Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика формирования лексических навыков у учащихся 3-4 классов в процессе начального иноязычного образования

Работа №151727

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы52
Год сдачи2019
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение 3

Глава 1. Теоретические основы формирования лексических навыков у обучающихся в процессе начального иноязычного образования 6
1.1 Понятие лексических навыков в российской и западной методике преподавания 6
1.2 Общие методические принципы и подходы в формировании лексических навыков 13
1.3 Психологические особенности обучающихся 2-4 классов школы и их учет в организации учебного процесса по иностранному языку 23

Глава 2. Методика формирования лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку в начальной школе 30
2.1 Анализ пособий для формирования лексических навыков у младших школьников 30
2.2 Экспериментальная работа по формированию лексических навыков у обучающихся 3 класса 39
2.3 Анализ экспериментальной работы 43

Заключение 47

Список источников и литературы 49

Актуальность. Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного обучения видится в овладении учащимися умением общаться на иностранном языке. Речь идет о формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять как непосредственное общение (говорение, понимание на слух), так и опосредованное общение (чтение с пониманием иноязычных текстов, письмо). Опыт свидетельствует, что наибольшие трудности при иноязычном общении человек испытывает, воспринимая речь на слух. Однако в настоящее время роль устного общения стала более значительной, поскольку в процессе речевого взаимодействия каждый выступает как в роли слушающего, так и в роли говорящего.
В данной работе рассматривается такая важная проблема как повышение эффективности формирования лексических навыков у обучающихся в процессе начального иноязычного образования.
Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма. Это определяет ее важное место на каждом уроке иностранного языка, и формирование лексиче­ских навыков постоянно находятся в поле зрения учителя. Лексический речевой навык включает в себя два основных компонента: словоупотребление и словообразование. Так сложилось, что в практике преподавания английскому языку в школе большое внимание уделяется словоупотреблению, тогда как о словообра­зовании вспоминают лишь на стадии подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, так как на этих экзаменах осуществляется контроль навыков словообразования. Именно этот ас­пект представляет одну из объективных трудностей для экзаменуемых. Для того, чтобы навыки словообразования были сформированы на высоком уровне необходимо начинать работу по их формированию уже на начальном этапе обучения.
Вопросами, связанными с формированием лексических навыков у обучающихся в процессе начального иноязычного образования занимались такие авторы, как: Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез [9], З.Н. Никитенко [27], Н.В.Елухина, Р.П. Мильруд, Е.И. Пассов [29], В.Б. Царькова, С.Ф.Шатилов [32], И.Л. Бим [5], Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина и другие.
Проблема обучению лексической стороной речи на начальном этапе является нерешённой и вызывает много дискуссий. Результаты срезов, проведенных в рамках исследования, показали у учащихся низкий уровень владения лексическими навыками в разных видах речевой деятельности. Обучение является живым и постоянно развивающимся процессом. Для него свойственно наличие различных противоречий между:
- практическими задачами, стоящими перед школьником по овладению лексическим материалом как основой овладения всеми видами речевой деятельности, и его индивидуальными способностями и возможностями решать такие задачи;
- высокими требованиями в области формирования иноязычных лексических навыков у младших школьников, заданными ФГОС, и использованием малоэффективных приемов работы над лексической стороной речи;
- большим объемом лексических единиц, требующим овладения и активного использования, и познавательными возможностями младших школьников.
Изложенные выше факты определили актуальность данной исследовательской работы: «Методика формирования лексических навыков у учащихся 3–4 классов в процессе начального иноязычного образования».
Объектом исследования является процесс формирования лексических навыков на занятиях по английскому языку в 3–4 классах начальной школы.
Предметом исследования способы повышения эффективности существующих способов формирования лексических навыков на занятиях по английскому языку в 3–4 классах начальной школы.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и апробации системы упражнений для формирования лексических навыков у учащихся 3–4 классов в процессе начального иноязычного образования.
Согласно поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
- изучить психологические особенности обучающихся 2–4 классов школы;
- рассмотреть понятие «лексический навык»;
- выявить общие методические принципы и подходы в формировании лексических навыков;
- провести опытно-экспериментальную работу по организации обучения с целью формирования лексических навыков у учащихся 3–4 классов;
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы; изучение и обобщение педагогического опыта; педагогический эксперимент.
Практическая значимость работы: результаты данного исследования могут быть использованы на уроках и внеурочных занятиях по английскому языку в начальной школе, а так же желающим выучить английский язык самостоятельно.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе рассматриваются психологические особенности детей младшего школьного возраста, понятие "лексический навык" в отечественной и западной литературе, а также общие методические принципы и подходы в формировании лексических навыков.
Во второй главе анализируются учебники по английскому языку начальной школы на предмет наличия упражнений для формирования лексических навыков у младших школьников, а также описывается проведенная экспериментальная работа в 3 классе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
Под лексикой понимается совокупность слов, что входят в состав какого-либо языка или диалекта. Лексика является одним из основных компонентов речевого общения и тесно взаимосвязана с фонетикой и грамматикой.
Активная лексика – это репродуктивная лексика, которую учащиеся должны воспроизводить в речи, как в устной, так и в письменной.
Образование лексического навыка представляет собой конечный результат овладения лексикой. Е.И. Пассов характеризует данный термин как «синтезированное действие по выбору лексической единицы адекватно замыслу и её правильному сочетанию с другими, совершаемое в навыковых параметрах, обеспечивающее ситуативное использование данной лексической единицы и служащее одним из условий выполнения речевой деятельности».
Для детей младшего школьного возраста характерна любознательность и открытость к познанию нового. В младшем школьном возрасте у ребенка появляется чутье к языковым явлениям, своеобразные общие лингвистические способности.
В процессе формирования лексического навыка целесообразно предусмотреть мероприятия для снятия и преодоления трудностей усвоения разных лексических единиц. С этой целью лексические единицы могут группироваться по степени и характеру трудностей, что позволяет подходить к ним дифференцировано, на основе их методической типологии.
Анализ учебных пособий по английскому языку начальной школы показал, что они в той или иной степени обладают возможностями для формирования у младших школьников лексических навыков.
Проведенное опытно-практическое исследование позволяет нам сделать вывод, что обучение в третьем классе по учебнику «Forward» отвечает требованиям ФГОС НОО и способствует формированию у младших школьников лексических навыков. Проанализированное нами содержание учебника М.В. Вербицкой по английскому языку для третьего класса, показало, что учебник построен по тематическому принципу, темы и ситуации отобраны с учетом возрастных и психологических особенностей и интересов учащихся младшего школьного возраста. Современный подход в рамках коммуникативно-когнитивного метода – формирование навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативно-значимом контексте. При введении новой лексики основной упор авторы учебника делают на развитие языковой догадки, считая это требованием времени.
Проведенное в ходе исследования диагностирование уровня усвоения лексики самостоятельно (заучивание слов) в третьем экспериментальном классе на констатирующем этапе эксперимента показало довольно низкие результаты.
Использование комплекса специальных упражнений для формирования лексических навыков у учащихся начальной школы, предлагаемых учебным пособием «Forward» уровень усвоения новой лексики значительно повысился. Следовательно, заявленная гипотеза исследования подтвердилась.
Приведенные в работе задания, упражнения и игры по английскому языку, целью которых является формирование лексических навыков младших школьников могут использовать учителя начальных классов и студенты педагогических вузов, а также родители, заинтересованные в гармоничном развитии своего ребенка.


