Только Word
Введение 3
Глава I. Информационные войны XXI века 9
§ 1. Цели, задачи, причины информационных войн 9
§ 2. Формы и виды информационных войн 14
§ 3. Информационные войны в сфере политики 18
§ 4. Информационные войны в сфере экономики 21
§ 5. Информационные войны в религии 26
Глава II. Меры противодействия информационным войнам и информационная безопасность 32
Глава III. Применение результатов исследования в преподавании истории в средних общеобразовательных учреждениях 40
§ 1. Методическое обоснование темы урока 40
§ 2. Технологическая карта урока 43
§ 3. Планирование мероприятий по обеспечению информационной
безопасности в средней общеобразовательной школе 55
Заключение 61
Список использованных источников и литературы 63
Выпускная квалификационная работа «Информационные войны XXI в.» посвящена анализу феномена информационных войн в их политическом, экономическом, религиозном, социальном аспектах. Рассматриваются особенности, формы и типы этого явления современной общественной жизни, оценивается место и роль структур государства в противодействии этому явлению, анализируются конкретные общественные проблемы, которые привлекли внимание современных исследователей в контексте тематики информационных войн.
Большинство современных государств не принимают участие в открытых военных конфликтах, так как они стали бессмысленными, но эти же государства активно участвуют в информационных войнах.
Компьютеры, сотовые телефоны, интернет стали частью нашей жизни и очень сильно ее изменили. В современном мире, насыщенном информацией, стало возможным такое явление, как информационная война. В наше время многие государства рассматривают информационную войну как эффективный инструмент реализации внешней политики.
Существует огромное число СМИ, которые с каждым годом всё увеличиваются. Газеты, журналы, радио, телевидение, интернет – всё это является средством воздействия на наши умы, сознание, нашу культуру и мировосприятие. Средства массовой информации всегда были и будут оружием в умелых руках. С помощью этих технологий можно проводить различные манипуляции, внедрять в умы людей свою точку зрения, вести пропаганду, давать информацию в нужном контексте. Грамотно представленная информация может, как созидать, так и разрушать. Поэтому очень важно, с одной стороны правильно её использовать, а с другой, грамотно интерпретировать.
Последствия информационных войн могут быть столь же глобальными и долговременными, что и результаты войн настоящих. Именно информация является самым грозным оружием XXI века, поэтому очень важно уметь найти, отобрать и правильно её подать.
Информационно психологическое оружие позволяет оказывать интенсивное воздействие на различные процессы практически на всех уровнях государственного и общественного устройства в любой стране или регионе.
В массовом сознании граждан не сформировалось понимание опасности, которую могут нести современные коммуникационные технологии при их скрытом информационно психологическом воздействии.
Актуальность данной темы исследования обусловлена рядом обстоятельств.
Во-первых, в настоящее время многие государства рассматривают информационную войну как эффективный инструмент реализации внешней и внутренней политики. Поэтому сейчас, как никогда, Россия нуждается в создании эффективной системы государственного противодействия операциям информационно психологической войны.
Во-вторых, Россия находится в информационном противоборстве со странами Запада и США. С одной стороны, современная Россия занимает первое место в мире по площади и входит в 10-ку крупнейших стран по количеству населения. Армия современной России не уступает по силе объединенной армии НАТО, по некоторым позициям даже превосходит. С другой стороны, множество возможностей, в том числе и в информационной сфере, по нашему мнению, используется недостаточно эффективно. В этом направлении необходим дальнейший анализ, так как сегодня информация играет ключевую роль в функционировании имиджа общественных и государственных институтов.
В-третьих, на настоящем этапе отсутствует какая-либо методология, позволяющая описывать противоборства в информационной сфере так же целостно и логично, как военная история описывает классические войны. Целый ряд конкретных проблем, связанных с заявленной тематикой, которые затронули в своём анализе современные исследователи, заслуживает дальнейшего осмысления.....
В XXI веке информационная война не угроза, информационная война это действительность, в которой Россия является не последним участником.
Россия ведет эту войну не всегда успешно, но на сегодняшний момент начинает быстро осваивать стратегию, тактику, формы и методы ведения информационной войны.
Главная цель информационных войн - разрушение исторической памяти народа, его духовных ценностей и многовековых традиций, без которых страна может только деградировать и распадаться, а не развиваться и совершенствоваться.
Целью данной работы было изучение информационных войн в XXI веке. Для этого была изучена литература по этой теме. А так же проводился анализ информации в периодической печати, информационных программах телевидения, на сетевых ресурсах.
