Только Word
Введение 2
Глава 1. Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка в начальной школе 6
1.1. Педагогическая игра как метод активного обучения 6
1.2. Развитие познавательного интереса младших школьников через игротехники 10
1.3. Экспериментальная модель использования игровых технологий обучения как средства формирования информационной культуры учащихся начальной школы 13
Выводы по главе 1 19
Глава 2. Лексические особенности фразеологических единиц с компонентом цветообозначения 21
2.1. Лингвоцветовая картина английских фразеологических единиц с компонентом цветообозначения 21
2.2 Семантика цвета во фразеологизмах английского языка, посвященных описанию природы или погоды 26
2.3 Элективный курс «Изучаем английский, играя» 32
2.4 Игротехники в изучении фразеологических единиц с цветообозначениями в условиях элективного курса в начальной школе 41
Выводы по главе 2 45
Заключение 47
Библиографический список 49
Приложение 1 53
Дети младшего школьного возраста обладают огромным потенциалом для всестороннего развития. Выявление и эффективное использование способностей −одна из главных задач педагогов и родителей. Психологами доказано, что если научить ребенка правильно учиться: быть усидчивыми, внимательными, не тратя лишних физических усилий, он постепенно начнет раскрывать все свои способности и с легкостью приобретать навыки и умения. Так же перед педагогом стоит нелегкая задача в постоянной поддержки интереса школьника к получению новых знаний. Когда ребенок идет в первый класс, в нем запускаются новые процессы познания, приобретения им таких качеств, которые свойственны формирующейся личности. Это напрямую связано с тем, что ребенок постигает новые виды деятельности и вступает в новые системы отношений, требующие от ребенка наличия новых психологических качеств. Устойчивость, продуктивность и произвольность должны стать общими характеристиками всех познавательных процессов школьника. Для создания благоприятных условий становления личности младшего школьника, поддержки его активности, в своей практике педагог использует различные методы и формы организации учебного процесса. Ведущее место среди них занимает дидактическая игра. Принимая участие в такой форме деятельности, младшие школьники учатся подчинять свое поведение правилам, формируют свое внимание, умение сосредоточиться, то есть развивают способности, которые важны для успешного обучения в школе. Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что игра, как форма организации учебного процесса, имеет высокую значимость в формировании психических свойств и качеств ребенка, таких как познавательный процесс и отношение к себе как к субъекту познания. Объектом исследования является процесс развития познавательных интересов детей младшего школьного возраста, стимулируемый посредством игры. В качестве предмета исследования выступают игровые технологии как средство формирования информационной культуры учащихся начальной школы. В методологическую базу исследования входят труды отечественных и зарубежных лингвистов: Пидкасистый П.И.,Выготский Л.С., Эльконин Д.Б. Целью исследования является изучение игротехник, посвященных активизации запоминания фразеологических единиц с цветообозначениями в условиях элективного курса в начальной школе. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулирована гипотеза, которая состоит в предположении о том, что к каждой теме элективного курса возможно подобрать фразеологические единицы с цветообозначениями. Цель исследования и выдвинутая гипотеза обозначили решение следующих задач:
1) Рассмотреть педагогическую игру как метод активного обучения
2) Описать экспериментальную модель использования игровых технологий обучения как средство формирование информационной культуры учащихся начальной школы
3) Изучить лингвоцветовую картину английских фразеологических единиц с компонентом цветообразования
4) Выявить семантику цвета во фразеологизмах английского языка, посвященных описанию природы или погоды
5) Разработать игротехники для изучения фразеологических единиц с цветообозначениями в условиях элективного курса в начальной школе Выбор методов и методик анализа был продиктован целью и задачами исследования, а также спецификой объекта исследования. Для проведения анализа влияния игровых технологий на развитие познавательных интересов младших школьников привлекались такие методы, как: наблюдение за учебно-воспитательным процессом, теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Научная новизна настоящего исследования заключается в развитии практических и методических основ составления элективного курса с применением игротехник, нацеленных на активизацию запоминания фразеологических единиц с компонентом цветообозначения. Теоретическая значимость работы заключается в обосновании системного подхода к исследованию семантики фразеологизмов; в комбинировании семантического и лингвокультурологического анализа фразеологических единиц с цветообозначеиями. Практическая значимость работы состоит в том, что результаты практической деятельности могут быть использованы на элективных курсах по английскому языку в школах на начальной ступени обучения. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка научной литературы и источников, приложения. Во введении обосновывается выбор темы, раскрывается ее актуальность, определяются предмет и объект исследования, ставятся цель и задачи. В первой главе подтверждается значимость игры, как метода организации учебного процесса. Исследуется ее влияние на развитие познавательного интереса младшего школьника. Кроме того, предлагается экспериментальная модель игровых технологий, выступающая в качестве средства формирования информационной культуры младшего школьника. Вторая глава посвящена анализу лексических особенностей фразеологизмов с компонентом цветообозначения. Также рассмотрена семантика идиом с природным и цветовым компонентами в английском языке, разработаны игротехники для изучения данных фразеологизмов. Приведен пример программы элективного курса для начальной школы. В заключении суммируются результаты и выводы исследования, подтверждается гипотеза. Доказана практическая значимость данного исследования.
