностей;
− саморазвитие и развитие благодаря активизации мыследеятельности и диалогическому взаимодействию с преподавателями, другими участниками образовательного процесса.
Таким образом, интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
Активные и интерактивные методы обучения характеризует обязательная работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества. Активные и интерактивные методы обучения основаны на игровых формах обучения, при которых проявляется активность учащихся, осуществляется аккумуляция и передача социального опыта, создаются условия для более полной самореализации личности учащихся.
Использование активных и интерактивных методов обучения (в том числе при обучении английскому языку) существенно облегчает применение ИКТ, например, онлайн-платформы Mentimeter. Mentimeter – бесплатная интерактивная онлайн-платформа, обеспечивающая мгновенную обратную связь от аудитории, это простой и доступный в освоении инструмент голосования. Платформу удобно использовать для опроса обучающихся в режиме реального времени в аудитории, поскольку он доступен в электронной среде, а также на мобильных устройствах.
Онлайн-платформа Mentimeter в процессе обучения английскому языку обладает следующими возможностями:
«Multiple choice» – интерактивный опрос;
«Image choice» – интерактивный опрос, сопровождаемый изображениями;
«Word cloud» (облако слов) – быстрое обобщение и систематизация лексическго материала, мгновенная проверка его усвоения, осуществление обратной связи.
«Scales» – это ряд утверждений, обучающиеся должны дать свой ответ «согласен / не согласен».
«Open ended» позволяет учащимся высказать своё развернутое мнение, впечатав его на своём компьютере / мобильном телефоне, предложение появится на экране. Эта форма работы с онлайн-платформой реализует в наибольшей степени аспекты активности и интерактивности.
Таким образом, была решена четвёртая задача исследования....
1. Арутюнов Ю. С. О классификации методов активного обучения / Ю. С. Арутюнов, И. В. Борисова, С. Г. Колесниченко, И. В. Бражников, А. А. Соловьева // Применение активных методов обучения в учебном процессе. – Рига, 1983. – С. 36-39.
2. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. ‒ М.: Изд-во «Педагогика», 1995. – 192 с.
3. Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку: учебное пособие для студентов пед. вузов – М.: Просвещение, 1988. – 255 с.
4. Бондаренко Н. Ю. Интерактивный подход в методике преподавания иностранных языков // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2012. – № 12. – С. 180-184.
5. Быхун Н. С. Интерактивные технологии в современной системе образования // Наука и современность. – 2015. – № 38. – С. 81-86.
6. Гасанова П. М. Интерактивные методы формирования лингвистической компетенции при обучении русскому языку нерусских студентов не филологов // Известия. – 2013. – № 1. – Т.6. – С.165-170.
7. Голант Е. Я. Методы обучения в советской школе. – М.: Учпедгиз, 1957. – 152 с.
8. Гузиекова С. М. Инновационные подходы в методике преподавания иностранных языков // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2013. – № 2. – С. 4.
9. Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина, И. Я. Лернера. – М., 1975.
10. Еферова А. Р. Современные интерактивные методы обучения английскому языку при формировании критического мышления // Educatio. – 2015. – № 9. – С. 33-35.
11. Кашлев С. С. Интерактивные методы обучения: учеб.-метод. пособие – Минск: ТетраСистемс, 2011. – 224 с.
12. Кашлев С. С. Технология развития субъектности педагога в профессиональном образовании // Педагогическое образование и наука. – 2005. – № 4. – С. 20-27.
13. Кругликов В. Н., Оленникова М. В. Интерактивные образовательные технологии. – 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата. – СПб.: Изд-во «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого». – 353 с.
14. Лернер И. Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. – 64 с.
15. Махотин Д.А. Метод анализа конкретных ситуаций (кейсов) как педагогическая технология // Вестник РМАТ. – 2014. – № 1 (10). – С. 94-95....30