1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. – 448 с.
2. Ариян М. А. Особенности взаимодействия учителя и учебника по иностранным языкам // Иностранный язык в школе.–2013.– №10. – С.14 – 18.
3. Афанасьева О. В. Английский язык 4 класс. В 2-х частях. Ч.2 – учебник М.: Дрофа, 2014. – 128 с.
4. Бекишева Т. Г. Role-Plays as Method of Developing Speaking Skills in Teaching English // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2014. – № 1. – 2014. – С. 34–37.
5. Бим И. Л. Некоторые исходные положения теории учебника иностранного языка // Иностранные языки в школе. –2002. – №3. – С.3–8.
6. Бронская В. С. Теоретические основы формирования и развития лексических навыков у школьников // Известия ПгПуим. В. Г. Белинского. – 2012. – № 28. – с. 705–706
7. Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. – 412 с.
8. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. – 350 с.
9. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. М.: Академия, 2004. – 334 c.
10. Гамезо М. В. Психологические аспекты методологии и общей теории знаков и знаковых систем // Психологические проблемы переработки знаковой информации. М.: Наука, 1977. – С. 5–48.
11. Дмитрусенко И. Н. Критерии оценки сформированности лексического навыка. Вестник ЮУрГУ. – № 25. – 2012. – С.126–127
12. Доржиева Э. А. Методические приемы по формированию лексических навыков при обучении иностранному языку студентов неязыкового ВУЗа // «Ученые заметки ТОГУ» – № 4. – 2013. – С.1995–1998.
13. Дубровина И. В., Данилова Е. Е., Прихожан A. M. Психология. Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 464 с.
14. Елизарова Е. Р. Как оценить словарный запас современного школьника: содержание и технология констатирующего эксперимента// Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5;
15. Жаркова Т. И., Сороковых Г. В. Тематический словарь методических терминов по иностранному языку, – 2-е изд., стер. – М.: Флинта, 2014. 321 с....40


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