Мы живем в век технического прогресса, когда информационные технологии управляют нашей повседневность. Общество теперь не сталкивается с проблемой добычи информации. Все иначе, даже маленький ребенок может открыть всемирную глобальную сеть и найти все, что его интересует. Тогда возникает ряд вопросов: Какова роль школы и учителя в современном мире? Нуждается ли современное подрастающее поколение в старшем наставнике на пути к приобретению новых знаний? И главный вопрос: Как замотивировать и без того умного школьника на получение знаний? Ведь он все может сам и делает это в комфортной домашней обстановке, а не в душных школьных классах, где злой учитель заставляет вести себя согласно правилам. Наша работа была посвящена решению данной актуальной проблеме. Многие ученые называют ряд форм и методов организации учебного процесса. Некоторые их них уже не актуальны, другие не дают на наш взгляд особого прогресса. Мы считаем, что наиболее подходящая форма организации учебного процесса на данном этапе развития общества – это игра. Игра, как в ее традиционной форме, так и в новой, но уже привычной для детей, электронной форме. Поэтому игра была названа предметом нашего исследования, а в роли объекта выступил процесс развития познавательного интереса младшего школьника. Мы пришли к выводу о том, что дисциплина «Иностранный язык» - это отличная платформа для реализации данного метода организации учебного процесса, ведь язык обладает высоким информационным потенциалом. С помощью игровых технологий мы можем переноситься в коммуникативные ситуации, вживаться в разные роли, познавать глубже культуры разных стран и народов. В практической части нашего исследования мы так же столкнулись с различиями культур, только через национальные особенности восприятия цвета. Нами был проведен анализ ассоциаций эмоции и цвета, данные зафиксированы в таблице. Семантика цвета в разных языках варьируется, это, как нам показалось, зависит от характера нации. Так же, мы подробнее рассмотрели семантику английских фразеологизмов с компонентом цвета и явления природы или погоды. Нами были проанализирована подборка фразеологических единиц и сделаны очевидные выводы. В процессе исследования нами был разработан элективный курс по углубленному изучению английского языка для младших школьников. Так же изучены и разработаны новые игротехники для запоминания и закрепления фразеологиеских единиц с компонентом цветообозначения. С достижением поставленной цели, была доказана гипотеза данного исследования, которая состояла в следующем: к каждой теме элективного курса можно подобрать фразеологические единицы с цветообозначениями. В программе элективного курса были приведены примеры, доказывающее данное утверждение. В ходе работы нами были решены следующие задачи:
- Рассмотрели педагогическую игру как метод активного обучения
- Описали экспериментальную модель использования игровых технологий обучения как средство формирования информационной культуры учащихся начальной школы
- Изучили лингвоцветовую картину английских фразеологических единиц с компонентом цветообразования
- Выявили семантику цвета во фразеологизмах английского языка, посвященных описанию природы или погоды
- Разработаны игротехники для изучения фразеологических единиц с цветообозначениями в условиях элективного курса в начальной школе. По итогу всей проделанной работы хочется сделать вывод о том, что исследование имеет большую практическую значимость. Работая в школе, мы сможем применить на практике знания и умения ввода в учебный процесс игротехник, направленных на изучение фразеологических единиц. Реализация разработанного элективного курса так же возможна. Курс может быть отработан на школьниках 3их классов, допускает изменения в программе, для адаптации к старшему или младшему возрастам.
.Алехина А. Н. Idiomatic English. − М: Высшая школа, 2008. −279 с.
2.Амосова Н.Н. Основы английской фразеологии. Изд. 1, М.: Инфра − М,2009. − 226 с.
3. Английский язык. 3 класс. В 2-х ч. Часть 1. Starlight 3. Звездный английский. Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В. – Москва, 2011. – 128с.
4. Английский язык. 3 класс : Книга для учителя к учебнику О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой : учебно-методическое пособие / О. В. Афанасьева, И. В. Михеева, Е. А. Колесникова. −М. : Дрофа, 2015.− 202с.
5. Будакова О. В. Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). − М.: Буки-Веди, 2012.− С. 152-154.
6. Гаврилова О.В. Ролевая игра в обучении иностранному языку. Англ. язык. //1 сентября.− 2008.−№1
7. Державин В.А. Все фразы и диалоги английского языка для младших школьников. Английский язык. Все фразы и диалоги: [1-4 классы : для младшего школьного возраста : 6+], − Москва : АСТ, Lingua, cop. 2016. – 143с.
8. Ежов П. Ю. Формирование игровой культуры у детей младшего школьного возраста интерактивными средствами театрализации : Автореферат дис. кан. пед. наук. − Санкт-Петербург, 2014. – 24с.
9. Карауылбаев, С. К. Педагогические основы использования компьютерных учебно-деловых игр в обучении в вузе : Автореферат дис. кан. пед. наук. −Москва, 2015. −26 с.
10. Катеринина А.А. Игра как активный метод обучения: учебно-методическое пособие, − Орск : Изд-во Орского гуманитарно-технологического ин-та (фил.) Оренбургского гос. ун-та, 2012. – 111с.
11. Конышева, А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку / А.В. Конышева. − СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2006.−192 с.
12. Кунин А.В. Курс фразеологии современного английского языка. М.: Высш. шк., −Дубна: Изд. центр Феникс, 2006.−381 с.
13. Лебедева А.В. Формирование познавательного интереса у младших школьников гимназии : Автореферат дис. кан. пед. наук. – Москва, 2011. – 23с.
14. Найн М.В. Формирование познавательных интересов младших школьников в совместной учебной деятельности: монография.− Челябинск : Цицеро, 2010. – 219с.
15. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П. Панфилова; под общ. ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. −2-е изд., стер. - М.:Издательский центр «Академия», 2007. −368 с....31