Только Word
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования мультимедийных средств в процессе обучения иностранному языку 6
1.1. Анализ понятия «мультимедийные средства» в психолого- педагогической литературе 6
1.2. Мотивация учащихся в процессе обучения иностранному языку 11
1.3. Мультимедийные средства в преподавании иностранных языков 18
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Практические основы использования мультимедийных средств обучения для повышения мотивации у обучающихся ИЯ 29
2.1 Использование мультимедийных средств обучения как средства повышения мотивации на уроках немецкого языка в 9 классе 29
2.2 Оценка школьной мотивации и практические рекомендации по использованию мультимедийных средств обучения на уроках иностранного языка 35
Выводы по второй главе 45
Заключение 47
Список использованных источников 50
Прогресс в области технологий создает большое количество возможностей для самореализации индивидуума в обществе. Технологический прогресс привел в действие информатизацию общества – где главную роль стали играть информация, навык и знание. Информатизация коснулась всех сфер человеческой жизни, в том числе и образование. Внедрение информационных и мультимедийных средств в процесс обучения ведет к созданию новых методов, приемов и форм работы.
Мультимедиа как ресурс способен воздействовать на человека совершенно на другом уровне. Особенности мультимедии это объедение способов передачи информации. Информация поступает в аудио-, видео- и графической форме. Именно эти особенности мультимедийных средств делают их незаменимым инструментом организации учебного процесса. Из-за способности к визуализации учебного материала мультимедийные технологии, как часть ИКТ являются обязательным звеном в организации уроков согласно ФГОС. Эти средства часто используются в обучении иностранному языку.
Предмет иностранный язык является крайне специфичным, так как проблема мотивации учеников всегда сопровождает изучение данного предмета. Формирование системы внутренних положительных мотивов является важным личностным результатом согласно ФГОС. Однако статистика показывает, что в среднем и старшем звене, большое количество учащихся теряет стимул к изучению иностранного языка и интерес к иноязычной учебной деятельности. На первый план выдвигаются менее эффективные мотивы (часто отрицательные), что снижает результативность обучения.
Большое количество факторов влияет на успешное формирование мотивации. К ним относятся личностные и профессиональные качества педагога и качество средств, используемых в процессе обучения. Мультимедийные средства является универсальным инструментом в руках профессионального педагога. Но объем использования данных мультимедийных средств в отечественных УМК при обучении иностранного языка является вечным вопросом. В этом и заключается актуальность данного исследования, посвященного вопросам использования мультимедийных средств в процессе обучения иностранному языку как средства формирования мотивации.
Цель исследования – показать возможности использования мультимедийных средств на уроках немецкого языка в качестве катализатора в процессе формирования учебной мотивации.
Задачи исследования:
• Проанализировать понятие «мультимедиа» в разных сферах;
• Рассмотреть понятие «учебная мотивация» и факторы ее формирования;
• Изучить особенности использования мультимедийных средств в процессе обучения ИЯ;
• Проанализировать УМК по немецкому языку «Горизонты» (Horizonte) для девятого класса на использование мультимедийных средств;
• Провести исследование по оценке уровня мотивации на базе двух муниципальных образовательных учреждений;
• Дать практические рекомендации по использованию мультимедийных средств обучения на уроках иностранного языка.
Объектом исследования является использование мультимедийных обучающих средств.
Предмет исследования – уровень учебной мотивации у учащихся при изучении иностранного языка.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
• Общенаучные (Анализ УМК, анализ теоретической литературы, сравнение результатов исследования);
• Эмпирические (Анкетирования, моделирование).
Практическая значимость работы обусловлена результатами проведенного анализа УМК по немецкому языку «Горизонты» (Horizonte) для девятых классов, а также возможностью использования дополнительных разработок к проанализированному УМК в процессе обучения немецкому языку в средней общеобразовательной школе.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Во введении дается обоснование актуальности работы, определяются цели, задачи, объект и предмет исследования.
В первой главе рассматриваются понятия «мультимедиа» и «мультимедийные средства». Анализируется понятие учебной мотивации и проблемы ее формирования. Также рассматриваются факторы формирования учебной мотивации. Далее анализируются особенности использования мультимедийных средств при изучении иностранного языка.
Вторая глава посвящена анализу УМК «Горизонты» по немецкому языку для 9 классов. Также в этой главе демонстрируются результаты исследования по оценке уровня школьной мотивации в 9 классе на базе двух образовательных учреждений. Даются практические рекомендации по использованию мультимедийных учебных средств в процессе обучения иностранному языку.
Заключение содержит вывод по поставленной проблеме.
Проблема формировании мотивации при обучении иностранному языку является очень важной проблемой и требует активного участия педагога в ее решении. Также стоит отметить, сформированная мотивация является личностным результатом согласно системе ФГОС.
Мотивация бывает разных видов, это зависит от системы мотивов, которая ее образует. Естественно в современной среде обучения, педагоги и методисты заинтересованы в формировании внутренней положительной мотивации у учащихся. Это система мотивов, которая приводит к успешному изучению иностранного языка, даже после окончания школы.