В первой главе работы было дано понятие «информационной войны», была рассмотрена структура информационных войн, выделены формы и основные виды информационных войн. В работе рассмотрена роль информационных воздействий в обеспечении внешней и внутренней политики. В главе проанализировано воздействие информационных войн в сфере экономики. В религиозной жизни общества информационное воздействие не менее сильно, чем воздействие в сфере политики.
Во второй главе рассмотрены меры противодействия информационным войнам на разных уровнях защиты государства, общества и человека.
В третьей главе была проделана работа по практическому применению в школе результатов исследования по информационным войнам. Был разработан план урока по истории в 11 классе на тему «Информационные войны». Был разработан план мероприятий по информационной безопасности для учеников средней школы.
По результатам работы можно сделать следующие выводы, что Россия сейчас находится в состоянии информационной войны, которая ведется во всех сферах жизни общества и затрагивает практически все возрасты, представителей всех социальных слоев и касается как центральных районов, так и провинциальных регионов страны. Россия разрабатывает новые методы защиты в информационном противоборстве для получения преимуществ в информационных войнах.
Школа не может быть изолирована от процессов, которые происходят в мире, в обществе. Школьники должны быть подготовлены к информационным угрозам и манипуляциям. И система современного образования должна научить детей уметь противостоять этим угрозам.
Технологии обороны давно известны - это патриотическое воспитание молодёжи, правдивое освещение событий. Надо защищать наше духовное, информационное пространство, оно - главный театр войны. И надо говорить больше правды об истории. Надо гордиться нашей великой Историей, нашими культурными традициями.
«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ ) // «Собрание законодательства РФ», 14.04.2014, N 15, ст. 1691.
2. «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации»
Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. №646. Опубликовано: Официальный интернет портал правовой информации [Электронный ресурс] режим доступа: http://pravo.gov.ru/
3. Федеральный закон от 8 июля 2006 г. N 87-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (Принят Государственной Думой 8 июля 2006 года; одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года; с учетом всех поправок до 01. 05. 2017 года) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 18, ст. 2664)
4.Афанасьев, В. Социальная информация и управление обществом. / В. Афанасьев. - М.: Знание, 2005. - 119 с.
5.Багдасарян В.Э. Религиозные войны вчера и сегодня: программируем ли конфликт религий в XXI веке? / В. Э. Багдасарян. - М.: МГУС, 2000. — 44 с. [Электронный ресурс].- режим доступа: http://rusrand.ru/docconf/religioznye-voyny-vchera-i-segodnya-programmiruem-li-konflikt-religiy-v-XXI-veke
6.Баранов Н. А. Информационная война в системе политических отношений. /Н. А. Баранов/ - СПб.: Питер, 2012. - 203 с. [Электронный ресурс].- режим доступа: http://nicbar.ru/politology/study/kurs-informatsionnaya-vojna-v-sisteme-politicheskikh-otnoshenij
7.Буданцев Ю. П. Информационное оружие и информационная война в современных условиях. / Ю. П. Буданцев // Информационный сборник "Безопасность". - 1999. - № 3-4. - С. 23-29.
8.Вепринцев В.Б., Манойло А.В., Петренко А.И., Фролов, Д.Б., Операции информационно-психологической войны. Методы, средства, технологии: Краткий энциклопедический словарь-справочник. - М.: Горячая линия-Телеком, 2004. - 495 с.
9.Вершинин М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе. / М.С. Вершинин. - М.: Ягуар, 2006. - 256 с.
10.Грачев Г.В. Информационно-психологические операции во внутриполитической борьбе в России в современных условиях / Г.В.Грачев // Информационно-психологическая безопасность избирательных кампаний. – М.: Полис: 1999. - 126 с.
11.Гриняев С. Н. Поле битвы - киберпространство. Теория, приемы, средства, методы и системы ведения информационной войны. / С. Н. Гриняев. - М.: Харвест, 2004. - 448 с.
12. Давыдова Е.А. Субботина И.А. Избирательная кампания 2016: выборы президента Соединенных Штатов Америки глазами иностранца. / Е. А. Давыдова, И.А. Субботина //Журнал Приволжский научный вестник.-2016.- № 12-2 (64) с.110-113.[Электронный ресурс] - режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/izbiratelnaya-kampaniya-2016-vybory-prezidenta-soedinennyh-shtatov-ameriki-glazami-inostrantsa
13.Драбкин А. Л. США после выборов: гражданская война?/А.Л.Драбкин// Газета: Правда -2016.-№123(30474) от 03. 11. 2016.
14.Зиновьев А. А. Запад. Феномен западнизма./ А. А. Зиновьев — М.:Эксмо, 2007. — 512 с.
15.Зыкин Д. Власть, элита, народ: подсознание и управляемая демократия./Д.Зыкин - М.: «Самотека», 2007, 272 с. ...55