Существует множество факторов формирования мотивации в обучающей среде. Одними из самых важных являются личные и профессиональные качества педагога. Грамотный педагог способен выстроить обучающую среду таким образом, чтобы создать условия для индивидуализации обучающего процесса. Также важным факторов формирования внутренних мотивов считаются средства обучения. Качество средств обучения влияет на уровень сформированности мотивации. Это крайне актуально в современном мире, условием существования которого является информатизация.
Информатизация глобальный процесс, который затрагивает важные социальные институты и меняет отношения между объектами в обществе. Одним из главных критериев развития определенного социального института является уровень внедрения информационных, коммуникативных и мультимедийных технологий. Естественным образом информатизация коснулась такого важного социального института как образование.
Внедрение мультимедийных технологий является важным условием существования современной системы образования, так как мультимедийные средства решают сразу множество задач в процессе обучения. Согласно определению Б.С. Гершунского, мультимедиа – это спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем).
Из «компьютерной лингводидактики» M. A. Бовтенко следует, что мультимедийные средства – комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю общаться с компьютером, используя самые разные для него среды: графику, гипертексты, звук, анимацию, видео.
Включение мультимедийных средств в процесс обучения является очень важной составляющей современного образования, так как мультимедийные средства обладают гибкостью влияния на разные рецептивные органы, что позволяет индивидуализировать подход педагога к обучению. Успех же учащихся приводит к заметному повышению уровня их мотивации.
Ю.Н. Дрешер рассматривает мультимедийные обучающие средства как «совокупность технических средств обучения (ТСО) и дидактических средств обучения — носителей информации (ДСО)».
Все основные используемые в обучении мультимедийные программные средства можно разделить на три группы:
• Электронные учебные материалы:
• Интерактивные программы;
• Инструментальные программы.
Каждые из них обладают своими преимуществами при использовании и потенциалом формирования мотивации у учащихся в учебной среде.
Далее мы провели анализ современного отечественного учебно-методического комплекса «Горизонты» по немецкому языку для 9 класса на использование мультимедийных средств. Мы увидели, что УМК содержит элементы использования мультимедийных средств, но большинство из них являются аудиоматериалы, которые входят в состав электронных учебных материалов. Таким образом мы увидели возможность для использования дополнительных мультимедийных ресурсов.
Также мы провели исследование на базе двух муниципальных образовательных учреждений (МОУ СОШ №222 и МАОУ ГИМНАЗИЯ № 216 «ДИДАКТ» в г. Заречный). Уровень школьной мотивации у учеников 9 класса в обоих образовательных учреждениях находится на хорошем уровне. Однако мы отметили, что уровень мотивации у учеников одной школы выше чем у другой. Педагоги, работающие с этими детьми, являются педагогами высшей категории, поэтому сомнения в их компетентности нет. Однако педагог у учащихся с более высоким уровнем школьной мотивации использует в процессе обучения разные мультимедийные средства и фрагменты уроков из аутентичного учебника по немецкому «Netzwerk».
Также мы предложили использование мультимедийных средств из разных ресурсов, на разных этапах уроков в четвертой четверти. По нашему мнению, использование мультимедийных средств в контексте изученных нами глав учебника приводит к успешному формированию системы внутренних положительных мотивов, что приводит к улучшению предметных и метапредметных результатов.
1) Nicos Weg. Was macht dir Spaß? [Электронный ресурс] // URL https://learngerman.dw.com/ru/was-macht-dir-spa%C3%9F/l-46643577/ler (дата обращения: 06.05.2021).
2) Stefanie Dengler, Tanja Mayr-Sieber, Paul Rusch, Helen Schmitz. «Netzwerk» B1.2 Kursbuch. – Klett, 2014. – C. 160
3) Technik der Zukunft. [Электронный ресурс] // URL https://www.dw.com/de/technik-der-zukunft/a-18507811 (дата обращения: 05.05.2021).
4) Аверин М. М. Немецкий язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / М. М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман, Г. Ризу – М.: Изд-во «Просвещение», 2011. – С. 104.
5) Артемов, В.А. Психология обучения иностранным языкам. – М., 1969. – С.64
6) Ананьев, Б.Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды. – М., 1998. – С. 164.
7) Андреева, Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. – М.: Аспект Пресс, 2002.
8) Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В.Бурменская, И. А. Володарская – М.: Изд-во «Просвещение», 2010. – С. 159.
9) Бовтенко, М.А. Компьютерная лингводидактика. –М. 2005.– C. 215
10) Войскунский, А.Е. Зависимость от интернета: актуальная проблема, – М., 2000.
11) Гальперин, П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. – М., 1966. – С. 305.
12) Гальперин, П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР, т. 1. – М., 1959. – С. 441— 469.
13) Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: Учебное пособие. – М.: Академия, 2005. – С. 316.
14) Гершунский, Б. С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы: монография. –М.1987. – С. 264.
15) Горячев, М.Д., Долгополова, А.В., Ферапонтова, О.И., Хисматуллина, Л.Я., Черкасова, О.В. Психология и педагогика: Учебное пособие. – Самара, Издательство "Самарский университет", 2003. – С. 187....38